Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество26 марта 2022 11:53

Елена Шаройкина: региональным властям не хватает открытости

А вопросы о соблюдении законов уже считаются протестной повесткой
Елена Шаройкина Председатель Комиссии по экологии и окружающей среде Общественной Палаты Российской Федерации

Елена Шаройкина Председатель Комиссии по экологии и окружающей среде Общественной Палаты Российской Федерации

Глава комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды в выездной студии «Комсомольской правды» ответила на ключевые вопросы экологической повестки и порассуждала о готовности губернаторов к открытому и прозрачному диалогу с общественностью.

- Вам не кажется, что экология сейчас отошла либо вот-вот отойдет на второй план? Если это на самом деле так, то правильно ли это?

- Да, кому-то может показаться, что сейчас не до экологии. Однако нужно думать о будущем. Исправить последствия завтра будет намного сложнее, чем не допустить их сегодня. Поэтому мы должны продолжать работу над тем, чтобы экологические стандарты не снижались. То, что форум в эти непростые для страны дни все-таки проходит, говорит о том, что экология остается в числе приоритетных направлений.

- Какие направления работы форума вам кажутся наиболее значимыми?

- Мне сложно расставить проблемы по степени важности, потому что для общества значимы все. С 1 марта в России заработала система обращения с отходами I и II классов опасности – самыми опасными видами отходов. Я лично с большим интересом ждала круглый стол, посвященный этой теме. К сожалению, в России долгое время не существовало полноценной системы переработки таких отходов. Чтобы понимать, где и какие предприятия по утилизации надо создать, нам необходимо видеть статистику и знать логистику опасных отходов. Этим и занимается новая цифровая система мониторинга. Прозрачность – это то, чего нам не хватает во всех сферах деятельности. Год назад президент России Владимир Путин заявил о начале цифровой трансформации в стране, которая коснется всех сфер жизнедеятельности и управления. Запуск цифровой платформы по учету и контролю отходов I-II классов опасности является тому подтверждением.

- Главное, что она в принципе начала решаться...

- Да, с ликвидации последствий деятельности «Усольехимпрома». Отходы, оставшиеся после банкротства и закрытия предприятия, создали угрозу настоящей экологической катастрофы. Глава Росприроднадзора Светлана Геннадьевна Радионова, когда там побывала, сказала, что, если эти отходы выйдут из-под контроля, мы можем получить второй Чернобыль.

- А в обращении с ТКО позитивные сдвиги наметились? Как вы оцениваете ход мусорной реформы?

- Реализуется она, на мой взгляд, с некоторым скрипом. Есть сложности и в формировании территориальных схем, и во введении РОП (Расширенной ответственности производителя – ред.), и неперерабатываемую упаковку все еще можно увидеть на прилавках магазинов. В Европе мусорная реформа шла несколько десятилетий, а мы хотим увидеть результат здесь и сейчас. В столь сложных проектах это невозможно. К примеру, с бизнесом пока не удалось договориться о принципах расширенной ответственности производителя. Это, напомню, институт, в рамках которого бизнес отвечает за утилизацию отходов, возникающих при потреблении его продукции. Бизнес говорит, что предлагаемые модели невыгодны. Значит, необходимо искать баланс, который и позволит проблему отходов эффективно решать, и будет посильным для производителей. А вообще, мне кажется, что всем важно понять: маркетинговый рай закончился. То, в каком виде товары упаковывают сейчас, – это плохо. Я, честно говоря, жду от бизнеса в этом вопросе некоей осознанности. Причем не только от производителя, но и от продавца. Потому что торговые сети напрямую взаимодействуют и с производителем, и с потребителем и могут предлагать им правила игры. Сетевые магазины должны предлагать новые правила упаковки.

- И что ритейл? Они готовы идти по этому пути?

- Мне кажется, да. Общественная палата выстроила коммуникацию с крупнейшими представителями сектора, и в ближайшее время наша комиссия выйдет на них с предложениями, которые затем необходимо будет обсудить и с производителями, и с потребителями.

- Поговорим об ООПТ. Как часто в России посягают на особо охраняемые природные территории? Есть ли на «зеленых пятнах» «горячие точки»?

