Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество18 апреля 2022 22:00

Самое важное в горном деле – это люди!

Как журналист «Комсомолки» на один день стала горняком в «Приморскугле» [фото]
Мы побывали на разрезе «Павловский №2» компании «Приморскугль» и познакомились с миром добычи угля в Приморье.

Мы побывали на разрезе «Павловский №2» компании «Приморскугль» и познакомились с миром добычи угля в Приморье.

Фото: Александр ХИТРОВ

На один день журналист «КП – Владивосток» оставила работу в редакции и смогла познакомиться с миром добычи угля. В этом помогла компания «Приморскуголь» – одно из ведущих угледобывающих объединений на Дальнем Востоке. Наверняка, кто-то увидит в увлекательной работе горняков свое призвание.

Без плана день не начинают

К 7 утра приезжаю в поселок Новошахтинский. Здесь расположено самое крупное предприятие «Приморскугля» – разрезоуправление «Новошахтинское». Тут добывают уголь. Я побываю на одном из крупнейших угольных разрезов Приморья – «Павловском № 2».

Мой куратор и наставник Денис Шмалий уже ждет у ворот. Горняк в четвертом поколении, сейчас он трудится начальником участка «Дренажный». Вместе мы отправляемся на ежедневную планерку. Начальники отделов и участков слушают план работ, вставляют свои просьбы и замечания. С удивлением замечаю, как много тут женщин. Мне всегда казалось, что горное дело – мужская сфера.

Журналист «КП» Диана Белая и начальник участка «Дренажный» Денис Шмалий.

Журналист «КП» Диана Белая и начальник участка «Дренажный» Денис Шмалий.

– Многие уверены, что на разрезе работают только машинисты экскаваторов и водители БелАЗов, – рассказывает Денис Шмалий. – Но здесь есть дорожная служба, дренажная команда, электрики, слесари, отделы технического контроля, отдел железнодорожников и автоцех. Так что у нас немало женщин трудятся.

Премии полагаются

После окончания планерки, Денис отправляется на склад, получать для меня униформу, а я заглядываю в отдел кадров, поговорить про зарплаты и бонусы на предприятии. Там меня ждет заместитель директора разрезоуправления по персоналу и администрации Галина Дудко:

– Мы сейчас ищем определенных специалистов: водителей большегрузных автомобилей БелАЗ, Вольво, электромонтеров по ремонту воздушных линий и слесарей-ремонтников. У нас на предприятии есть учебно-курсовой комбинат, где ряду профессий можно обучиться от двух до трех месяцев бесплатно с гарантией трудоустройства. Помимо основной зарплаты работники комплексной бригады за каждый дополнительный рейс получают премии. В месяц выходит от 5 до 30 тысяч рублей плюсом к зарплате. Также, зарплата повышается за выслугу лет: за год, три, пять, восемь и пятнадцать лет начисляют определенные проценты. Помимо этого, при выходе на пенсию человек получает большую единоразовую выплату от компании. Ее высчитывают по схеме: 15% от среднегодового заработка помноженные на стаж работы.

Масштабы места, где ведется угледобывающая деятельность, поражают.

Масштабы места, где ведется угледобывающая деятельность, поражают.

Фото: Александр ХИТРОВ

Галина Дудко отметила, что работникам ежегодно выделяют путевки на санаторно-курортное лечение, проезд в отпуск раз в три года для работника и двух членов его семьи по России, а также организуют отдых в детских лагерях для детей сотрудников.

Узнав напоследок, что полноценный обед, состоящий из первого, второго, чая и выпечки стоит для работников всего 100 рублей, ухожу стажироваться. Мысль сменить перо и блокнот на уголь все сильнее.

Масштабы места, где ведется угледобывающая деятельность, поражают.

Масштабы места, где ведется угледобывающая деятельность, поражают.

Фото: Александр ХИТРОВ

С места в карьер

После того, как я облачилась в униформу: комбинезон, куртка, ботинки, светоотражающий жилет, мне вручают каску. Предупреждают, что надо всегда слушать своего наставника, каску не снимать, в слепую зону БелАЗа не попадать. А она у него шесть метров!

Мы садимся в НефАЗ, который развозит сотрудников по их участкам. Выходим на рабочем месте Дениса – красивейшем голубом озере, как будто сошедшим с буклетов о Мальдивах.

– И все это мне надо осушить, – подчеркивает он. – Это я и люблю в своей работе: тут и польза для мира, и карьерный рост, и хорошая зарплата. Но главное – никогда не бывает скучно. Новые вызовы, разные задачи. Пошел дождь, уже надо по-другому процесс рабочий выстраивать. Грунтовые воды ждать не будут.

Работы здесь много, найдется место многим специалистам.

Работы здесь много, найдется место многим специалистам.

Фото: Александр ХИТРОВ

Я в своем собеседнике не сомневаюсь. Ему всего 28, а он уже на руководящей должности. Причем карьерный путь был не такой уж и простой.

