Общество

«Мы не понимаем, за что огребаем»: У 64 пилотов отбирают право на полеты после авиакатастрофы в Подмосковье

Петербургский друг и коллега летчика разбившегося самолета Сергея Гамбаряна рассказал «КП», почему его приятель не виноват в крушении Ан-148
Друг Сергея Гамбаряна сейчас судится за право летать

Друг Сергея Гамбаряна сейчас судится за право летать

Крушение самолета Ан-148 в Подмосковье, где погибли 71 человек, произошло 11 февраля 2018 года. Вторым пилотом судна был выпускник Южно-Уральского государственного университета Сергей Гамбарян. ВУЗ обучал пилотов на аэрокосмическом факультете с тренировками в учебно-тренировочном центре «ЧелАвиа» и созданном на его базе частном профессиональном учреждении «Челябинское летное училище гражданской авиации». Во время проверки выяснилось, что заведение не имело сертификата авиационного учебного центра, а также утвержденной Росавиацией программы подготовки.

Сразу же после этого Росавиация выпустила приказы об аннулировании свидетельств еще 64 пилотов, которые учились в одни годы с Сергеем Гамбаряном. Из них около 40 выпускников, по данным "КП-Петербург", были действующими летчиками со всей страны.

Сейчас каждый из них отстаивает свое право сидеть за штурвалом. Среди них есть и пилоты, работавшие в Петербурге. Один из них – близкий друг Сергея Гамбаряна до сих пор остается пилотом по разрешению суда. Представители Фемиды еще не поставили точку в его споре за право летать.

Командир воздушного судна на условиях анонимности рассказал «КП», что сейчас происходит с челябинскими выпускниками и почему не стоит делать выводы относительно причин крушения самолета «Саратовских авиалиний».

«МЫ ВЫИГРАЛИ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ СУДОВ»

- Я челябинский выпускник, по судебному разрешению продолжаю являться командиром воздушного судна в крупной авиакомпании, - пояснил «КП-Петербург» пилот. - Я не говорю, что выпускники нашего вуза - джентльмены на белых конях. Но мне непонятно, почему до завершения официального расследования катастрофы Ан-148 кто-то называет виновным в гибели и крушении Сергея Гамбаряна? Я знал Сергея Арсеновича лично. От этого мне обидно вдвойне. Мы летали с ним вместе в соседних группах, обсуждали посадки, заходы.

Сергей Гамбарян, по словам друга, был потомственным пилотом и опытным летчиком.

- Да, он был бортпроводником раньше, но это нормально, - поясняет друг Гамбаряна. - Если человек, освоив программу, прошел квалификационную проверку и ответил требованиям законодательства. Какие могут быть в этой ситуации проблемы? У него отец летчик – заслуженный пилот. Я не знаю, как он от инфаркта еще не шлепнулся. Конкретно имена виновных не названы. Но саратовский самолет стал спусковым крючком, после которого челябинских выпускников стали добивать.

Выпускников ЮУрГУ лишают права летать

Выпускников ЮУрГУ лишают права летать

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Дела пилотов об отзыве лицензии сейчас рассматриваются в судах всех уровней инстанций. В том числе в Верховном суде, в котором эксперт, по словам пилота, заявил о невиновности Гамбаряна.

- Один из руководителей Ространснадзора во время слушания одного из дел наших лишенцев, выступая как привлеченный эксперт, в Верховном суде однозначно сказал, что в процессе выполнения этого полета выпускник Гамбарян действовал правильно и в соответствии с развивающейся ситуацией, - утверждает друг Гамбаряна. - Но ему не хватило сил перебороть на штурвале капитана судна. И это явилось причиной катастрофы. Это было сказано под протокол. Есть аудиозапись.

(Стоит заметить, что версия причин крушения самолета Следственного комитета такова:

"Согласно данным расшифровки бортовых самописцев, пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости (ППД), и в ходе набора высоты произошло их обледенение. Командир корабля Валерий Губанов получил неверные сведения о падении скорости и принял меры по разгону судна путем перевода его в пикирование. При этом в нарушение инструкции был превышен угол наклона судна, самолет потерял управляемость" - прим.ред.).

Характеристики самолёта Ан-148

Характеристики самолёта Ан-148

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Что же касается Гамбаряна, то его квалификацию пилота ранее уже проверяли. Он был в числе пилотов, которые попали под ревизию после катастрофы самолета в Казани в 2013 году.

