Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество26 августа 2019 11:15

«Роботы станут учить людей? Не верю!»: Эксперт рассказал об образовании будущего

Из-за парт никто не выйдет, за них посадят даже пенсионеров
Директор по стратегии проекта «Яндекс.Учебник» Наталья Чеботарь

Директор по стратегии проекта «Яндекс.Учебник» Наталья Чеботарь

Какой станет школа через 5, через 10 лет, если сейчас технологии обновляются едва ли не раз в полгода? Кто знает, к чему и как готовить наших детей, которым жить в таком неопределенном будущем? За ответами на эти вопросы мы обратились к тем, чья работа уже сейчас в существенной мере влияет на обучение, по крайней мере, в начальных классах. Большинство родителей детей возраста началки сталкивались с «Яндекс.Учебником». Мы задали свои вопросы директору по стратегии проекта Натальей Чеботарь.

Сидеть за партой придется постоянно. Даже пенсионерам

- Образование будущего. Каким оно видится сегодня?

- Всем придется учиться постоянно. И уже всем приходится учиться. Даже пенсионеров взялись обучать. Поэтому я считаю, что будущее, о котором долго говорили, уже наступило, мы уже в будущем живем. Даже в школах, достаточно консервативных учреждениях, много всего меняется.

У ребенка появляется все больше возможностей влиять на время, место, последовательность своего обучения, глубину. Как только ребенок созревает для понимания важности обучения, как только у него формируется волевая сфера - он теперь может сам отвечать за свое обучение. И на этом стоит делать фокус родителям. Взрослых это тоже касается. Никто теперь не скажет, как вам учиться, чему учиться, чтобы вы были в комфорте и тепле всю жизнь.

Если же говорить про технологическую сторону вопроса, то технологии – это не волшебная таблетка. Сами технологии никого не учат, и учить не будут. В будущее, в котором роботы учат людей, я лично и мои коллеги в «Яндексе» не верят.

Но возможен существенный прорыв в сфере образования за счет автоматизации рутинных действий и технологий обработки больших данных. Ведь до сих пор было неудобно работать даже с данными «маленькими» - статистикой по одному классу. Вот у учитель 30 - 40 детей. Разбираться поименно, кто какие ошибки совершает, из-за чего это происходит (невнимательность, пропуск другой темы, недостаточная отработка или просто ребенок плохо себя чувствовал), конечно, нет времени. Учитель традиционно ориентируется на сильных, реже – на слабых. Это сегодняшняя данность.

И если технологии сумеют анализировать постоянные ошибки ребенка в классе, весь путь, как он идет от одной темы к другой - это позволит учителю все свое внимание сфокусировать на конкретных проблемах и работать именно с ними.

Все идет к тому, что учитель будет выполнять роль диагноста. Именно он видит живого ребенка и всю полноту картины: его семью, социальное положение, в городе или селе он живет, его возможности здесь и сейчас. И именно учитель понимает, почему этот ребенок ошибается, что останавливает в его прогрессе, что мешает. Педагог должен мотивировать школьника и помогать ему профессиональным советом.

Если мы говорим про начальную школу (а «Яндекс.Учебник» это прежде всего начальная школа, и данных у нас про это больше всего), мы видим, что дети очень вариативно ошибаются. Полушария у всех дозревают по-разному, и в одном классе оказываются дети одного возраста, но не сопоставимые по своим возможностям.

Технологии дают учителю гибкость, как с такими разными людьми работать.

Компьютер письмо рукой не заменяет!

- Вы говорите о разработке индивидуальных маршрутов обучения для детей?

- Возьмем начальную школу. Во-первых, можно всем детям выдать разные домашние задания. Потому что кому-то нужно дольше отрабатывать навык, и пока он не доведет его до автоматизма, много раз не сделает одно и то же, умение в руку не ляжет. А другой ребенок, который пришел с другой подготовкой, способен классно решать олимпиадные задачи по этому предмету. И ему в качестве домашнего задания можно давать как раз такие олимпиадные задачи. Оба этих ребенка находятся в одном классе, проходят одну и ту же тему, не теряется общность детей, но при этом прогресс у каждого может быть разный. В конце концов, есть возможность совсем разный контент давать разным детям. У нас такое еще не применяется, но в мире технология существует. Если ученик интересуется, например, спортом или музыкой, то у него задания по родному или иностранному языку будут с интересными ему персонажами из мира музыки или спорта. Это же влияет на мотивацию заниматься!

- Но ведь получить информацию с экрана - это совсем не то же самое, как если бы вы прочитали ее на бумажном листе, покрутили детали на уроке руками! Ведь есть исследования о том, что совершенно по-разному эта информация усваивается.

- Вы абсолютно правы. Когда обычно говорят про технологии, считается, что есть или компьютер, или все по старинке. А их нужно совмещать! В этом и роль, и экспертиза учителя – понимать, в какой момент что лучше делать. Совершенно не нужно все обучение засовывать в компьютер. Нужно и писать рукой, и выполнять задания самому, и уметь это делать в тетрадке, и работать с таблицами в компьютере. Письмо рукой – отдельный важно вопрос, оно всегда должно быть.

