Общество

«Валим учеников на экзаменах, чтобы покупали штрафные занятия»: откровения автоинструктора

Выясняем, на какие уловки идут наставники по вождению ради собственной наживы
Главное, найти хорошего наставника по вождению, если собираетесь получать права.

Главное, найти хорошего наставника по вождению, если собираетесь получать права.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Хочешь сдать на права? Готовься отдать последнюю копейку, - узнав о моих планах стать полноправным участником дорожного движения, предупредила подруга. – Лучше бы попасть в автошколу в «своим», к инструктору, который не станет тянуть из тебя деньги. А то они мастера… Глазом не моргнешь, облапошат.

Задумалась… Залезла в интернет…

- Мама, дорогая… - читаю комментарии бывалых на форумах. - «7 раз пересдавала экзамен ради дополнительных занятий инструктору», «Вам неудобно время для занятия? Изменения в графике за доплату…», «Без специальных вебинаров – теоретическая часть не зачтется». Н-да.

Мне повезло – для меня нашли «своего» автоинструктора. И он – наставник по вождению с 6-летний стажем – еще и рассказал об изнанке профессии.

Доплати за все

- Обучение в нашей автошколе стоит недорого - 32 тысячи рублей, - рассказывает инструктор по вождению Андрей. - В эту сумму входит изучение теории, практика на тренажерах, автодроме и в городе - в общем счете 54 часа за рулем. Однако, когда вы подписываете договор, учтите - о дополнительных платных услугах, которые обязательно навяжут в свое время, никто не предупредит!

Что за услуги? Ну, например, вас клятвенно заверят – проходить практику будете на ближайшем к дому автодроме и в удобное время. Вообще это задача автошколы составить график под ученика. Ведь вы клиент и правило непреложно: «Кто платит деньги, тот и музыку заказывает». Но! Вы же понимаете, что без этого маленького «но» земля не крутится. Перед практическими занятиями кассиры неожиданно заявят: «На нужный вам автодром - очередь на три месяца вперед! Будете ждать или доплатите, чтобы мы подыскали окошечко?» Одна такая акция «помощи» стоит 500 рублей, а заниматься-то надо как минимум дважды в неделю! То же самое со временем занятий. Хочешь ездить по вечерам или в выходные? Доплачивай – еще по 500, итого с каждой практики 1000.

- Но иногда такой хитростью пользуются сами инструкторы, - говорит Андрей. – Говорим ученику, что решим вопрос. И денежка идет не в кассу, а себе в карман.

Ученики, конечно, не сразу соглашаются на поборы. Кто-то порывается расторгнуть договор.

- Но сразу дают заднюю скорость, когда идут скандалить, - говорит Андрей. – Почему? Невыгодно. Ведь за обучение вы уже оплатили и полную сумму точно не вернут, в лучшем случае, тысяч 10 сможете отвоевать. Вот и кажется, что лучше пару раз по 1000 рублей доплатить, чем в другой автошколе снова выкладывать больше 30 тысяч.

Вместо 54 часов за рулем - 36

- 54 часов вождения, прописанных в договоре, прямо скажем, недостаточно для сдачи экзамена, - откровенничает Андрей. - Почему? Да потому что на деле вы за рулем проведете в лучшем случае 36! С легкой руки автоинструктора каждое занятие сокращается с двух часов до 1 часа 20 минут. То отпустит вас пораньше, то во время урока отлучится выпить кофе, пока вы просиживаете в машине. И ему меньше напряга, и автошколе лишняя копейка! Ведь если ученик «сырой», то до экзаменов его не допустят и отправят на дополнительные уроки. А это снова по 1200 рублей за занятие, и 20% от этой суммы отстегивают инструктору – «продавцу».

Да и сама программа обучения составлена хитро. На экзаменационной площадке, где научиться ездить важнее и сложнее всего, вам дадут только пару-тройку часов тренировки. Заодно «забудут» рассказать тонкости руления и парковки. Занятия ведут всякий раз разные люди, у каждого – своя методика, из-за этого обучение растягивается. Попрактиковаться за рулем вне оплаченных 54 часов, разумеется, можно, но – за деньги!

Кстати, об отношении инструкторов.

- Коллеги запросто могут заглядеться на симпатичных учениц. Так что мой совет девушкам - будьте начеку, - предупреждает Андрей. - Никаких мини-юбок на занятиях. А то бывают «ловеласы», которые любят невзначай приобнять или направлять руку своей. Сразу меняйте инструктора.

С первого раза не сдашь

Сдача экзаменов – апофеоз. То, к чему вы так долго и мучительно идете, опустошая по ходу движения кошелек, и… не дойдете. По крайней мере, с первого раза. Конечно, и такие уникумы в природе существуют, но счастливчиков, признаться, единицы.

