+22°
Boom metrics
Политика2 июля 2019 22:00

Министр сказал – министр отказался: Назвав приднестровский конфликт «гражданской войной», глава МИДа Молдовы подтвердил – что у трезвого на уме…

Так что это было у нас в 1992-м?! Чиновник в первом своем высказывании оказался тысячу раз прав
Министр Иностранных дел и европейской интеграции РМ Нику Попеску назвал трагедию на Днестре «гражданской войной». Фото: agora.md

Министр Иностранных дел и европейской интеграции РМ Нику Попеску назвал трагедию на Днестре «гражданской войной». Фото: agora.md

Впервые за четверть века с лишним, что минули после приднестровского конфликта 1992 г, чиновник такого высокого уровня – министр Иностранных дел и европейской интеграции РМ Нику Попеску – на международной площадке, а именно, на пресс-конференции в Бухаресте, назвал трагедию на Днестре «гражданской войной». Сказал 1 июля, а уже 2 июля отрекся от своих слов. Мол, оговорился, ошибку совершил. Но если переиначить: «Что у трезвого на уме, то у министра на языке», то есть, трезво глава МИДЕИ мыслит, но… Нику Попеску сразу объявили «врагом народа» в лучших советских традициях и в том, что предал интересы Молдовы. Он и отказался от своего слова.

Но слово не воробей… Просто кому-то выгодно связывать эту войну с Россией, а это уже не гражданская война. Смешно, если бы не было так грустно. Как аргумент против высказывания министра некоторые говорят, что Молдова воевала с Россией. Да если бы так оно было, исход бы «войны» был бы однозначно не тот, что был. Одной 14-й армии было достаточно, чтобы «установить знамя победы на примэрии Кишинева» или на другом официальном здании молдавской столицы. Кстати, именно благодаря России эта бессмысленная, трагичная война была остановлена.

Это была гражданская война в классическом ее определении. «Гражданская война — наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе», - сообщают учебники по истории, цитируемые всезнающей «Википедией».

«Читаю многочисленные нападки на нового министра иностранных дел Нику Попеску. За то, что он на пресс-конференции в Бухаресте возложил значительную долю вины за войну и разделение страны в начале 1990х на молдавское руководство. И даже не нападает на Российскую Федерацию за ее "агрессию"! Министр молодой, он не несет никакой ответственности за то, что было тогда, и это позволяет ему быть более объективным и использовать те знания по разрешению конфликтов в мире, которые он накопил. Его цель - решать проблемы, а не имитировать их решения традиционной демагогией. Он говорит, что молдавские граждане в Приднестровье - такие же граждане, что и на правом берегу. Что в этом плохого? Перестаньте нападать на него! Раньше или позже в Молдове должна была прийти к управлению молодежь с европейскими взглядами. Вот она приходит! Дайте ей порулить! Хуже точно не будет! А лучше - наверняка!» - написал в facebook Илья Тромбицкий, известный молдавский эколог.

«Министр Н.Попеску сказал то, что изначально было известно и понятно любому здравомыслящему человеку, не отягощённому грузом ни махрового национализма, ни агрессивного шовинизма. И назвал трагедию на Днестре своим именем - гражданская война. И слава Богу, что она была потушена практически в одночасье. Депутат первого парламента И.Тромбицкий, голосовавший за Декларацию о независимости Республики Молдова, абсолютно прав в своём кратком, но емком по смыслу посте», - такое мнение у Александра Муравского, экс-министра экономики Молдовы.

Трудно не согласиться.

Несколько командировок в зону конфликта с коллегой Костей Кирошко, к великому сожалению, ушедшим из жизни, сразу расставили все точки на «и»: мало чем отличались правобережные воевавшие от левобережных. Мы общались и с военным формированием «Днестр», в котором был и кишиневцы, и тираспольчане, и русские, и украинцы, и молдаване и представители других национальностей с пропиской в МССР. Побывали мы и в бендерской полиции, и в дубоссарской (она была эвакуирована в село Кочиеры), защищавших интересы правобережной Молдовы. Там мало того, чтобы были жители сейчас уже приднестровских территорий – Бендер, села Коржево, города Дубоссары, так у них еще и родственники были «по ту сторону баррикад», и семьи жили в зоне конфликта. Бендерские полицейские оказалась заблокированными в здании своими же соседями, вчерашними сослуживцами, просто добрыми приятелями. Увы, это была гражданская война. И от этого еще больнее.

И не межэтнический конфликт, как кричат некоторые. Привычная картина 1992-го. Дом возле лодочной станции, что между Коржево и Дубоссарами: крыша пробита, стены – со следами войны, огород весь в рытвинах. Такое ощущение, что прокатилась на машине времени в 1944-й… Хозяева чаще живут в погребе, чем в доме. Спускаемся под землю, где бочки с вином, закрутки, немного одуревший от выстрелов и того, что такое могло вообще произойти, хозяин. Молдаванин. Говорит, что не успел выехать, а добро оставлять жалко, растащат. Стреляют по дому и с правого берега, и с левого. Такой же бедолага прячется в подвале соседнего дома, «русскоязычный». И никто хозяев этих домов не спрашивал, кто они по национальности и «за кого»… просто дома оказались на линии огня.

Вот так, на линии огня, оказались граждане целой страны, жившие до этого дружно и мирно. А потом, попав под жернова пропаганды тех, кто воевал за кормушку, взялся за оружие, - «защищать свою землю». Было и семьи оказывались по разные стороны окопов. Такая она была… гражданская война в Молдове.