Электронные задания, например, дают возможность ребенку несколько раз ошибиться без стресса. Если он обычно делал дома задачки, что-то не сошлось – все, конец! Мама, бабушка, папа, вся семья ломает над задачей голову, и все ненавидят школу и друг друга. Или решают вообще не делать это задание. Учителя жалуются, что сейчас дети приходят с невыполненным домашним заданием даже в начальной школе! Что учителю с ними делать?! Как идти дальше?

А при работе с компьютером ребенок увидел, что ошибся. У него появляется еще одна попытка. Ему говорят: «Вспомни, что половины - это одинаковое количество». Или, если это была сложная задача с несколькими действиями, то компьютер скажет: ты первое действие сделал правильно, а второе неправильно. У ребенка появляются шансы и мотивация еще что-то доделать. И учитель уже вечером видит, кто как решил, кто старался, кто не старался, какие ошибки. И потом, приходя в класс следующий раз, разбирает самые важные моменты. И это влияет на качество образования, конечно.

Школа удобна для родителей, поэтому не исчезнет

- Вообще, качество образования - это комплекс того, что делает учитель, и того, что делает ребенок, - продолжает Наталья Чеботарь. - Мы с помощью технологий можем видеть то, что делает ребенок, и тем помогать учителям. Мы работаем с институтами повышения квалификации учителей, институтами развития образования и т. п. - в 25 регионах. Вместе разрабатываем программы, верифицируем их. Но и учителя тоже должны меняться. Регулярно повышать свою квалификацию, как и в других профессиях. А квалификация сейчас в том, чтобы уметь грамотно сочетать все инструменты, которые у тебя есть. Не тратить время там, где можно его сэкономить, и не изобретать велосипед там, где он уже есть.

- Учитель в будущем останется как диагност. Но что будет с классами? Останутся ли они или обучение будет индивидуальным?

- Я не верю, что массовая школа куда-то исчезнет. Потому что родителям неудобно. Большинство из них работают, и не все специалисты в обучении детей. Поэтому я думаю, что школы останутся. Но подход к классам будет более гибкий. Важно, чтобы дети проводили время вместе, но объединяться можно очень разными способами. Можно объединяться по уровню знаний, а не по возрасту. Можно объединяться по интересам на дополнительных занятиях. Объединяться для работы над какими-то проектами – и межвозрастными, и межпредметными. Это тоже происходит уже сейчас. Просто будет более просто это сделать. В том числе потому что расписанием в электронном виде удобнее управлять. Можно быстрее переводить ребенка с уровня на уровень, не потому что закончилось полугодие, а потому что ученик готов, например.

Портфолио не должно тянуть вниз

- В российской школе сейчас активно внедряются цифровые портфолио учащихся. В них будет отображаться все: какие отметки получал с самых первых дней, какие книжки читал, сколько кружков выбрал и забросил, какие спектакли смотрел, как сдавал ГТО. При поступлении в вуз всю эту историю можно будет отследить. Когда ребенок успешный, высоко мотивированный, портфолио - благо, он набирает за счет него баллы. Но часто бывают дети, которые, условно говоря, созревают поздно, не успешные. Он потом, может быть, в 8-м классе возьмется за ум и подтянется. Но шлейф не успешности у него в этом цифровом портфолио так и останется. Преодолимо ли это, как вы считаете?

- Я считаю, что надо активнее заявлять свою позицию родительской общественности. В целом экспертное сообщество не хочет такого развития событий. Самая передовая идея на этот счет не только в России, не только в образовании - в целом во всех цифровых историях человек должен сам владеть своими данными и сам решать, кому и в какой момент он хочет их показывать или не показывать. Цифровое портфолио, что в него положить, в какой момент, в каком виде – должно быть решение родителей, детей.

И уж точно мир, в который человека не берут на работу, потому что он в 3-м классе просел по оценкам... Это черная картина, которую не хочется застать.

КСТАТИ

Познакомиться с бесплатными образовательными сервисами педагоги столицы смогут на на форуме «Город образования», который пройдет с 29 августа по 1 сентября на ВДНХ. Там «Яндекс» представит три проекта: «Яндекс.Учебник», «Урок музыки» и «Яндекс.Лицей». Учителя начальных классов смогут посетить семинары по развитию читательской грамотности и решению нестандартных математических задач на примере сервиса «Яндекс.Учебник». Для учителей музыки пройдет семинар, который познакомит их с различными сценариями уроков, направленных на развитие творческих способностей, метапредметных навыков и гибких компетенций у школьников. На IT-стенде специалисты Яндекса проведут мастер-классы для учителей и учеников в рамках проекта «Яндекс.Лицей» и расскажут о процедуре поступления.