- ООПТ – это одна сплошная «горячая точка». Я возглавляю комиссию полтора года, и постоянно вижу попытки использовать ООПТ в своих целях: отрезать участок, разрешить хозяйственную деятельность, разрешить отстрел краснокнижных животных… В идеальном мире все должно быть вот так: каждый раз, когда хотим проложить дорогу через ООПТ, мы должны задаваться вопросом: а можно ли его обойти? Чаще всего – можно. А если нельзя, то, может, поставить виадук?.. Совсем ничего нельзя сделать лишь в единичных случаях. Поэтому, прокладывая трассы, обустраивая курорты, мы должны помнить, что лишь 13 % территории в России отданы под ООПТ. И менее 3 % из них – особо охраняемые природные территории федерального значения

- Получается, бизнес покушается на ООПТ, а региональные власти пытаются их защитить?

– На мой взгляд, в регионах не хватает государева ока и общественного независимого контроля. Мне понятно желание региональной власти получить дополнительные деньги в бюджет, раскроив ООПТ под нужды бизнеса. Вопрос: а уничтожение ООПТ действительно отвечает стратегическим интересам государства? Ответ однозначный: нет. Поэтому единственно верный путь – минимизация ущерба ООПТ. Посмотрите, что сейчас происходит в Кавказских Минеральных Водах, это неприемлемо.

А вообще, самая большая проблема региональной власти – это отсутствие диалога с общественностью. Руководство некоторых субъектов обвиняет меня в том, что я якобы поддерживаю их протестную повестку.

- А вы поддерживаете?

- Знаете, что они называют протестной повесткой? Когда жители задают им вопросы о выполнении поручений президента и распоряжений правительства, о соблюдении федеральных законов и Конституции нашей страны. Губернаторам, на мой взгляд, надо брать пример с президента. Если бы каждый глава региона раз в году открыто выходил на прямой диалог с жителями, это очень помогло бы и жителям, и губернатору. Но, к сожалению, многие губернаторы не готовы слышать в ответ: «Мы с вами не согласны, давайте по-другому».

- Как бы вы прокомментировали ситуацию с решением проблемы бездомных животных? Ряд регионов продолжают настаивать на возврате к усыплению невостребованных животных, игнорируя вопросы о том, почему не исполняется законодательство об ответственном обращении с животными…

- А те регионы, где закон соблюдается, полностью или частично решили эту проблему: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород. В этих регионах, например, не происходят нападения собак на людей. Президент в мае прошлого года утвердил перечень поручений, касающиеся обращения с животными. Наша комиссия готовит доклад по выполнению этих поручений. Мы сделали запросы и получили информацию от всех 85 субъектов и от Генеральной прокуратуры. Подробности будут позже, а сейчас могу сказать только одно: эти поручения президента реализуются плохо.

Так что, прежде чем просить у федеральной власти право убивать бездомных животных, представители регионов должны спросить себя: все ли в нашей стране мы сделали для того, чтобы не доводить проблему бездомных животных до такого состояния? Ввели ли мы обязательную регистрацию? Ввели ли штрафы за выброшенных питомцев? Ведем ли мы пропаганду стерилизации домашних животных? Наказываем ли за самовыгул? Ответ на все эти вопросы пока отрицательный. В таких обстоятельствах призывать к убийству домашних животных значит расписаться в своем бессилии, неготовности или же нежелании выполнять законы Российской Федерации. И Конституции, где отдельно внесен пункт об ответственном отношении к животным.

- В свете происходящих событий страны-члены отказываются от работы в формате Арктического совета, председателем в котором до мая следующего года будет Россия. Чем это грозит Арктике? Сможем ли мы отстоять свои интересы в арктическом регионе?

- Что бы ни происходило в мире, экология как не имела, так и не имеет границ. От того, что люди отказываются от диалога, проблемы никуда не деваются. Отказываясь работать лишь из-за того, что в совете председательствует Россия, западные страны пилят сук, на котором сидят сами. Проблема сохранения хрупкой природы Арктики – это общая проблема, и последствия могут коснуться всех, а значит и решать их нужно вместе. Поэтому я глубоко убеждена, что к этому диалогу придется возвращаться.

Меня обрадовало принятое недавно решение МИД РФ, согласно которому все мероприятия, которые запланированы в рамках работы Арктического совета, будут реализованы Россией.

- А как идет проект «Чистая Арктика», который стартовал в июне прошлого года как раз на площадке Комиссии по экологии Общественной палаты?

- В проекте участвуют тысячи волонтеров со всей России. Уже убраны огромные территории, собрано более 1,5 тысячи тонн отходов, вывезено 600 тонн металлолома и мусора. Я надеюсь, проект продолжит существовать и решать застарелые проблемы. Совместными усилиями мы все преодолеем.