– Учился в ДВФУ по специальности «Горные машины и оборудование», – рассказывает Денис. – Все учебные практики проходил на предприятии в разных цехах и на разных участках: познакомился с устройством шагающего экскаватора, потом обслуживал такую технику. На следующей практике уже трудился с документацией. Потом перевелся в отдел главного механика – знакомился с системами планирования работ. После защиты диплома по теме «монтаж шагающего экскаватора» и получения высшего образования, устроился электриком, выходил на подмены во время отпусков механиков на горном участке. Потом появилась вакансия мастера на участке переработки и отгрузки угля. Затем на дренажный участок понадобился помощник механика. Тут я и дорос до руководителя.

Разрезоуправление «Новошахтинское» обеспечивает углем Приморскую ГРЭС в Лучегорске, которая дает свет половине края.

Разрезоуправление «Новошахтинское» обеспечивает углем Приморскую ГРЭС в Лучегорске, которая дает свет половине края.

Фото: Александр ХИТРОВ

Возможности для роста есть

Денис Шмалий подчеркивает, что без наставника ничего не получилось бы. На предприятии вообще развита система наставничества. Каждого практиканта закрепляют за определенным специалистом. Пока он не скажет, что стажер готов трудиться самостоятельно, никто его в свободное плавание не отпустит.

– Тут огромные возможности для роста и развития, – уверен Денис. – Приведу простой пример: к нам пришел молодой человек с девятью классами образования, устроился слесарем. Поступил в техникум, во время учебы стал руководителем электромехаников. После этого собирается в университет, хочет расти дальше. Учится управлять коллективом, работает с документацией активно. Тут это поощряют, главное – самому хотеть развития.

Пока мы разговариваем, к нам подходит водитель БелАЗа. Я интересуюсь, не страшно ли ему управлять таким огромным механизмом. Он смеется, что немного непривычно было восемь лет назад, когда он только пришел сюда, но за неделю стажировки это прошло. Сейчас все движения отточены до автоматизма, а схема работы проста и понятна.

Работа здесь – это весомый вклад в экономику Приморского края

Работа здесь – это весомый вклад в экономику Приморского края

Фото: Александр ХИТРОВ

Миссия выполнима

Денис Шмалий показывает мне другие участки разреза, объясняет принцип работы техники, знакомит с крановщиками и водителями. Все явно относятся друг к другу тепло.

– У нас много мероприятий проводится, призванных коллектив сплотить: спартакиады, спортивные мероприятия, корпоративы. От людей зависит вся эта работа. Ни один начальник не может одновременно находиться на всех вверенных ему территориях. От того, насколько его люди добросовестно и качественно выполнят свои обязанности, зависит многое. Поэтому о своей команде важно заботиться, создавать им безопасные и комфортные условия труда, – уверен Денис.

Один из крупнейших угольных разрезов Приморья – «Павловский №2».

Один из крупнейших угольных разрезов Приморья – «Павловский №2».

Фото: Александр ХИТРОВ

Со школьной скамьи

Еще в кабинете Галина Дудко рассказала мне о том, что компания проводит уроки профориентации для школьников. Младшим классам просто рассказывают о горном деле, истории компании и разреза, старшеклассников уже знакомят с необходимыми профессиями, льготами и даже водят на экскурсии по предприятию.

Денис Шмалий уверен, что с профессией горняка надо знакомить с детства.

– Сейчас мы видим множество блогеров, которые хвастаются своими заработками. Да, горняки не кичатся миллионными гонорарами, но у нас неплохие зарплаты и очень важная работа. Понимаете, не то, что дети, некоторые взрослые не знают, что у нас в Приморье есть угольные разрезы. А ведь наш разрез обеспечивает углем Приморскую ГРЭС в Лучегорске, которая дает свет половине края! Благодаря нашей работе, этому добытому углю, у половины моего родного Приморья есть свет. Как минимум, об этом важно говорить людям. Это стратегически важные профессии и предприятия.

Я прощаюсь с коллективом, благодарю Дениса, сдаю униформу и машу БелАЗу на прощание. Мне уже хочется вернуться. Тем более, учиться на профессию белазиста, уже имея права категории С, нужно всего три месяца.

В угледобыче используется различная техника.

В угледобыче используется различная техника.

Фото: Александр ХИТРОВ

Разрезоуправление «Новошахтинское» приглашает на работу:

– Водителей дежурного автотранспорта (категория Д): режим работы 2/2 дня по 11 часов (1 и 2 смена). З/П от 51 000 до 70 000 руфблей.

– Водителей большегрузного автомобиля БелАЗ (категория С, А3): режим работы 2/2 дня по 11 часов (1 и 2 смена). З/П от 65 000 до 115 тысяч рублей.

– Электоромонтеров по ремонту воздушных линий электропередач: режим работы 2/2 дня по 11,5 часов (1 и 2 смена). З/П от 30 000 до 65 000 рублей.

– Водителей автомобиля Вольво (категория С): режим работы 2/2 дня по 11 часов (1 и 2 смена). З/П от 45 000 до 60 000 рублей.

– Слесарей-ремонтников: режим работы 2/2 дня по 11 часов (1 и 2 смена). З/П от 22 000 до 42 000 рублей.

Резюме присылать на почту:

BotalovaEV@suek.ru

runsuek@suek.ru

По всем вопросам обращаться в рабочие дни с 8:30 до 17:00 по телефону:

+7(42346) 25-8-53, + 7(42346) 25-8-45