Экономика

Молоко промаркируют: не исчезнет ли оно с прилавков и насколько подорожает

Не пугайтесь — пока стартует подготовительный этап
С 20 января в России должна-таки заработать система маркировки молочной продукции.

С 20 января в России должна-таки заработать система маркировки молочной продукции.

Фото: Мария ЛЕНЦ

С 20 января в России должна-таки заработать система маркировки молочной продукции. Пока начинается подготовительный этап. Маркировать молочку предлагается добровольно, а выдача QR-кодов (их надо наносить на все упаковки) на этом этапе будет бесплатной. С 1 июня система станет уже обязательной для сыров и мороженого, с 1 сентября — для всей молочки со сроком годности от 40 дней. И — далее по этапам, которые расписаны вплоть до декабря 2023 года. К чему в связи с этим готовиться потребителям?

ВЫРАСТУТ ЛИ ЦЕНЫ

Старт маркировки молочных продуктов уже откладывали — под предлогом коронавируса. Одна из причин — затраты на нововведения. Нужно оборудование для нанесения и считывания кодов, новое программное обеспечение, зачастую — другая упаковка (с этим уже столкнулись производители лекарств, которым в связи с введением маркировки пришлось тратиться на более дорогой картон). В отраслевой организации «Союзмолоко» в начале 2020 года все это оценивали в 61,3 млрд рублей в первый год, в связи с чем грозили ростом цен как минимум на 10%. В ЦРПТ (центр развития перспективных технологий - оператор системы маркировки) утверждали, что все не так страшно — хватит 4 млрд, а повышение цен для потребителей будет «копеечным».

В итоге всем участникам мероприятия все же дали отсрочку и больше времени на подготовку. И даже пообещали помочь деньгами — в виде льготных кредитов.

- Для минимизации затрат при введении обязательной маркировки молочной продукции мы разработали дополнительной комплекс мер. В частности, предоставление льготных краткосрочных кредитов на приобретение кодов, обеспечение печати и техническое обслуживание оборудования для маркировки, а также льготных инвестиционных кредитов на его закупку, - заявлял в декабре глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.

-Для крупных производителей себестоимость увеличится примерно на 1%, - прогнозирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Это не очень заметный рост цен. Но в России есть не только крупные производители.

НЕ ЗАГНУТСЯ ЛИ ФЕРМЕРЫ

- Сложности возникнут у небольших компаний, например, фермерских хозяйств. У них нет эффекта крупного производства, когда расходы растворяются в больших объёмах, - констатирует главный экономист информационно-аналитического центра ТелеТрейд Марк Гойхман.

Кроме того, как объясняют эксперты, у не слишком высокотехнологичных производств и собственно больше проблем с внедрением новой системы. А с высокими технологиями во глубине России… Как и со скоростным интернетом, который необходим для того, чтобы сканировать коды и передавать данные в систему.

Грозит это не столько увеличением цен, сколько выдавливанием с рынка мелких местных производителей, продукция которых может оказаться слишком дорогой. Крупные агрохолдинги получат очередное преимущество.

Пока, правда, фермерам дали небольшую поблажку. Для них — при продаже продукции через собственные торговые точки - маркировка будет обязательной только с декабря 2022 года.

В качестве примера эксперт напомнил ситуацию, которая сложилась после введения маркировки лекарств. Фото: Игорь Иванко/АГН "Москва"

В качестве примера эксперт напомнил ситуацию, которая сложилась после введения маркировки лекарств. Фото: Игорь Иванко/АГН "Москва"

СТАНЕТ ЛИ МЕНЬШЕ ФАЛЬШИВОК

Главная из задач, которую должна решить маркировка, — контроль за оборотом товаров. Предполагается таким образом убрать с рынка нелегальную продукцию. Ведь вся «история» продукта будет прослеживаться. По идее от этого должны выиграть все. Государство - получить свои налоги. Покупатели — гарантированно не фальшивый товар. А бизнесу обещано, что промаркированная продукция должна пользоваться большим спросом — как точно не фальшивая и качественная.

- Пока так не очень получается, - утверждает Дмитрий Янин. - Ввели, например, маркировку шуб — на рынке появились поддельные шубы с QR-кодами. По факту, сейчас новая система работает как дополнительный сбор, к повышению качества продукции или обслуживания она пока не привела.

В качестве примера эксперт напомнил ситуацию, которая сложилась после введения маркировки лекарств. Качественнее препараты определенно не стали, зато из-за удорожания упаковки исчезли дешевые расфасовки (скажем, очень популярный копеечный цитрамон по 10 таблеток — остались более дорогие упаковки по 20 таблеток). А еще, как уже писала «КП», в аптеках возникли проблемы с тем, что они просто не успевали отсканировать и зарегистрировать как полагается поступившие лекарства — система висла.

С молочными продуктами ситуация вроде бы должна быть лучше. Была возможность учесть ошибки. Но что получится на самом деле, как говорят эксперты, можно будет увидеть не раньше осени — когда маркировка станет не добровольной, а обязательной уже для значительной части молочной продукции.

КОММЕНТАРИЙ ОТ ЦРПТ (оператор системы маркировки)

- Причиной переформатирования дорожной карты по маркировке молочной продукции стал диалог с производителями. Срок начала маркировки – 20 января – не переносился. Но с этого дня до того, как она станет обязательной для производителей тех или иных категорий, она будет бесплатной, что позволит поощрять заблаговременную подготовку. Одним из решений по минимизации финансовых и трудозатрат стала печать кодов в типографиях. Это позволяет производителям не устанавливать печатающее оборудование.

Как говорится в исследовании Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), введение обязательной маркировки не повлечет роста цен, так как произойдет замещение сектора нелегального оборота сектором легального оборота. Сегодня у рынка продовольственных товаров есть потенциал по повышению эффективности, в том числе за счет сокращения посреднических цепочек.

Для обмена данными не требуется обязательно высокоскоростной линии связи. Тем более малым производителям. У них объемы небольшие, а их продукция на развес (например, для ярмарок) не подлежит маркировке. Кроме того, заказать коды можно заранее, после чего нанести и подать отчет, отправить продукцию. Фермеры уже работают с системой «Меркурий», для которой тоже нужен интернет.

Что касается маркировки лекарств, то с ее помощью уже выявлены факты перепродажи лекарств, предназначенных для больниц и госаптек в Крыму, Башкирии, Абакане, Екатеринбурге. Проблемы же зачастую возникали из-за ошибок, допущенных участниками оборота, или же неправильной интеграции. Это создавало ненужную нагрузку и на систему маркировки. Во избежание сложностей система маркировки лекарств переведена в уведомительный режим еще в ноябре.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Литр молока подорожает рубля на два»: в 2021-м введут обязательную маркировку молочной продукции

Производители сетуют на закупку дорогостоящего оборудования и считают, что новая система будет дублировать уже существующую (подробности).