+7°
Boom metrics
Политика23 июня 2019 22:00

Конституционный суд Молдовы нарушил все, что только можно было нарушить

Из-за кумовства и беспрецедентной коррумпированности молдавские судьи создали практически непробиваемую круговую поруку
Николай АНДРЕЕВ
Конституционный суд Молдовы в его последнем варианте оказался на свалке истории. Фото: basarabia.md

Конституционный суд Молдовы в его последнем варианте оказался на свалке истории. Фото: basarabia.md

Венецианская комиссия Совета Европы 21 июня вынесла убийственное решение по поводу действий Конституционного суда Молдовы. Эксперты комиссии пришли к выводу, что оснований для роспуска парламента 7-8 июня не было, и что отстранять от должности президента КС не имел права, притом ни тогда, ни ранее. Махинации КС с подсчётом трёх месяцев были сочтены беспрецедентными и стали настоящим шоком для европейцев, поскольку «согласно принятому расчету трехмесячного срока, предусмотренного в Гражданском кодексе, который ранее применял Конституционный суд, срок формирования нового правительства истекал 9 июня, через три календарных месяца после подтверждения результатов выборов. 9 июня — это воскресенье, поэтому применимый срок — 10 июня», — считают в ВК. Да и роспуск парламента – это крайняя мера, которая применяется исключительно президентом, его решением и только в том случае, если коалицию создать не удалось. В случае же, если процесс формирования коалиции уже запущен, и стороны пришли к какому-то соглашению, вполне уместно роспуск парламента отсрочить.

Иными словами, Венецианская комиссия признала деятельность КС антиконституционной, притом, в течение нескольких последних лет, поскольку все отстранения Игоря Додона от должности президента, для продавливания законов, которые он отказывался подписывать, были тоже незаконны.

По сути КС нарушил все, что только можно было нарушить, – ведь в нормальной стране роль Конституционного суда заключается в том, чтобы поддерживать равновесие всех ветвей власти, будучи равноудаленным от них и действуя, как беспристрастный арбитр в случае конфликта между ними. Но это в нормальной стране, а не в стране, захваченной олигархами.

Так что же ждёт КС после решения Венецианской комиссии? Однозначно, роспуск, поскольку не может КС в нормальной демократической стране состоять из людей абсолютно продажных и ни во что не ставящих конституцию, а именно к состоянию нормальной демократической страны Молдова и начала сейчас движение.

Члены КС попытались было отползти из-под удара, опубликовав за день до решения Венецианской комиссии аргументы, по которым они решили отменить свои решения, принятые в период с 7 по 9 июня.

Как отмечается в пресс-релизе, судьи решили отменить собственные решения, принятые 7-9 июня, так как из-за отставки правительства Филипа «гражданский мир и права человека» были поставлены под угрозу. Соответственно, КС истолковал ситуацию как «чрезвычайную» и пересмотрел свои собственные решения, чтобы «устранить юридическую небезопасность».

Одновременно КС сделал реверанс в сторону США, постановив что документы, принятые правительством Филиппа, не могут быть проигнорированы и будут считаться действительными, если новое правительство по собственному усмотрению не изменит их. Это значит, что решения правительства Филипа от 11 июня о переводе посольства Молдовы в Израиле из столицы Тель-Авива в Иерусалим, а также об одобрении продажи бывшего республиканского стадиона посольству США в Кишиневе, действительны. Такая гибкость создаёт странную ситуацию: вот вроде бы КС отменил свои решения, и правительство, созданное 8 июня, считается легитимным, – и в тоже время законными считаются решения, принятые 11 июня ранее распущенным правительством, то есть, по сути, непонятно кем. Возможно судьи надеялись сбежать в США, сознавая, что роспуск КС — это лишь вопрос времени, и, если они сами не уйдут в отставку, их все равно в нее отправят.

После принятия этих замечательных решений председатель КС, Михай Поалелунжь подал в отставку с поста судьи и председателя Конституционного суда. Поскольку отставка Поалелунжь произошла всё же до решения ВК, то можно рассчитывать, что на следующей неделе его примеру последуют и остальные судьи. Не исключено, что они попытаются оформить свои отставки задним числом.

Впрочем, вся эта эквилибристика лишь добила и без того подмоченную репутацию КС. Речь таким образом идет уже не столько об отставке судей или о роспуске КС, сколько о выносе из здания Конституционного суда нескольких моральных и политических трупов в последней стадии разложения.

Забавный штрих добавила, и попытка судей прогнуться перед США, сохранив решения правительства Филипа о переносе посольства Молдовы в Иерусалим и выделении территории бывшего Республиканского стадиона в Кишиневе под строительство нового здания посольства США. По словам Майи Санду, никаких документов за подписью Филипа, подтверждающих это решение, найдено не было. Все ограничилось пресс-релизом. Иными словами, Плахотнюк, Филип и компания, поняв, что поддержки от США они уже не получат, решили просто кинуть своих бывших благодетелей.

Что делать теперь новой парламентской коалиции и президенту, а также правительству Санду? Оставим в стороне перенос посольства и выделение участка – хотя, наверное, переносить посольство не к спеху, это лишние расходы, а участок можно выделить – там ведь просто пустырь в центре города. Но, вероятно, первейшей задачей новой власти должна стать чистка судебной системы Молдовы, притом, всей, а не только КС. Из-за кумовства и беспрецедентной коррумпированности молдавские судьи создали практически непробиваемую круговую поруку. Так, в самый разгар формирования парламентской коалиции – 5 июня, Высшая судебная палата (ВСП) обязала государство выплатить Георге Попе, первому судье, задержанному за взятку в ходе реформы юстиции, 750 тыс. леев как компенсацию ущерба и задолженность по зарплате. Напомню, судью Георге Попу задержали в 2013 году по подозрению в коррупции — он взял $200 за то, чтобы закрыть дело. Судью сняли с должности и приговорили к семи годам тюремного заключения. Однако Апелляционная палата Кишинева и все вышестоящие инстанции признали его невиновным. А в июле 2017 года коррупционера восстановили в должности судьи. После этого он подал в суд на министерство финансов, министерство юстиции и Генеральную прокуратуру за то, что его несправедливо обвинили в коррупции и задержали, нанеся «душевные травмы».

Неправда ли, интересно получается: коррупционера ловят на взятке, снимают с должности и приговаривают к заключению, а после этого коллеги-судьи его не только оправдывают, так ещё и компенсацию назначают. А поскольку решение ВСП окончательное и не подлежит обжалованию, компенсацию заплатить придётся. Если, конечно, не отправить ВСП на свалку истории следом за КС.

Источник: basarabia.md