Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics

Насколько безопасна связь 5G

Александр Чекшин беседует с замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олегом Ивановым о новом поколении сотовой связи

А. Чекшин:

- Сегодня у нас в студии гость – Олег Иванов, замминистра связи – и говорить мы будем о новом поколении сотовой связи, о поколении 5G, вокруг которого очень много вопросов. Добрый день, Олег Анатольевич.

О. Иванов:

- Добрый день!

- Скажите, пожалуйста, вроде как с точки зрения технологии мы все понимаем, что никуда от них не деться, они развиваются, они нам нравятся, они приносят в наш быт очень много современных комфортных вещей. С другой стороны, мы начинаем бояться – уже очень много вокруг станций, и они стоят по всей стране, и часто они стоят рядом с домами…

О.И.: У нас очень часто базовые станции разных поколений в одном корпусе. И четко выделить, что эта станция такого или другого поколения, можно только по внешнему виду антенных систем, они разного размера.

- А они покрывают сейчас всю страну?

О.И.: Конечно, нет. С федеральными трассами отдельная проблема. Действительно, на отдаленных трассах нет даже связи порой, в отдельных населенных пунктах нет даже 2G. И мы об этом знаем. Более того, буквально в апреле удалось нам все-таки принять законопроект, по которому во все населенные пункты от 100 человек и более, там, где нет сотовой связи, будет в обязательном порядке устанавливаться базовая станция сотовой связи. Сначала думали о технологии 2G, но буквально на днях приняли решение, что это будет не просто голосовая связь, а обязательно с доступом в сеть интернет. Поэтому мы будем ставить уже современные базовые станции, которые обеспечат все возможные услуги.

- 100 человек – это ж небольшой поселок, это даже, может быть, кооператив какой-то.

О.И.: Совсем маленькие поселки, да. Все должны иметь связь.

- Да, во время самоизоляции все разъехались по деревням, по дачам и без интернета невозможно уже – вся работа связана с интернетом.

О.И.: Да, посмотрите, ведь сейчас государство самые различные услуги переводит в онлайн. Соответственно, невозможно полностью реализовывать свои гражданские права иной раз без доступа в Сеть. Поэтому то, что доступ должен быть везде, для нас это абсолютная аксиома и мы последовательно идем по этому пути.

- А 5G - это такой уже как бы лакшери-сегмент, суперсвязь, да, сколько ее сейчас в стране, где она есть?

О.И.: Дело в том, что 5G - это не совсем лакшери. Дело в том, что все думают, что 5G - это в основном реализация тех же самых функций, которые были в 4G, 3G и предыдущих поколениях. На самом деле, 5G в основном предназначено не для потребителей в лице нас с вами, граждан. В основном это технологическая сеть, которая позволяет на совершенно новый уровень перевести взаимодействие механизмов, устройств и различных датчиков реального времени. Ну и, конечно, очень часто журналисты приводят новые скорости загрузки… Дело в том, что скорость загрузки сейчас, или доступа вообще в сеть, конечно, важна, но она не имеет определяющего значения.

- По-моему, уже везде достаточно. Видео все смотрят.

О.И.: Достаточно для видео на смартфоне, а больше человеку пока не нужно. Пока не появились новые различные 3D изображения, голограммы и другие новые технологии. Пока достаточно. Поэтому сейчас мы смотрим на 5G именно как на возможность кардинально изменить различные подходы к взаимодействию механизмов, прежде всего.

- Что называется, «интернет вещей», да?

О.И.: В том числе. Но у нас есть интересные стартапы в стране. Первой ласточкой был КАМАЗ, один из цехов он перевел на эту технологию. Сейчас СУЭК карьеры перевел в новые технологии…

- То есть, в карьерах на грузовиках нет водителей, да?

