Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество12 мая 2022 4:00

Когда опустеют склады: Что происходит с рынком косметики и парфюмерии в России из-за санкций

Что будет с поставками привычных косметических брендов из Европы и США и какие есть альтернативы
- Что?! Еще вчера это было в три раза дешевле!

- Что?! Еще вчера это было в три раза дешевле!

Фото: Shutterstock

Нашла на днях в магазин одной известной парфюмерной сети. И чуть не лишилась дара речи. Гель-крем для лица, которым я пользуюсь, подорожал в три раза.

- А что вы хотите? - в ответ на мое возмущение сказала продавец-консультант Анжела. - В России он не производится, поставки из-за границы еще не отлажены. Поэтому и цены поднимаем, чтобы за день товар не разобрали.

Хотя дефицита зарубежной парфюмерии и косметики, по словам Анжелы, сейчас нет.

- Пандемия научила нас закупать товар впрок, - объясняет она, - поэтому запасы на складах есть. И чем выше цены, тем на дольше хватит. Иначе прощай, продукция, здравствуйте, пустые полки.

Мартовский рекорд

По данным Центра развития перспективных технологий, в первой половине марта покупатели кинулись сметать косметику и парфюмерию с полок, испугавшись заявлений западных компаний об уходе с российского рынка. В цифрах это выглядит так: куплено 4,6 млн единиц товара (на 55% больше, чем в феврале) за 10,2 млрд рублей (на 172% больше, чем в феврале). И это по досанкционным ценам. Тут, правда, стоит еще учесть праздник 8 Марта.

Список иностранных компаний, которые прекратили поставлять товары в Россию, очень внушительный (см. «Справку «КП»). Но, с другой стороны, сейчас на полках магазинов почти все бренды присутствуют, и пока никто не заявил об окончательном уходе. Многие пока говорят о временной приостановке поставок.

На сколько хватит запасов?

По статистике Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), доля импортного парфюма и косметики в России - около 60%. А всего объем нашего парфюмерно-косметического рынка в прошлом году, как оценило информационное агентство Infoline, был равен примерно 830 млрд рублей. Поэтому вряд ли кто-то будет рубить сплеча и хлопать дверью, наплевав на внушительные доходы. Западным бьюти-брендам невыгодно терять российского потребителя и существенную выручку (у некоторых - до 5% их годового товарооборота).

- Некоторые европейские поставщики нашли альтернативные пути доставки продукции и комплектующих, - рассказывает член правления РПКА Анна Дычева-Смирнова. - Товар к нам может поступать через дружественные страны - Казахстан, Турцию. Но нашим дистрибьюторам хотелось бы более стабильных условий, все понимают, что такие альтернативы - временное явление.

- Какие самые ходовые бренды в связи с санкциями ушли с рынка?

- Сложно пока составить реестр. Но постепенно исчезать с полок может продукция MAC, Bobby Brown, NYX и некоторые продукты L’Oréal.

- Анна, по каким направлениям больнее всего ударили санкции и уход западных компаний?

- Я думаю, что хуже всего пришлось парфюмерии и декоративной косметике. Но при этом запасы импортной продукции есть на складах. Их, по некоторым данным, хватит до сентября - декабря.

А вот иное мнение. На ежегодной конференции «День арендатора» среди прочих выступил директор по развитию «Л’Этуаль» Константин Филипьев. Он был более пессимистичен. С его слов, склады опустеют уже в мае.

Цепочки рвутся

Дело не только в запасах и трудностях с поставками готовой продукции. По словам Анны Дычевой-Смирновой, российские производства, принадлежащие брендам и контрактным производителям (они производят косметику по заказу владельцев бренда), тоже переживают непростые времена.

Некоторые производители сырья и упаковки отказали в поставках, у других проблемы с логистикой, третьи выдвинули строгие требования к предоплате, к тому же цена закупки значительно выросла. Соответственно, сейчас надо найти новых поставщиков и деньги, чтобы закупить сырье и упаковку. Это непросто в нынешних условиях. Еще тяжелее понять, какие продукты сейчас будут самыми востребованными и что нужно производить в первую очередь.

