Общество16 апреля 2021 16:48

Ирина Великанова: "Гибель империи" — не эхо минувшего века, а актуальное предупреждение

Почему фильм митрополита Тихона вызвал бурю эмоций и обсуждений в обществе?
На телеканале Россия-24 вышел многосерийный фильм Тихона Шевкунова «Гибель Империи».

На телеканале Россия-24 вышел многосерийный фильм Тихона Шевкунова «Гибель Империи».

Фото: YouTube

На телеканале Россия-24 вышел многосерийный фильм Тихона Шевкунова «Гибель Империи». В этой работе подробно разбираются обстоятельства того, почему в России в 1917-м году оказались возможными сначала свержение многовековой монархии, а потом и установление диктатуры агрессивного меньшинства.

«КП» обратилась за комментарием к Председателю Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, гендиректору Государственного центрального музея современной истории России Ирине Великановой.

- Вышел дискуссионный фильм Тихона Шевкунова «Гибель империи» - вы согласны с выводами его автора?

В первую очередь, хочу сказать, что дискуссия, развернувшаяся вокруг документального сериала митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок», посвященного истории Великой российской революции 1917 года, еще раз подчеркивает актуальность, я бы даже сказала, злободневность выбранной тематики.

Как директор Музея современной истории России я особенно хорошо понимаю положение, в котором оказался владыка Тихон: в 2017 году наш музей подготовил крупный выставочный проект «1917. Код революции», в котором мы попытались музейными средствами показать ключевые события и явления революции 1917 года, проанализировать причины, приведшие к драматическим и радикальнейшим переменам в жизни страны, оказавшим сильнейшее влияние на историю всего человечества в XX веке.

Несмотря на то, что мы пытались быть максимально объективными, избегать категоричных оценок и суждений, основываться строго на подлинных архивных документах и музейных артефактах, наша выставка, вызвавшая кстати невероятный интерес со стороны СМИ и общественности, не избежала обвинений в политической ангажированности, при чем как со стороны условных «красных», так и «белых», а на страницах книги отзывов развернулись настоящие политические дискуссии.

- Дискуссии вызывают и роли элит в потрясениях страны, которая оказалась на перепутье?

- Мы с вами знаем прекрасно, что события 100-летней давности все еще волнуют наше общество. Дискуссия, которая развернулась вокруг документального сериала митрополита Тихона, посвященная великим потрясениям 1917 года - она еще раз подчеркивает злободневность тематики, которую он выбрал.

Стоит отметить личное мужество владыки, не побоявшемся обратиться к столь болезненной для нашего общества проблеме, сняв данный сериал.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, гендиректор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, гендиректор Государственного центрального музея современной истории России Ирина Великанова. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

- Мужество? В чем?

- Учитывая, что в российском обществе до сих пор нет консенсуса по поводу этого ключевого в нашей истории события, автору было понятно, что сериал вызовет шквал критики в определенных слоях общества. И он этого не испугался.

Мы понимаем, что у любой революции всегда есть фундаментальные предпосылки в первую очередь социально-экономического характера.

Владыка Тихон не раз поднимает проблему предательства национальных элит, в критический момент выступившей против монарха и фактически совершивших переворот в воюющей стране.

- У них оказались рычаги - а у императора не оставалось ничего, кроме его имени и титула?

- Как раз на этом митрополит Тихон акцентирует свое внимание: на разобщенности и деградации элит, в чьих руках были сосредоточены рычаги финансово-экономического и политического влияния. Фактически, император Николай II в критический момент оказался в полной изоляции, от него отвернулись не только высшие сановники, представители финансово-экономических кругов, генералитета, но и, чего скрывать, даже члены правящей династии, разгуливавшие с красными бантами.

- Николай Второй оказался не способен предчувствовать развитие ситуации именно в таком ключе?

На мой взгляд, существенная проблема Николая II и царского правительства заключалась в непонимании общественных настроений, практически полном пренебрежение работой с общественным мнением, тем, что сегодня мы называем PR.

Это заставляет задуматься еще об одном важнейшем и актуальном по сей день вопросе – о способности власти преодолевать существующие и возникающие в кризисных условиях проблемы, о компетенциях управленцев, в руках которых оказывается руководство страной в критические моменты ее истории.

- Эта тема вновь становится актуальной сегодня?

- Конечно. Россия сегодня, как и не раз в прежние эпохи, находится в условиях противостояния с Западом. И в условиях санкций. И мы должны задумываться об уроках, которые уже случались в нашей истории.

- В чем актуальность тех уроков?

На мой взгляд, просмотр сериала наводит на следующие выводы, актуальные и для сегодняшнего дня:

- Разобщенность элиты и ее критический отрыв от народных масс, неумение государства выстроить эффективный диалог с обществом приводят к самым катастрофическим последствиям для страны в целом.

- Задача политически активной, образованной части общества – вместе с государственным аппаратом искать пути решения наиболее насущных проблем, избегая радикализма, понимая, что последствия крушения государственных институтов, настигнут всех без исключения. Всегда стоит помнить о том, что «революция пожирает собственных детей».

Ну а владыку Тихона можно только поблагодарить за то, что он своим сериалом еще раз привлек общественное внимание к актуальным вопросам отечественной истории, заставил задуматься о нашем прошлом и ответственности за будущее. Автор сериала еще раз предложил нам по сути выучить уроки, за незнание которых история жестоко наказывает. Нам нельзя допустить формирования экстремистского сообщества, пользующегося общественными симпатиями. Речь о культуре тотального отрицания всех общественных и государственных институтов, которую нам сегодня пытаются навязать.

Кадры фильма Тихона Шевкунова «Гибель Империи»