Премия Рунета-2020
Уфа
+18°
Boom metrics
Политика9 сентября 2019 9:31

Радий Хабиров: «В подчиненных ценю две вещи – профессионализм и порядочность»

Врио главы Башкирии о своих принципах работы, чувстве юмора и семье [эксклюзив КП]
«Комсомолка» - единственное издание в Башкирии, куда Хабиров пришел с дружеским визитом

«Комсомолка» - единственное издание в Башкирии, куда Хабиров пришел с дружеским визитом

Врио главы Башкирии Радий Хабиров выкроил в своем плотном графике время, чтобы посетить уютный пресс-центр «Комсомольской правды – Уфа». В доверительной беседе с нашим коллективом он постарался ответить на самые острые вопросы, которые волнуют наших читателей, и поделился своими планами на будущее. Разговор получился продолжительным и откровенным, без излишнего официоза и формальностей. Будто в гости к «Комсомолке» пришел не политик и первый человек региона, а обычный человек, как все мы с вами.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

- Радий Фаритович, вот уже 11 месяцев вы находитесь на своей должности, но все это время с приставкой врио. Хотелось бы немного пофантазировать. Что все-таки изменится после выборов, когда эта приставка исчезнет? Что-то поменяется или, наоборот, останется прежним?

- Мне кажется, ничего не изменится. Я к этой работе отношусь серьезно, и для меня не было разделения, что я сейчас исполняющий обязанности, а потом меня изберут. Сохранятся те же темпы работы, те же обязанности. Только ответственность будет выше, потому что будет факт избрания. Единственное, чего я боюсь – чтобы, так скажем, «медные трубы» не увели куда-то в сторону. Но, я уже не молодой человек, так что думаю, мне это не грозит.

- У вас есть уже какие-то планы на первые месяцы после выборов? Может, отпуск хотите взять?

- Откровенно говоря, хотелось бы отдохнуть, потому что темп работы высокий. Но не очень получается. Может, где-нибудь в ноябре, если будет такая возможность. У меня все-таки семья есть. А пока, скажу так: у нас и сентябрь, и октябрь будут насыщенными. В октябре мероприятие, связанное с ШОС и БРИКС, а еще День республики, мы празднуем столетие. Мне все говорили, что это только до выборов такой жесткий график, но в ближайшие месяцы темп будет еще выше.

«ЧУЖАКОВ» В КОМАНДЕ НЕТ

- Довольны ли вы командой, которая сформировалась в последние несколько месяцев? Ведь ни для кого не секрет, что некоторые руководители ведомств не имеют опыта работы в своей сфере. По какому принципу вы формировали костяк правительства?

- По своей натуре в работе я перфекционист, мне всегда хочется делать все на отлично. В чем-то другом, может, я и не настроен так, но на работе только так. Поэтому и к людям предъявляю очень высокие требования. Нет предела совершенству, поэтому над составом правительства еще нужно работать. Вот мне говорят, что привел «чужаков», якобы работали со мной в Красногорске. Но ведь подавляющее большинство из них – уроженцы нашей республики. Что касается администрации главы, то там вовсе изменения незначительные, это коснулось только руководителя и его заместителей. Интересный факт: когда вернулся в республику, я обнаружил, что в администрации продолжают работать довольно много людей, которые работали еще при Рахимове, и многих я хорошо знаю. Если говорить в целом, сегодня собралась работоспособная команда. Что касается людей, которые в нее входят, то я исходил из двух простых вещей – профессионализм и порядочность. Меня так учителя наставляли. Если удается найти человека, в котором эти качества сочетаются, то это большое счастье.

- Какие сферы в нашей республике проседают, по сравнению с другими регионами? А какими мы по праву можем гордиться?

- Совершенно справедливо мы можем гордиться нашей нефтедобычей и нефтепереработкой, нефтехимией, добычей полезных ископаемых. Мы можем гордиться нашим сельским хозяйством, двигателестроением и машиностроением и так далее. Практически куда не копнешь, везде есть успехи, но вот по макроэкономическим показателям и развитию инфраструктуры есть пробел. Вроде бы все хорошо, а в совокупности – не очень. И заводы вроде работают, и выручку дают, и инвестиционные программы неплохие. Но экономическая история такова, что некоторое время мы проседали. В том числе и в сельском хозяйстве, что характерно не только для нас. Хочу отметить, что постоянно расти – это сложно. Когда ты добился существенного роста, то потом каждые полпроцента даются с трудом.