Кроме того, надо быть готовым, что через полгода на рынке появятся бренды из стран, которые не поддержали санкции против РФ.

И, конечно, решать вопрос продвижения. Если раньше были эффективные рекламные инструменты в соцсетях (ныне запрещенных в России как экстремистские), то сейчас их нет и надо осваивать новые площадки. А это время, ошибки, деньги… и упущенные возможности.

К чему мы все это рассказываем, спросите вы. А к тому, чтобы плавно подвести вас к выводу: косметика и парфюмерия подорожают.

На замену придет Восток

- Скорее всего, на рынок придут новые российские, турецкие, индийские, китайские, корейские и израильские бренды, - полагает Дычева-Смирнова. - Причем по цене и качеству они, вероятно, будут сопоставимы с раскрученной европейской косметикой и парфюмом.

- А российская парфюмерия и косметика может полностью наполнить рынок?

- А зачем?! Нужны конкуренция, выбор, разнообразие. Российские бренды вполне могут быть конкурентоспособными и наполнить рынок необходимыми продуктами. Но потребитель всегда будет хотеть разнообразия, особенно в косметике. И не надо его этого лишать. Да и цены будут лояльнее.

В общем, отката к советским реалиям, где на полках нас ждали только «Тройной» и «Ландыш серебристый», видимо, не будет. Анна уверяет, что у парфюмерно-косметического рынка, несмотря на санкции, хорошие перспективы. Во-первых, российские производители будут (а деваться им некуда) повышать качество своей продукции, чтобы избалованный российский покупатель от них не отвернулся. А во-вторых, у потребителя появится шанс попробовать что-то новое и интересное, да еще и свое.

О нашем продукте замолвите слово

Эксперты уверены: российскую косметическую отрасль ждет эра ренессанса. Причем уже вторая.

- Первое возрождение было в 1998 году, когда российский рынок тоже покинули зарубежные бренды, - говорит Анна Дычева-Смирнова. - Сейчас из очевидных плюсов: у нас есть прекрасные химики-технологи, предприимчивые и креативные бизнесмены, мудрые маркетологи. И очень серьезно за последние пять лет изменилось отношение к российским брендам. Но сейчас дело не только в том, чтобы занять место на полке в магазине. Нужно создать достойную альтернативу и завоевать сердце потребителя, как бы высокопарно это ни звучало. Не разочаровать, добиться повторных покупок. Бренд запустить всегда сложно и дорого. Еще тяжелее сделать так, чтобы он прожил больше трех лет. При этом в новых брендах будет взят курс на минимализм и в упаковке, и в составах, чтобы цена не била потребителя по карману.

КСТАТИ

Российские бренды парфюмерии и косметики

В России 610 компаний занято в сфере парфюмерно-косметической продукции. Из них 182 имеют собственные производственные площадки. Примерно 96% - это малый и средний бизнес. Но около 82% выручки формируют крупные предприятия.

Самые популярные российские бренды: SPLAT, R.O.C.S., Faberlic, «Арнест», MIXIT, Art Divage, Art&Fact, M.Akive, Smorodina, Sergey Naumov, Natura Siberika, Geltek.

СПРАВКА «КП»

Иностранные компании, приостановившие поставки

L'Oreal, Chanel, Coty, Dior, Guerlain, Yves Saint Laurent, Givenchy, Kenzo, Make Up For Ever, Lush, La prairie, L’occitane, Hugo Boss, Estee Lauder (Clinique, DKNY, MAC, Bobbi Brown, Michael Kors, Tom Ford Beauty, La Mer, Orijins, Tom Ford Beauty, Too Faced, Tommy Hilfiger, Kilian, Aramis, Darphin, Jo Malone, Estee Lauder, Glamglow, Smashbox, Aveda, Lab Series, Tory Burch, Rodin, Aerin Beauty, Bumble and Bumble).