Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество11 мая 2022 4:02

О чем мечтают ветераны: Теплый туалет, холодильник и слуховой аппарат

Оказалось, людям, прошедшим через огонь войны, требуются самые простые вещи
Оказалось, людям, прошедшим через огонь войны, требуются самые простые вещи

Оказалось, людям, прошедшим через огонь войны, требуются самые простые вещи

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Ветераны мечтают о самых простых вещах. Пылесос, микроволновая печь, стиральная машина, ортопедический матрас, ремонт в квартире, теплица во дворе, слуховой аппарат, диван, вода в доме – полет фантазии героического поколения трансформировался в самое обыденное и приземленное.

Ярослав Селютин из Симферополя два года назад запустил проект, который так и называется - «Мечта ветерана».

…Когда началась война, Дарье Григорьевне Семеновой было 17. После окончания фельдшерской школы юная медсестра попала в самое пекло Великой Отечественной – на Курскую дугу. Чудом осталась жива. Победу встретила в Берлине. Вот ее рассказ:

«К концу апреля наш госпиталь был уже под Берлином. 7 мая начальник управления госпиталей генерал Ибрагимов приказал всем девушкам к утру приготовиться к важному событию. Какому именно, мы не знали. Всю ночь стирали и гладили одежду, а в шесть утра нас отвезли в Карлсхорст: район Берлина. Оказалось, что сегодня подписывается Акт капитуляции Германии, а мы должны подготовить банкет по этому случаю. Гости непростые - фельдмаршал де Голль от Франции, дипломат Эйзенхауэр от Америки. От Советского Союза - Георгий Жуков и Андрей Вышинский. Заседали они целый день, мы им только успевали бутерброды подносить к кабинету. Внутрь нас не пускали, но мы в щёлочку подсматривали. Видели даже, как начальник Верховного командования вермахта Вильгельм Кейтель сдавал оружие. Банкет начался в ночь с 8 на 9 мая. Иностранцы нахваливали русскую водку, ещё и с собой забирали по шкалику в качестве сувенира. К утру высокие гости разошлись. Помню, что сразу побежала в зал перекусить. Мы же, считай, двое суток работали без сна и еды. Какое там! Ничего уже не осталось, всё смели оставшиеся в зале корреспонденты. Нашла лишь немного сметаны. Вылила её в какой-то графин со стола и побрела спать. Тот графин с банкета до сих пор у меня хранится, каждый праздник его достаю. Это самая ценная реликвия нашей семьи»

Дарья Семеновна живет в Твери. 20 марта 2022 года ей исполнится 98 лет. А мечта у нее очень простая – новый холодильник.

Валентина Ивановна Ходяева родилась в 1937 году в Ленинграде. В блокаду потеряла всю семью. В 1943 году ее вывезли из блокадного города вместе с другими детьми. Потом был детский дом. Валентина Ивановна помнит заклеенные крест-накрест окна, вой сирены и постоянный голод. Все время снился хлеб и мама. Сейчас живет на Дальнем Востоке, в городе Дальнегорске. Ее мечта – лавочка возле подъезда, чтобы пенсионеры могли посидеть, пообщаться.

Булькова Мария Николаевна родилась в 1929 году в Вологодской области. Всю войну работала в колхозе, наравне со взрослыми. Так и прошло ее детство. Мария Николаевна живет в поселке Ключи Камчатского края в старом доме без горячего водоснабжения. Мечтает об электрическом водонагревателе.

Иван Михайлович Шевченко 1922 года рождения во время войны служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке, сопровождал и охранял грузы. Участвовал в военных действиях в Китае против Японии. «Буду рад настоящей балалайке, так как на моей струны толстые. И хотелось бы на праздновании столетия послушать русские песни моей молодости…» – написал ветеран свое пожелание.

На идею исполнять желания героических стариков Ярослава Селютина натолкнул пример блогера-строителя, который бесплатно делает ремонт ветеранам.

Ярославу 33 года. У него свой бизнес в Симферополе. Запуская проект, он и представить себе не мог, что найдется столько желающих помогать – деньгами и руками, причем практически во всех регионах. За два года удалось исполнить грезы 500 ветеранов!

- Есть люди, которые говорят, что в этом возрасте уже нет никаких интересов, что старикам ничего не надо. Назло им публикую видео ветеранов, когда исполняется их мечта, – говорит Селютин. – Помню, как мы купили ветерану трактор. Меня уверяли, что человек в свои 96 лет не сможет управлять такой техникой. Я специально позвонил его родственникам и попросил записать на видео, потому что люди не верят. Он сел и поехал!