Глава республики подвел предварительные итоги своей работы за 10 месяцев на посту

Глава республики подвел предварительные итоги своей работы за 10 месяцев на посту

Фото: Рустем АХУНОВ

- В чем главная проблема последних лет?

- Отставание в динамике роста и отсутствие новых «точек роста». Мы просели, в том числе, во всевозможных экономических механизмах развития, таких как территории опережающего развития и свободные экономические зоны. Сейчас мы пытаемся исправить ситуацию и подали документы, чтобы создать свободную экономическую зону. Делается это не для того, чтобы все осталось на бумаге – за каждым экономическим явлением есть возможность развития. Из-за всего вышеперечисленного в республике не так активно развивается малый и средний бизнес. Я думаю, что это тоже важнейший драйвер экономики и здесь мы просели как экономически, так и политически. Те регионы, где власти уяснили для себя, что бизнес – это «священная корова» и его нужно только поддерживать и носить на руках, там развитие пошустрее пошло. У нас этого явления не было, поэтому мы здесь отставали.

«НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ УЧИТЬСЯ»

- Вы наверняка общаетесь с главами других регионов. Скажите, есть ли что-то, что вы смогли почерпнуть из этого общения для себя? Может, какие-то практики подсмотрели?

- Я постоянно это говорю и всех коллег к этому призываю – не стесняйтесь учиться. Я и сам постоянно учусь. Например, я краем уха услышал, что в одном из регионов врачам, которые при осмотре обнаруживают признаки онкологии и потом диагноз подтверждается, дают премию. Деньги там небольшие были, что-то в районе 500 рублей. Я это услышал и решил внедрить у нас, только премию поднял до 5 тысяч рублей. Все потому что, если врач обнаружил рак на ранней стадии, он, по сути, спас человеку жизнь. Я вот работал в администрации подмосковного Красногорска, там была очень продвинутая команда. Многие инициативы, которые мы внедрили в республике, я подсмотрел именно там. Например, программы ремонта подъездов и благоустройства дворов. Или же совещания в формате «Стройчас» и «Здравчас» - они также проводятся в московской области, это не мое изобретение.

СУДЬБОНОСНОЕ РЕШЕНИЕ

- Когда к вам в голову пришла такая мысль, что когда-нибудь вы сможете стать главой региона? Вы думали об этом, когда работали в команде Муртазы Рахимова?

- Скажем так, эта мысль ко мне не приходила, я как-то спокойно жил (смеется). Вы знаете, иногда к человеку не приходят в голову какие-то мысли, но внешнее окружение начинает их рисовать за тебя. В определенный момент, когда я переехал в Москву, меня «женили». Уже давно меня прочили в главы республики. Так сложилось, что долгое время, до настоящего момента, мое имя жило отдельно от меня самого, самостоятельной жизнью. Моим именем отнимали бизнес, дарили бизнес, женили, разводили, ну и так далее. Дошло до того, что это начало мешать на службе, делали даже замечание. Я тогда устал оправдываться, мол, это не я, мое имя живет своей жизнью.

- А как ваша супруга Каринэ отнеслась к вашему решению стать главой? Для нее это было неожиданно?

- Конечно, неожиданно. Хотя понятно, что такие решения не бывают совсем уж внезапными. Мы уже давно живем по принципу – делай, что должен и будь, что будет. На тот момент я спокойно работал главой Красногорска. Когда стало известно (о переезде в Башкирию. – Ред.), мы точно также все это спокойно восприняли. Карина меня тогда поддержала. Она всегда считала, что так и будет, даже больше чем я. Я просто запрещал себе об этом думать. В свое время я говорил жене: я все силы отдаю Красногорску, но быть похороненным на торжественной аллее, где хоронят всех глав города – я не готов. Где-то мы с тобой в другом месте все равно поживем, говорил я, намекая на родину. Жена после того решения говорила: «Я тебя и так не видела, а теперь точно видеться перестанем. Зато ты будешь счастливым человеком».

Мы обсудили вопросы развития туризма, экономики и строительства дорог

Мы обсудили вопросы развития туризма, экономики и строительства дорог

Фото: Рустем АХУНОВ

ГЛАВНАЯ БЕДА

- Одна из главных проблем в республике – дороги. От их качества плюются практически все водители. Ваш предшественник пытался что-то изменить, но часто это заканчивалось скандалом. Каковы будут ваши действия в этой сфере?