- Там было написано что свидетельство пилота Гамбаряна соответствует всем требованиям, - продолжает друг пилота. - На нас сейчас клевещут, что все иски пилотов суд отклонил. Но это не так. Я сам сейчас нахожусь в судебном процессе. Кроме 40 пилотов наших годов выпуска судятся еще и плюс около 150 выпускников «ЧелАвиа» и челябинского летного училища. Мы все в разных инстанциях, но я могу сказать, что около 60 процентов судов мы выигрываем. В этом деле большую роль сыграл Верховный суд РФ, который написал в своем определении, что нужно провести экспертизу и сравнить программы обучения в Челябинске и других летных вузах. Сейчас эта экспертиза проводится.

«ПИЛОТЫ НАЧИНАЮТ УЕЗЖАТЬ ЗАГРАНИЦУ»

Самая же ожесточенная судебная битва сейчас идет в Челябинске, где транспортная прокуратура подала иски к самому Южно-Уральскому госуниверситету о признании его обучения незаконным.

- Я участвую в этом суде как третье лицо, - поясняет пилот. - 10 июня будет очередное заседание. Это энергетический нерв всего противостояния. Если иск от транспортной прокураторы в отношении университета развалится, то все остальное окажется безосновательным. Почему возникли претензии к вузу в Челябинске? Потому что он подчиняется не Росавиации, а Минобразования. Это большой порядочный государственный, градообразующий для Челябинской области вуз, а его пинают как шавку.

МАК продолжает расследовать причины ЧП

МАК продолжает расследовать причины ЧП

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Всего, по словам пилота, лицензии были аннулированы у более 200 летчиков.

- У суда есть документы, что модель обучения в челябинском вузе допустима, но началась какая-то вакханалия, - поясняет пилот. - Чтобы вы знали, обучение на пилота – это большие деньги. Пилот первого класса – это 5 миллионов рублей, средний профиль – два-три миллиона рублей. Люди, которые тратят такие деньги, максимально мотивированы работать и работать профессионально. Мы всю жизнь свою поменяли. Мы готовы и способны принимать трудные решения. Но сейчас занимаются уничтожением отечественной авиации. Потому что сотни пилотов разочаровываются. Люди начинают искать себя заграницей. Двое уже уехали в Израиль. То, что происходит, несправедливо. Мы не понимаем, за что огребаем по полной. За то, что кто-то когда-то что-то не согласовал?

«НАШ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ НЕ ХУЖЕ»

Еще один бывший петербургский пилот – выпускник челябинского вуза – уже отстранен от полетов.

- Вот зачем нас было лишать без суда и следствия возможности летать? - недоумевает летчик Александр Ш. – Плачут, что пилотов не хватает, и тут же лишают хороших специалистов права честно трудиться на благо авиации. Есть забавная история, выложены два приказа подряд. Сначала приказ о лишении 30 пилотов свидетельств, а следом приказ об увеличении квот для приема иностранных пилотов...

Разбившийся самолёт Ан-148 "Саратовских авиалиний" за неделю до трагедии. ФОТО предоставлено "КП"

Разбившийся самолёт Ан-148 "Саратовских авиалиний" за неделю до трагедии. ФОТО предоставлено "КП"

По словам Александра, уровень подготовки челябинских пилотов не хуже остальных.

- Никто не скажет о нас плохого, уровень подготовки очень высокий, учили по современным стандартам и налет у нас был честный, летали минута в минуту, опять же в отличие от многих, - поясняет Александр. - Выводы делайте сами.

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

Список погибших в крушении самолета АН-148 в Подмосковье

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вина пилотов или сбой техники: почему во время крушения Ан-148 не работал обогрев приборов

В Москве продолжается расследование крушения летевшего в Орск самолета Ан-148, в котором погибли 6 членов экипажа и 65 пассажиров. Специалистам все-таки удалось «вскрыть» поврежденный в авиакатастрофе второй «черный ящик» - речевой самописец. Эксперты Межгосударственного авиационного комитета уже приступили к работе с этим аудио. Источники сообщают, что записи переговоров пилотов подтверждают версию, которая появилась после расшифровки параметрического самописца (он фиксирует работу «техники») (подробности)

Официальная версия крушения АН-148 в Подмосковье: пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить

Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье. Во вторник, 13 февраля, специалисты МАК завершили расшифровку параметрического бортового самописца с Ан-148. Того, который фиксирует в полете показания техники. Причиной катастрофы, по всей видимости, стало неверное представление пилотов о скорости воздушного судна. (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Могло ли обломки Ан-148 разбросать в радиусе километра, если взрыв случился только после падения

В истории с крушением пассажирского Ан-148 в Подмосковье версию о теракте отвергли практически сразу. Сначала сообщили, что на обнаруженных фрагментах самолета следов взрывчатки не нашли. Затем с официальным заявлением выступил Следственный комитет (а в расследовании сейчас участвуют около сотни сотрудников СК): «Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета». Тем не менее, в соцсетях время от времени всплывают конспирологические версии о теракте (подробности)