- Начнем с теории. Вам предложат учить ПДД самостоятельно или с преподавателем, а потом сдавать вживую. Но! Даже если результат будет отличным, перед экзаменом по вождению вам вдруг заявят: «А у вас по правилам не зачет», - говорит Андрей. – У вас, конечно, круглые глаза в ответ, крик и рев, что у вас и бумажка о «зачете» есть. Так-то оно так, но вас сразу вернут с небес на землю. Разъяснят, чтобы закрыть теоретическую часть, оказывается, необходимо было пройти вебинары нашей автошколы, ну то есть купить их! Цена вопроса - 2000 рублей.

Еще бывает такая штука, которая называется «допуск к допуску» на внутренний экзамен. Причем тоже платная, по цене занятия – 1200 рублей. Естественно, заранее вас об этом не уведомят. Что собой представляет? После теории вы сдаете два экзамена - за рулем на автодроме и в городе. Если хоть один из них завалите (а в этом вам помогут), то автоматически отправляетесь на платную пересдачу обоих этапов. И только потом по-настоящему сдаете внутренний экзамен!

Так что, даже если вы вызубрили все правила и накатали больше 50 часов, готовьтесь к «завалу».

- Буквально на днях девушка, уже крепко освоившаяся за рулем, не смогла сдать упражнение по парковке на автодроме, - делится инструктор. - А все потому, что на площадке специально неровно нанесена разметка для условного «гаража». Только представьте, место парковки заужено на 30 сантиметров! Как ни крутись, а все равно прижмешься слишком близко к одной из «стенок бокса», то есть к нарисованной линии. Есть, конечно, умельцы, которые втискиваются идеально. Таких единицы, а большинство из-за уловки с разметкой лихо заваливают экзамен. Как эта девушка. Надо отдать ей должное: она сразу заподозрила неладное и позже пришла с рулеткой, измерять ширину «гаража»! Правда, воевать с нами не стала. Видимо, решила, что проще купить три дополнительных занятия, как положено для пересдачи, чем тратить время и нервы на выяснения.

И это не единственное ухищрение. Иногда учеников во время экзаменов в городе сбивают неверными командами. Разумеется, автоинструктор не станет рисковать безопасностью и требовать начинающего водителя ехать на красный свет. Есть уловки попроще.

- Парень, ты поворотник забыл включить! - вдруг заявляет автоинструктор, пока экзаменуемый едет по ровной трассе.

- Какой поворотник, я же никуда не сворачивал? - судорожно думает про себя будущий водитель.

Пока он пытается понять, где провинился, отвлекается от дороги и уже по-настоящему допускает ошибку. Вуаля - экзамен завален, снова иди на три штрафных занятия, а значит, раскошеливайся еще на 3600 рублей.

А кроме денег, тратится и время. Ведь попробуй, договорись прийти на занятие в удобный день и час. Ответ будет тот же: «Очередь на месяц вперед, подождете, или доплатите?» Без доплаты обучение растянется на все полгода.

КАЛЬКУЛЯТОР «КП»

В недобросовестной автошколе обучение влетит в копеечку. Даже если посчитать все выплаты по минимуму:

Общая стоимость курса – 32 тысячи.

Покупка вебинаров с теорией – 2000 рублей.

Три допзанятия для пересдачи автодрома – 3600 рублей.

Три допзанятия для пересдачи города – 3600 рублей.

Один раз выбрать удобное время для занятия вне очереди – 500 рублей.

Итог: 41 700 рублей, то есть переплата 9700 руб.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Виктор ГРИГОРОВ, юрист:

Записывайте все на видео

- Как отстоять свои права при обучении в автошколе? Все условия занятий заранее прописываются в договоре, и если есть явные нарушения, можно обратиться в Рособрнадзор - ведь это оказание дополнительных образовательных услуг.

Что касается сдачи экзамена в автошколе – можно снимать процесс с помощью видеорегистратора или любой другой камеры. Законом это не запрещено, главное, при этом не нарушать правила дорожного движения. То есть не держать камеру в руках, отвлекаясь от пути, и не закрывать ею обзор. При возникновении спорных ситуаций на экзамене, используя видео, можно будет обратиться в прокуратуру или тот же Рособрнадзор. И объяснить, например: «Инструктор говорит, что я пересек сплошную линию, но судя по видео, никакого нарушения нет».

И еще важный момент. Нужно учитывать, что у всех людей разные способности к обучению. Одни схватывают на лету, а другим может не хватить стандартного курса вождения. Если автоинструктор направляет на дополнительные занятия, это не всегда значит, что на вас пытаются нажиться. Ведь ученик получает не просто водительское удостоверение, а навыки управления автомобилем и знание правил дорожного движения. Дорога - это стресс, это риск, ситуация на ней постоянно меняется, и нужен большой опыт, чтобы уметь быстро принимать за рулем верные решения. Нужно доверять инструкторам. Лучше пройти обучение дважды, но быть уверенными в своей безопасности на дороге.

К ЧИТАТЕЛЯМ

У вас есть история, которой Вы хотите поделиться? Вы стали свидетелем интересного события?

Расскажите нашим журналистам, пришлите фото и видео:

Viber/WhatsApp: +7-952-636-47-73

Тел.: (3952)20-80-08.