- Мы постоянно мониторим настроения наших жителей и почти всегда дороги в топе главных проблем региона. Чтобы было понятно: у нас самое большое количество дорог в Российской Федерации после Алтая. У нас три федеральные трассы проходят, много дорог регионального значения. К сожалению, у нас есть села, которые соединены только грунтовкой. Как мы видим развитие этого направления? Решение здесь простое: нужно просто строить. Постоянно, с утра и до вечера. Решить эту проблему только своими силами практически невозможно – нужны деньги из федерального бюджета. В этой части планомерно работаем с минтрансом России. Например, совсем скоро трассу «Уфа – Аэропорт» будет обслуживать федеральная структура. Как только это произойдет, федералы тут же начнут проектировать расширение дороги на восемь полос. Поэтому мы уделяем особое внимание этому вопросу, и вице-премьеры, которые курируют это направление, практически не выходят из минтранса.

- А вы сами за рулем ездите?

Вы вот спросили, и я понял – здесь я уже чуть больше 10 месяцев, и за все это время ни разу не сел за руль, не было возможности. До недавнего времени довольно часто ездил. Например, вместе со своей семьей объездил на машине все «Золотое кольцо».

МЕТРО НЕ БУДЕТ

- Ожидается ли в Уфе появление скоростного транспорта, который свяжет север и юг города? Горожанам многое обещали, но дело так и не движется.

- Могу сказать одно: нужно немного потерпеть. Решения по скоростному транспорту в Уфе нет ни у кого в правительстве. Есть несколько вариантов, как это должно быть. Когда я сюда только пришел, на меня тут же навалили старые идеи. Некоторые нужно было отсеять, как нежизнеспособные. Одна из них – метро. За те деньги, которые на это необходимы, мы сможем построить город-сад. На данный момент нет четкого понимания и по скоростному трамваю в башкирской столице. В правительство время от времени приходят различные банкиры и предлагают вложиться в проект, но мы пока не определились. Мы очень внимательно анализируем транспортную ситуацию в Уфе и понимаем, что если не будем идти в ногу со временем, то наступит коллапс. Наша энергия сейчас больше направлена на другое – как сделать так, чтобы город не встал на въезде. Именно поэтому оперативно начали строить мост-вставку на Воровского. В этом году заложили деньги, чтобы строить мост на Интернациональной, уже сейчас проектируем расширение улицы Пугачева. Важнейшее направление в развитии общественного транспорта в республике – возрождение государственного перевозчика «Башавтотранс». Прошлой осенью предприятие едва не разорилось, а теперь постепенно встает на ноги.

Беседа с Радием Хабировым прошла в доверительных тонах

Беседа с Радием Хабировым прошла в доверительных тонах

Фото: Рустем АХУНОВ

ПОЧЕМУ ЗДЕСЬ НЕ ТЕХАС

- Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны: почему прошлой осенью вы сравнили хаос, творящийся с пассажирскими перевозками в Уфе с Техасом? И почему все-таки здесь не Техас?

- Я считаю, себя веселым человеком и иногда люблю пошутить. В моей молодости было много фильмов про ковбоев, про дикий Запад. Там Техас всегда отличался, это было такое нарицательное понятие – место, где нет закона, где властвуют какие-то бандитские группировки. Поэтому я привел такое сравнение, аллегорию, если можно так сказать. По прибытию в Уфу я был неприятно поражен системой общественного транспорта. В городах-миллионниках такого уже нигде нет. Катаются по городу две тысячи автобусов, собирают наличные, налоги не платят. Или, если хотите, такое сравнение: если взять куб песка, они выплачивают с него одну горошину. И при этом то, что они вытворяли на остановках – это ужас. Понятно, что я с этим не смирюсь.

- Как с этим бороться?

- Ну вот, например, мы ввели единую транспортную карту «Алга». На сегодняшний день продали уже более 100 тысяч карт. Идут транзакции, мы их считаем и получается интересная вещь: доля «Башавтотранса» в пассажирских перевозках Уфы – не более 15%. Остальные перевозчики – частные. И я не возражаю против этого, пусть зарабатывают. Но пусть делают это по-другому. Мы когда проверяли, кто совершает транзакции по карте «Алга», обнаружили, что 92% переводов – это тот же самый «Башавтотранс». Получается, частников заставляем устанавливать терминалы, а они под разными предлогами уклоняются – то не работает у них, то еще что-то. Но порядок в общественном транспорте все-таки настанет. На это лишь нужно немного времени. Частники зимой же уже пытались забастовку устроить, но мы их быстро привели в чувство. Я за то, чтобы люди зарабатывали, но против, чтобы это делалось таким образом.