Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество25 апреля 2022 15:45

Высококвалифицированной рабочей молодежи гарантируют высокие зарплаты

На площадке Подмосковного колледжа «Энергия» состоялась презентация стратегической инициативы «Профессионалитет», которой суждено изменить систему профтехобразования в стране, начиная уже с сентября текущего года

Речь идет об очень серьезных переменах, если не сказать – о радикальных и весьма долгожданных. На наших глазах происходит пересмотр существующего подхода к подготовке молодых специалистов-производственников. Неслучайно в презентации образовательного проекта лично участвовали Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина, сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Комаров и Генеральный директор АО «ВПК «НПО машиностроения» Александр Леонов. Колледж «Энергия» - один из участников проекта «Профессионалитет», и в сентябре 2022 года он в пилотном формате начнет обучение по новой программе.

Программа «Профессионалитет» позволит выстроить новую отраслевую модель подготовки кадров, синхронизированную с запросами рынка труда. Есть надежда, что благодаря активному вовлечению в обучение самих предприятий наконец-то будет ликвидирована зияющая пропасть между тем, чему юношество учат в колледжах, и тем, что от молодых реально требуется на производстве. Бизнес привлекут и в партнерское управление образовательными организациями – колледжами и училищами. Кроме того, работодатели начнут сами вкладываться в развитие среднего профессионального образования и предоставят свои цеха в качестве базы для формирования практических навыков студентов.

Уже в 2022 году в 42 регионах России планируется создать 70 образовательно-производственных кластеров по приоритетным направлениям: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтическая отрасль. Это наиболее востребованные отрасли для развития экономики. И их приоритетность определили сами работодатели. Абсолютными победителями стали машиностроение и сельское хозяйство.

Следующими на подступах являются строительство, IT-технологии и космическая отрасль.

«Если вы видите свою профессиональную деятельность в этих направлениях, считайте, что вы победили не в сегодняшней ситуации, а в далекой перспективе», - напутствовала старшеклассников и учащихся колледжа Татьяна Голикова.

К 2024 году число единых образовательно-производственных комплексов достигнет 210.

Идея «Профессионалитета»

Обучающиеся в короткие сроки смогут получить рабочую специальность высокой квалификации, приобрести релевантный профессии опыт на производствах, что практически гарантирует их дальнейшее трудоустройство в ведущих отраслевых компаниях страны. Освоив современные рабочие направления, выпускник Программы может получить работу мечты и стать мастером своего дела. Словом, «Профессионалитет» - это отличный шанс получить хорошую современную оплачиваемую специальность по новым стандартам.

Работодатели однозначно являются сторонниками практико-ориентированного подхода в вопросах подготовки молодых кадров. Программа способна решить многие насущные вопросы ведущих отраслей экономики. Работодатели получают беспрецедентную возможность влиять на систему образования. А качественные кадры – это основа конкурентоспособности предприятия.

Программа предполагает прохождение практики не только в городе проживания учащегося, но и в другом городе на интересующем его предприятии, что расширяет и профессиональный кругозор, и возможности трудоустройства. Таким образом, возможен обмен студентами. Будущие молодые специалисты своими глазами могут посмотреть, как то или иное предприятие развивается, какие задачи перед собой ставит.

В обучении ребят планируется использовать новые форматы. Также намечается богатая программа внеучебной деятельности, которая тоже будет связана непосредственно с выбранной отраслью. По завершении обучения студенты будут обязаны сдать экзамен, продемонстрировать приобретенные знания и практические навыки, подтвердить собственную квалификацию. Организаторы учебного процесса обещают, что скучать точно не придется.

Как родился проект?

Этому послужили две предпосылки. Во-первых, предприятия страны остро нуждаются в быстром притоке высококвалифицированных молодых кадрах. Во-вторых, определяющим стал тот факт, что 60% молодых людей после 9-го класса выбирают профтехучилища.

Минпросвещения совместно с работодателями, которые выступили в роли экспертов, проанализировали текущую ситуацию в среднем профобразовании. Стала очевидной необходимость создания таких обучающих программ, которые были бы не только гибкими и отвечающими запросам времени, но и опережающими его, предвосхищающими направления развития прогресса. Денег на это решили не жалеть.

Каков бюджет инновации?

Как сообщила Татьяна Голикова, из федерального бюджета на эти цели (до 2024 года) выделены 30 млрд рублей. Впервые с 2005 года Правительство в таком объеме поддерживает среднее профтехобразование. До сегодняшнего дня это была компетенция исключительно бюджетов регионов. Но и это еще не все: работодатели к этим деньгам добавляют еще 4, 5 млрд рублей. Таким образом, молодых квалифицированных рабочих сегодня будут готовить все вместе - регионы, федеральный центр, министерства, бизнес, работодатели.