- Это, наверное, самая дорогая мечта в денежном эквиваленте?

- Был еще ветеран, который очень хотел автомобиль. Прежде чем объявлять сбор, я созвонился с главой сельского поселения, где проживает наш ветеран, уточнил, есть ли у него водительское удостоверение, будет ли ездить. Все подтвердилось. Месяца три собирали на подержанный автомобиль.

- Приятно, что у людей почтенного возраста есть такие мечты для активной жизни, но это все-таки исключения из правил. Остальные желания связаны с самыми обыденными вещами. Алексею Петровичу Парфенову 99 лет. В 17 лет ушел в партизаны, по призыву воевал на передовой. Множество военных наград, в том числе, медали «За отвагу»! Мечтает о качественных вставных челюстях, чтобы не выпадали изо рта. У меня сердце щемит, когда читаю о такой скромной мечте, как слуховой аппарат.

Ну, слуховой аппарат для человека почтенного возраста, на самом деле, стоит довольно-таки дорого. Купил отцу два недорогих слуховых аппарата на оба уха, потратил 70 тысяч рублей. В последний раз клиника подобрала ветерану аппараты по 120 тысяч рублей на каждое ухо. Есть государственная программа обеспечения этими аппаратами, но сама процедура получения сложна. На нее часто нет ни времени, ни сил.

- Ярослав, назовите, пожалуйста, самые распространенные мечты!

- В целом, бытовая техника, но детали зависят от региона. Если возьмем, к примеру, республику Саха (Якутия), там пожелания связаны с теплым туалетом и душем. Свердловская область – это бурение скважин. Крым – ремонт крыши и подведение газа.

- Случаются какие-то трудновыполнимые желания?

- По-разному. Бывает мечта прорыть скважину на острове Путятин. Знаете, где он находится?

- Это остров в заливе Петра Великого Японского моря с населением менее тысячи человек, проживающих в единственном поселке. «Снова плывут на закате мимо него корабли. Маленький остров Путятин возле Великой земли», – пел Юрий Визбор. Там тоже есть ветераны?

- Да. Мы бурили три скважины для трех ветеранов. Можете себе представить, сколько труда и затрат стоит, чтобы специализированную технику переправить, нанимать паром?

- А бывают какие-то нематериальные пожелания – те, что больше похожи на мечту?

- Ветеран из Ярославля мечтала попасть на концерт Надежды Бабкиной. Вообще никто не верил в эту затею. Помимо того, что все концерты были отменены из-за карантина по коронавирусу, все понимали, что Бабкина не поедет ради старушки в Ярославль! Но выход нашелся. Надежда Бабкина сделала для нее онлайн-концерт!

- Как сами ветераны воспринимают вашу инициативу?

- Понимаете, они больше не верят ни во что, потому что на протяжении последних 10-15 лет к ним очень часто приходят перед 9-м мая, много чего обещают различные люди, начиная с чиновников и заканчивая теми, кто хочет себя пропиарить в соцсетях. Приходят к ветеранам с тортиками, которые они давно уже не едят по состоянию здоровья, и обещают очень многое, а потом забывают об этом. Когда я звоню ветерану: «У вас завтра будет доставка с двух до пяти», они изумляются: «Вы что, серьезно?» У них шок. Когда дарил стиральную машинку-автомат своей соседке Гаврилюк Зое Петровне, она недавно умерла, вы бы видели ее глаза! Она слышала, что бывают машинки, которые умеют сами стирать, отжимать и сушить, но даже поверить не могла. Спрашивала меня: «На самом деле белье будет сухое?» Часто вспоминаю Зою Петровну. Она рассказывала, как в июне сорок первого в школе прошел выпускной, а в июле ее уже призвали. Под бомбежкой в лесу шла по замерзшим трупам. Она плохо чувствовала себя в последние годы, но в День Победы преображалась. Выносила на улицу стульчик и ждала праздника. Мы пели для нее, а она танцевала и читала стихи.

- Сталкиваетесь с ситуациями, когда ветеран живет в настоящей нужде?

- И так бывает. У каждого ветерана своя история. Иногда это жертвы бюрократической проволочки. Сейчас делаем отопление женщине, которая была малолетним узником концлагеря. Ей пришлось судиться за признание статуса ветерана Великой Отечественной войны. Мы с помощью прокуратуры Симферопольского района доказали, что у нее есть право стать ветераном. Был Михаил Задко, который только в прошлом году добился ветеранского статуса, до этого годами выживал без всяких льгот.