О.И.: Не только водителей, там и в громадном экскаваторе нет машиниста, он сидит за несколько сотен километров и в реальном времени управляет мощным экскаватором, добывающим руду. К нему подъезжают совершенно беспилотные – там даже операторов нет – громадные БЕЛАЗы, которые загружаются этой рудой и, кстати, даже такой интересный момент. В отличие от человека, для робота не нужно ездить передом. Поэтому эти БЕЛАЗы, не разворачиваясь в карьере, задним ходом уезжают и сгружают эту руду. При этом они достигли экономии времени порядка 30% на все эти развороты и тем самым повысили производительность. Это просто первая ласточка. Во многих странах уже это внедряется и в портовых службах, и в различных энергетических системах. И даже уже есть серьезные наработки по транспорту. Мы внимательно следим за всеми этими стартапами и есть определенные наработки и у нас, но о них, наверное, пока еще рано говорить. Как только они будут сделаны, мы обязательно радиослушателей проинформируем.

- А как по вашим прогнозам, когда рядовые жители страны почувствуют вот эти изменения?

О.И.: Я думаю, что тут спешить не надо. Есть различные нюансы, связанные с радиофобией населения, надо обязательно людям рассказывать, что, зачем, почему, насколько это вредно, - это во-первых. Во-вторых, пока не появились сервисы, которые действительно востребованы людьми, какой смысл ставить 5G там, где им не будут пользоваться? Нет никакого смысла. Попробовать, провести эксперимент – да. А вот там, где действительно операторы связи увидят, что это востребовано, что это дает экономический эффект, когда производство, когда различные организации увидят для себя прямую в этом выгоду, то, конечно, развитие пойдет естественным путем. Принуждать всех переходить на 5G никакого смысла нет. Вы спросили, сколько у нас базовых станций 5G, сколько городов перешли? Должен совершенно ответственно заявить – у нас ни один город на 5G не перешел. У нас есть опытные зоны в различных городах. Всего таких опытных зон 15.

- Очень много, вы правильно сказали, фобий вокруг этого, страхов. Мы сами их придумываем, сами друг друга пугаем. Ну и, наверное, старшее поколение, может быть, как-то тревожно воспринимает установление новых вышек… там ходили разные слухи, что они то ли влияют на людей, то ли на пчел…

О.И.: Вы знаете, у нас в стране одни из самых жестких мире санитарных норм по электромагнитному излучению.

- Правда?

О.И.: Да. Мы даже сейчас в диалоге находимся с Роспотребнадзором, чтобы посмотреть на эти нормы, насколько это оправдано. И процедура у нас очень жесткая. Сначала у нас проверяет Роспотребнадзор проектную документацию, можно ли там ставить. А уже после того, как базовая станция поставлена, еще раз выезжают и все обмеряют. Только после этого дают заключение и только после этого оператор включает базовую станцию. Так мало кто в мире делает. Обычно обходятся одним заключением – проектную документацию посмотрели, и достаточно. У нас еще и реальная проверка. Поэтому, я считаю, что опасения, так называемая радиофобия, совершенно необоснованна. Ну и диапазоны частот те же самые. 5G работает в основном до 6 Гигагерц. Ну, 4G работает в диапазоне 3 Гигагерц. Не сильная разница. Есть базовые станции, которые работают в так называемом миллиметровом диапазоне, они тоже есть и испытания проводились и на них, но там мощность излучения еще меньше. И затухание еще больше. Поэтому опасения просто неоправданны.

- А если говорить об экологии в целом. С тех пор, как появилась сотовая связь, с тех пор, как стали в этом диапазоне работать, какие-то есть наблюдения? Что-то меняется вокруг вышек или в связи с установкой плотно так вот вышек, может быть, в биообмене каком-то?

О.И.: Да нет. Ну, посмотрите вокруг, выгляньте из окна – стоит базовая станция, рядом с ней растет и замечательно себя чувствует дерево любое. Никаких влияний… Нет, нет, это не те мощности. Есть радиостанции мощные, они и в низком диапазоне работают, которые влияют даже на растительность, но…

- Это что за станции?

О.И.: Вот раньше были станции КВ-диапазона, мегаваттного иной раз класса или по 100 киловатт. Конечно. Но там были охранные зоны, они и сейчас есть, туда не допустят никого на многие километры. Ну, иногда сотни метров. Если посмотреть, такие объекты еще остались и там было воздействие, конечно, поэтому туда никого не допускали. Сейчас у нас мощное радиовещание заменено интернет-вещанием, поэтому даже этих опасностей сейчас уже нет.

- Спасибо большое. Напомню, что сегодня в гостях программы «Чистая страна» был заместитель министра связи Иванов Олег Анатольевич.