Александр Зиненко - октябрьский гость международного медиа-клуба «Импрессум»
– Вы рассказали нам на экране потрясающую историю Ольги Буниной – женщины, которая, казалось бы, потеряла всё (автокатастрофа перед самой свадьбой, гибель любимого человека, невозможность ходить), но смогла не только возродить себя заново, но и помочь другим (родила дочь, усыновила троих детей; успешная спортсменка и всеми любимый тренер). После этого риторически звучит вопрос: есть ли герой нашего времени в России?
– Есть, их полно! Но их мало кто замечает, к сожалению. Искать надо, находить, рассказывать о них, делать из них медийных персон.
– Где скорее можно встретить таких героев в наши дни – в столице или в провинции?
– Я бы не стал разграничивать, потому что… Что такое столица? Это мегаполис, там есть всё, там есть все свои… Говорят: «вы там жируете, в столице», но в этом только часть правды. И там есть люди, которые живут скромно, и в столице, и в провинции есть достойные, интересные люди, которые стоят того, чтобы о них рассказывали и их показывали.
– В прошлом году я беседовала с писателем Леонидом Юзефовичем, и он высказал мысль, что документальная литература сегодня куда более интересна и востребована, чем художественная. Можно ли так сказать о кино?
– Нет, по-моему, это слишком категорично. Есть прекрасные игровые фильмы, опять же надо выбирать, производить творческую селекцию. Я такие фильмы нахожу. Например, фильм «Юморист» Михаила Идова мне очень понравился, из, так сказать, артхаусных – «Гив ми либерти» Кирилла Михановского – великолепный фильм. Из документальных сильное впечатление на меня произвёл американский фильм «Сахарный человек» (”Sugar Man”) – потрясающая история про молодого парня, который был начинающим певцом, подавал большие надежды, записал два альбома, потом внезапно исчез – пошли слухи, будто бы его убили, зарезали… И авторы фильма раскопали, что он на самом деле жив до сих пор и трудится обычным разнорабочим: чинит что-то, живёт скромно и незаметно. Просто человеческая история, но насколько всё это интересно! Как сложилась жизнь человека, который мог стать суперзвездой, но не стал…
– В этом году вы побывали на двух кинофестивалях – «Герой и время» и «Евразия.doc», который прошел недавно в Минске. Что можете сказать об увиденном там?
– Как мне показалось, на фестивале «Евразия.doc» людям было интересно смотреть человеческие истории. Например, я сам с удовольствием смотрел фильм «Северный ветер бывает тёплым» про отшельника в Якутии. Его снял молодой и очень талантливый режиссёр Алексей Головков. Было потрясающе интересно смотреть и слушать, как человек объясняет, почему он ушёл от цивилизации, ушёл из города. Повторю: если человек интересен автору фильма, он будет интересен и зрителям. От политики все уже устали, не хватает человеческих историй. Расскажите такую историю зрелищно, увлекательно – и люди будут смотреть, я в этом просто уверен.
– Хорошо ли принимали ваш фильм в странах Балтии?
– Принимали прекрасно, просто роскошно! Интерес публики очень большой.
– Какие черты характера, на ваш взгляд, присущи русскому человеку сегодня?
– Возможно, я буду идеализировать, но как я вижу – это искренность, честность, интеллигентность, добросовестность. Возможно, кто-то скажет, что такие люди перевелись, но они есть. Люди, которые себя очень достойно ведут, у них есть внутренний стержень, внутреннее достоинство. Для меня русский характер состоит из этих качеств.
– В героине фильма «Непобедимая» вы видите эти черты?
– Конечно, достоинство, чувство юмора, внутренний стержень – всё это в моей героине есть. Но для меня даже эти прекрасные качества – вещи второстепенные, для меня на первом месте честность и порядочность. И эти два качества присутствуют в ней ярко, выпукло, фактурно. Очень достойный человек. Она вдохновляет людей, они пишут ей письма… Мне запомнилось одно письмо, которое написала ей молодая женщина, которая рассказывает, как Бунина изменила её мироощущение. Эта женщина многие годы мечтала родить второго ребёнка, но, как водится, не решалась, боялась финансовых и прочих трудностей. Увидев пример Буниной, она сказала: «Чего ж я-то боюсь?»
