2019-09-17T01:29:55+03:00

Замглавы Минкомсвязи Максим Паршин - о будущем цифровых сервисов: Одно заявление - и вы получаете весь комплекс услуг онлайн

В ближайшие годы в ведомстве хотят максимально упростить все бюрократические процедуры
Поделиться:
Комментарии: comments5
Фото: freepik.comФото: freepik.com
Изменить размер текста:

Цифровой профиль и только онлайн-общение с чиновниками - такую идеальную картину рисуют чиновники, когда говорят о развитии системы госуслуг. Почти все россияне уже пользуются этими сервисами. Теперь пришло время сделать их еще более дружелюбными по отношению к гражданам. Об этом «КП Капитал» рассказал Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«ЧИСЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РАСТЕТ НА МИЛЛИОН В МЕСЯЦ»

- Сколько сейчас людей пользуется электронными госуслугами?

- Число активных пользователей портала Gosuslugi.ru постоянно растет. Уже 64 млн человек имеют подтвержденную учетную запись и пользуются цифровыми сервисами. Это число растет примерно на миллион в месяц. Конечно, наступит момент, когда мы достигнем насыщения и все активное взрослое население будет так или иначе пользоваться цифровыми сервисами. Но пока динамика очень высокая.

- С чем это связано?

- Чем больше цифровых сервисов, тем больше на них спрос. Граждане активно приобщаются к такой форме получения госуслуг. Плюс в этом участвуют региональные власти, крупные банки, телеком-компании. Они тоже вовлекают граждан в цифровой мир.

- То есть количество электронных услуг тоже растет?

- Да, услуги цифровизируются, переводятся в электронный вид. Но мы не гонимся за числом отдельных услуг. Мы переключились на развитие суперсервисов.

- Чем отличается сервис от суперсервиса?

- Суперсервис - это комплексная жизненная ситуация. Совокупность взаимосвязанных государственных, муниципальных и бизнес-услуг. Единый клиентский опыт. Когда по одному заявлению вы получаете весь комплекс услуг, даже не задумываясь о том, какие вам обязаны предоставить. Сейчас, чтобы получить все, надо очень хорошо понимать, на что вы имеете право, а на что - нет. Здесь же все максимально просто и удобно. Одно цифровое заявление - и вы получаете весь комплекс услуг онлайн.

«ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОЧЕНЬ ЦЕННА»

- Приведите пример суперсервиса.

- Рождение ребенка. Точнее, период с момента беременности до записи в детский сад. Оформление всех документов, выплат и пособий происходит единым пакетом. Таких суперсервисов мы выделили 25. Сейчас находимся на завершающей стадии формирования целевых моделей, проводим фокус-группы. Например, если это суперсервис при рождении ребенка, то общаемся с молодыми мамами, которые недавно родили и помнят, как они проходили все этапы. Или это девушки, которые только готовятся к этому событию и еще не знают, что им нужно делать. Если сервис по старту бизнеса, работаем с действующими и начинающими предпринимателями.

- Как можно поучаствовать в обсуждении и улучшении сервисов?

- По десяти суперсервисам есть прототипы, которые мы опубликовали на Едином портале государственных услуг. Каждый, кто в этом заинтересован, может с ними ознакомиться и оставить обратную связь, пройти опрос. Рабочие группы, которые разрабатывают суперсервис, учтут ваше мнение и сделают соответствующие изменения. Прототипы уже посмотрели 15 тысяч человек, более 5 тысяч прошли опросы. Это объемная обратная связь, которую мы получаем и активно используем.

- Какие выводы потом делаете?

- Мы понимаем, что что-то упустили. Например, предусмотрели запись в детский сад, но забыли про запись в поликлинику. Поэтому обратная связь очень ценна.

«ГОСУСЛУГИ ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ОНЛАЙН И ЗА СЕКУНДЫ»

- У вас есть видение, как в будущем должна выглядеть система предоставления государственных услуг? К чему мы идем?

- У нас есть несколько базовых принципов. Первый - все документы цифровые. Главным является запись в информационной системе или в базе данных, в государственном реестре. В бумаге необходимости нет. Но если она вам нужна, вы можете получить выписку. Второе - все услуги должны предоставляться онлайн и за секунды. Третье - все услуги должны быть максимально упрощены. То есть не должно быть человека, который принимает решение и чьей подписи нужно ждать. Четвертое - услуги должны предоставляться проактивно. То есть вы даже заявление не должны подавать. С наступлением определенного события система сама предлагает вам услугу. Допустим, если пришло время менять паспорт, система напомнит об этом, а потом сообщит, что паспорт готов.

- Когда это прекрасное будущее может стать реальностью?

- Думаю, на это потребуется не больше пяти лет. Национальный проект рассчитан до 2024 года. Но основные результаты будут появляться в течение ближайших двух-трех лет.

Замглавы Минкомсвязи Максим Паршин Фото: Артем КИЛЬКИН

Замглавы Минкомсвязи Максим ПаршинФото: Артем КИЛЬКИН

СПРАВКА «КП»

Портал Gosuslugi.ru - единый портал, где можно получить услуги десятков министерств и ведомств. На нем можно заказать услуги в электронной форме, записаться на прием, оплатить штрафы, пошлины, судебные и налоговые задолженности, услуги ЖКХ. За прошлый год через портал было заказано 2,6 млрд государственных услуг.

КСТАТИ

«Безопасность - абсолютный приоритет»

- Что такое цифровой профиль гражданина, который вскоре должен появиться?

- Это вся совокупность информации о каждом из нас, которая содержится в тех или иных информационных системах, как в государственных базах данных, так и в отдельных коммерческих. Плюс это система работы с информацией. Я должен иметь возможность у себя на смартфоне видеть, что обо мне знает госорган, начиная от номера паспорта, СНИЛС, данных об имуществе и так далее. И не только видеть, но и управлять личными данными. Например, чтобы предоставить доступ к ним банку, который на основании этих сведений выдаст вам кредит на лучших условиях.

- Насколько цифровой профиль будет защищен от хакеров и потери данных?

- Безопасность - наш абсолютный приоритет. Никакие нововведения мы не готовы делать, если не будем уверены, что это абсолютно надежно. В нашем мире опасения, что что-то потеряется, уже беспочвенны. Технологии достигли такого развития, что бумажный документ намного менее защищен от подделки, утери, уничтожения, от несанкционированного изменения, чем цифровая информация.

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также