- Is strike over? («Забастовка закончилась?») - по-английски спросил меня на парижском автовокзале Берси пожилой араб. Я отрицательно покачал головой. Араб выругался уже на своем родном и судя по вложенной в выплюнутые фразы экспрессии, ругательство это было не из тех, что можно напечатать в газете.Можно понять — нервы накалены. Полтора месяца французская столица жила в ситуации кромешного транспортного коллапса. Профсоюз машинистов метро бастовал против пенсионной реформы Макрона. Если не вникать в нюансы (а пенсионная система во Франции крайне запутанная со множеством льгот разным категориям), то суть ее в том, что выходить на заслуженный отдых придется позже, а получать меньше. В этом смысле все стареющие страны мира несчастны одинаково.В результате парижское метро - второе по загруженности в Европе после московского - на протяжении шести недель работало, как правило, по следующему графику: в будни - только в часы пик (с 6:30 до 10:30 и с 17:30 до 19:30), в выходные - исключительно днем (с 13:00 до 17:30). Да и в эти редкие часы работы поезда следовали с увеличенным вдвое интервалом, а некоторые станции проезжали, не останавливаясь.Страшно даже представить, к каким последствиям могла бы привести аналогичная забастовка, например, в Москве, где в пиковые часы поезда подземки ходят битком каждую минуту.Но как ни удивительно, забастовка машинистов если и пошатнула размеренную жизнь буржуазного Парижа, но не опрокинула ее. Многочисленные бистро и брассерии все так же с наступлением сумерек заполнялись праздным людом, толпы туристов фотографировались на фоне Эйфелевой башни, а темнокожие ребята тут же впаривали им дешевые сувениры.Что же позволило городу-миллионнику сравнительно безболезненно пережить беспрецедентное нарушение ритма своей жизни?Отчасти, конечно, можно говорить о природной неторопливости французов, привыкших годами работать на одной и той же работе неподалеку от дома. И о теплом, по сравнению с Россией, климате, который делает пешую прогулку почти приятным занятием даже зимой.Но по-настоящему спасли Париж два транспортных феномена, которые, вероятно, мы можем в скором будущем лицезреть и в России. Первый - это бум электросамокатов. Да я в курсе, что подобные сервисы появились и в нашей стране. Но поверьте, это пока не идет ни в какое сравнению с Францией, где самокатчиков уже, пожалуй, побольше на дорогах, чем водителей автомобилей. К тому же аренда самокатов максимально упрощена: уже не надо ни идти за ним специально ни на какую стоянку, ни возвращать в условленное место. Самокаты буквально валяются под ногами, об них не мудрено споткнуться. Можно взять любой приглянувшийся тебе, разблокировать его с помощью приложения на смартфоне, а доехав до нужного места, оставить его тут же на тротуаре.Второй феномен - это беспилотное метро. Уже две ветки из четырнадцати парижских стали полностью автоматическими. И разумеется, они-то и работали без всяких перерывов, выходных и забастовок. Практически как в лифте, только горизонтальном - все четко, секунда в секунда, сантиметр в сантиметр.Вот такими, как эти две автоматические ветки, и должны быть все метрополитены мира, невольно подумал я. И тут же устыдился своему подспудному предательству дела социальной справедливости. Но право же... Удобно, черт подери.И присмотревшись, стал подмечать другие приметы автоматического комфорта, заменяющего «аналоговые» человеческие недостатки (в чужом городе такое всегда больше бросается в глаза). Продуктовый супермаркет, где из персонала два охранника и ни одного кассира - кассы самообслуживания не новость, но теперь они приходят в магазины у дома.Автоматы по выдаче сдачи в киосках фаст-фуда: ты ему купюру, он - горсть монет. А повар не отвлекается от приготовления кебаба.В казино оптимизировали всех крупье: игроки в рулетку теперь сидят каждый за своим экраном. Нет, это вам не Баден-Баден Достоевского! Ламповая атмосфера зеленого сукна и столбиков фишек утрачена, зато одновременно за одним виртуальным столом могут играть хоть сто человек.Роботы не бастуют, не просят прибавки, не подают в суд за сексуальный харрасмент и не уходят в плановый запой три раза в год. И это плохая новость не только для машинистов парижского метро, но и для продавщицы из условной Рузаевки или механизатора из Урюпинска. Если дотуда дошли смартфоны и соцсети, то рано или поздно дойдут кассы самообслуживания и беспилотные комбайны. Мы привыкли поругивать трудовых мигрантов, занявших слишком много рабочих мест, не задумываясь насколько дешевле и удобнее они делают нашу жизнь. Искусственный интеллект - это мигрант нового поколения. Гастарбайтер, который подсидит не только Ровшана с Джамшутом, но и их «насяльника»-прораба.И жизнь наша будет становиться только комфортнее. Ровно до того самого момента, когда в конкурентах за свой рабочий стол и стул вы не обнаружите придуманный каким-то хитрым индийским программистом алгоритм. Потому что выиграть эту конкуренцию не возможно.ДИСКУССИЯА вы не боитесь потерять работу из-за стремительного развития технологий?