Снимать легко, когда твой герой – личность
– Поразительно, что вы берётесь за такие тяжёлые темы, да ещё и делаете их рейтинговыми…
– Ну, а почему тяжёлая? Эта тема была для меня лёгкой. Для меня это, может быть, самый лёгкий фильм в моей профессиональной жизни. Мне, собственно, и делать ничего особенного не надо было. Благодаря моей героине – потому что она настолько многогранная, интересная и уникальная, что, просто наблюдая за её жизнью, хотя бы за тем, как она делает свою работу в спортзале, – мне особо делать ничего не надо было. Я просто включал камеру и наблюдал: как она излучает любовь, как она отдает теплоту. Самый лёгкий фильм за все 30 лет, что я в кинематографе, и самый любимый.
– Самый любимый всегда самый последний?
– Может быть… Во всяком случае, это кино не отпускает. Эта история мне очень близка. Это самый редкий случай, когда между автором и героиней возникает моральная связь.
– Я знаю, что вы не только журналист, но и художник. Что даёт вам живопись? Возможно, помогает освободиться от стресса?
– Я не считаю себя художником, я самоучка и рисую для собственного удовольствия. Рисовать, кстати, начал, когда несколько лет назад серьёзно заболел… Отчасти это тоже история о том, как некая жизненная драма раскрывает в нас возможности.
Да, вы почти угадали, у меня были в профессиональной жизни и очень стрессовые моменты, я всегда старался реальную жизнь снимать, а это, сами знаете, тяжело. Сядешь после съёмок, а кто-то словно водит твоей рукой. Не думаешь о результате, не претендуешь на признание, но на выходе это колоссальное расслабление. А потом и картинку где-то вешаешь на стенку… Заметил удивительную вещь: начинаешь рисовать – вроде какая-то ерунда выходит, а потом начинаешь изучать чужую живопись и обнаруживаешь, что скопировал кого-то известного, хотя ничего о нём не знал и даже картины не видел.
– Вы берётесь за темы, за которые другие боятся браться. А какое опасение самое сильное?
– Больше всего я боялся, знаете, сиропа такого. Особенно меня корёжит на лексическом уровне, когда в закадровом тексте начинается сюсюканье, детей называют детками, слёз лишних боюсь, умиления ненужного… Неорганично получается. И в работе над последним фильмом я тоже этого опасался, но благодаря тому, что героиня такая многогранная, баланс получился.
– Как вам удаётся раскрыть людей, способствовать тому, чтобы они рассказали о себе?
– Я всегда старался понимать своих героев. Вообще, я всегда стремился людей слушать. И хотя я давно в профессии, одну вещь я понял относительно недавно – что не все умеют слушать. Говорить все горазды, язык подвешен – и вперёд. А слушать мало кто умеет. И когда меня младшие коллеги спрашивают, как, мол, тебе удалось из героя вытащить такие откровения, я отвечаю, что технология у нас всех одна и та же. «Но как это у тебя человек во время интервью начинает плакать?». Я для этого ничего не делал, просто внимательно слушал, вникал, задавал вопросы…
– Сейчас даже молодёжь нередко страдает от депрессии. Есть ли у вас собственный рецепт?
– Депрессия возникает, когда вы в квартире, в замкнутом пространстве. Менять надо дислокацию, картинку менять, на улицу выходить для начала, куда-то идти, чем-то себя занять. В общем, всё достаточно просто. Переключаться на что-то. Отвлекаться каким-то образом.
– Что у вас в планах?
– Ничего! Получать наслаждение от жизни, ценить каждый день. И анализировать жизнь, критически подходить к ней, осмысливать то, что происходит, не принимать всё на веру.
СПРАВКА «КП»
Александр Зиненко родился в 1962 году в Москве. В 1986 году окончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза. С 1993 года на телевидении (канал НТВ). Лауреат премии ТЭФИ, трижды лауреат национальной премии «Лавровая ветвь». Документальные фильмы Зиненко отличаются умением показать судьбы героев очень глубоко и пронзительно, не скрывая ни имён, ни лиц, ни драматических подробностей их жизни. Его последний фильм «Непобедимая» был отмечен призами в специальной номинации неигрового конкурса международного фестиваля «Герой и время» (Железноводск, Россия) и на международном фестивале документального кино стран СНГ «Евразия.doc» (Минск, Белоруссия).
Фильм Александра Зиненко «Непобедимая» вы можете посмотреть на сайте: impressum-club.eu