Масштабы проекта

В настоящее время проект охватывает 70 пилотных площадок, в нем участвуют 250 работодателей и 150 тысяч учащихся. Это значит, что уже в 2022 году возможностями «Профессионалитета» смогут воспользоваться 150 тысяч будущих студентов по всей стране. До 1 сентября предстоит обновить 112 образовательных программ. К 2024 году количество учащихся вырастет до 600 тысяч.

«Если у нас все получится, если программа понравится преподавателям и самим учащимся, то проект распространится на всю систему профтехобразования страны, - прокомментировала задачи Татьяна Голикова. - Важно, что в разработке образовательной программы принимали участие работодатели. Специалисты лучше всех понимают запросы экономики и единственные, кто может предположить, куда будет развиваться отрасль. Взаимодействие между учебным заведением и предприятием уже на ранних этапах является ключевой составляющей экономического успеха страны.

Что нового ожидает колледжи?

Об этом подробно рассказал Сергей Кравцов.

Теперь это будут не просто образовательные учреждения, а, по сути, научно-производственные объединения.

Пересматриваются и сроки обучения. До сих пор в училищах обучались 3-4 года. Сейчас предлагается сократить период обучения до 2,5 лет за счет плотного практического взаимодействия с производством, чтобы обучающимся на выходе не пришлось переучиваться, получать дополнительные компетенции, а работодатели смогли бы подготовить себе кадры так, как им это необходимо. Важно, чтобы молодежь могла сразу приступить к своим обязанностям.

О наставниках

Благодаря реализации стратегической инициативы «Профессионалитет» 9 тысяч педагогических работников, ответственных за воспитание и кураторов (классных руководителей), пройдут профильное обучение и получат навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики, педагогических и производственных навыков.

В рамках «Профессионалитета» будут переподготовлены все мастера на производствах, весь преподавательский и управленческий состав колледжей.

Лучшие преподаватели и мастера производственного обучения также пройдут предварительную подготовку и переподготовку. Для этого специально создается учебный центр. С ребятами будут работать самого высокого уровня наставники.

Александр Леонов: «С колледжем «Энергия» наше предприятие в одной связке с самого начала его существования. И на преподавательскую деятельность у нас направлены самые лучшие мастера, имеющие к тому же склонность и талант к наставничеству. Обучаясь на производстве, ребята полноценно трудятся и получают за это заработную плату, даже не стипендию. Это принципиальная разница. То есть никто в бирюльки не играет. Все заняты делом, учащиеся с самого начала вовлечены в серьезные производственные процессы. Для того, чтобы студенты приходили работать на предприятия, с ними заключаются трудовые договоры. Наставники в этом очень заинтересованы, поскольку сами для себя растят достойную смену. Система профтехобразования сейчас меняется. Важно сохранить преемственность знаний и умений на каждой ступени обучения – от инженерных классов в школе, в колледже и потом – для желающих – в вузе».

Московская область в лидерах

«Спасибо за этот проект, в котором мы как субъект принимаем участие в качестве пилотной площадки, - поблагодарила организаторов инициативы Вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина«Прекрасно, что молодежь уже на стадии учебы будет знать, где она потом станет работать, поскольку у каждого колледжа, участника Программы, есть предприятие-партнер. У ребят появляется возможность учиться на самом современном оборудовании. Предприятие сопровождает молодого человека на протяжении всего срока обучения. Это взаимовыгодная коллаборация предприятия, молодежи и регионов».

Металлургия и машиностроение максимально представлены на территории области. В арсенале Программы квалифицированные кадры 46 машиностроительных предприятий и 37 металлургических.

Создано 2 кластера, в которые объединены 20 колледжей и 26 предприятия. В эти средне профессиональные учреждения уже объявлен набор. В сентябре учиться придут уже 225 человек. В середине апреля прошли Дни открытых дверей, которые посетили около 3000 человек. По результатам соцопроса, 94% от этих 3000 человек всерьез заинтересовались программой.

Как стать участником программы?

Подается заявка в выбранный колледж (из 70, задействованных в проекте, их список представлен на сайте Министерства Просвещения) по интересующему направлению. Придется выдержать конкурс аттестатов.

Принимаются заявки от выпускников 9-х и 11-х классов.

Порядок подачи документов в колледжи остается прежним. Разумеется, стоит поспешить. Чем раньше молодой человек или девушка профессионально самоопределятся, тем выше у них шансы попасть в Программу, в число тех 150 тысяч первых студентов. Старт Программы объявлен.