- Какая история вас потрясла?

- Соцработник сообщила, что женщина-ветеран живет в ужасающих условиях и спит на сломанной кровати. Оказалось, ей выделили квартиру, но там поселился ее внук, а ее сослал в общагу. Комнатка, где находилась старушка, кишела клопами. Я тогда везде писал, в том числе, в прокуратуру. Этот внук мне угрожал по телефону: «Не твое дело! Что ты лезешь?» Он говорил своей бабушке, что, как только закончит ремонт в квартире, она вернется домой. Печаль в том, что старушка так любила внука и верила ему, что невозможно было убедить ее в том, что он просто завладел ее квартирой.

- Они сами обращаются?

- Редко. Максимум, если напишут от руки на листочке. В большинстве случаев сообщают соцработники (65%), волонтеры и соседи (10%), родственники (25%).

- Расскажите о механизме исполнения мечты!

- Сначала собираю данные о ветеране, проверяю информацию. Что скрывать, бывают и злоупотребления со стороны родственников, которые не заботятся о своих стариках-ветеранах, но хотят таким путем решить какие-то собственные бытовые проблемы. Расскажу историю, когда мне было реально стыдно. Пришла заявка от соцработника, что ветерану нужен сенсорный телефон. Человеку глубоко за 90. У меня бабушка, которой нет и 70, и она не справляется с этим девайсом. Я усомнился и решил позвонить. Взяла трубку супруга ветерана, которой было под 90 лет: «Можно нескромный вопрос? Зачем вам именно сенсорный телефон?» Оказалось, они мечтают об аппарате с доступом к интернету, чтобы бесплатно звонить родственникам с помощью приложений-мессенджеров Viber и WhatsApp. После проверки размещаю информацию на сайте с фотографией и историей. Люди видят, кому надо помочь. Когда необходимая сумма собирается, наступает момент исполнения мечты. Естественно, всегда делаю фотоотчет.

- Сколько времени может идти сбор? Цены растут день ото дня, и стоимость вещи может, наверное, заметно измениться…

- Берем приблизительную рыночную стоимость, потому что не знаем, как долго будут собираться деньги. Помню, собирали на ремонт крыши, и вдруг пошло подорожание стройматериалов. Сначала насчитали 170 тысяч рублей, а в итоге получилось 340. Если речь идет о приобретении товара, мониторим, где можно взять подешевле. Когда надо заказать работы и услуги, руководствуемся авторитетом компании. Деньги вперед мы не платим. В договоре прописано, что подрядчик должен предоставлять ежедневный фото – и видеоотчет выполненных работ. Если он не присылает отчет о ходе работ, вступают штрафные санкции.

- Бывает, что предприниматели идут на уступки, зная, что выполняют заказ для ветерана?

- Конечно. На днях познакомился с сантехником. Когда он узнал про этот проект, сразу сказал, что если будут мечты в Крыму, например, заменить систему отопления, сделает работу бесплатно.

- «Мечта ветерана» – частный проект?

- Полностью. Просто я хочу, чтобы абсолютно все деньги, которые жертвуют люди, тратились только на осуществление мечты наших героев, а не на содержание юридического лица, того же благотворительного фонда. Сотрудникам надо платить зарплату, нести расходы на аренду помещения и т.д. Когда я начинал в Симферопольском районе, люди переводили копейки, и потратить их на какие-то лишние платежи было невозможно. Да я и не знал, что проект наберет такие обороты. Для меня приемлемо самостоятельно это сделать, без лишних бюрократических процедур. С каждым днем наших адресатов становится все меньше. Возможно, через год мой проект будет уже не нужен.

- Самые молодые ветераны, как правило, 1927 года рождения, то есть, им уже по 95 лет.

- На проекте была участница, которая отпраздновала 105 лет. Она мечтала попасть на программу «Поле чудес» к Леониду Якубовичу. Эту мечту удалось осуществить. Но есть и люди не столь преклонного возраста, – уточняет Ярослав. – Жители блокадного Ленинграда, которые приравнены к этой категории, работники тыла, члены семей погибших на фронте, узники концлагерей. Но и им уже за восемьдесят.

- Наверное, уже случалось, когда ветераны не доживали до исполнения своей мечты? Все-таки речь идет о людях, перешагнувших девяностолетний рубеж…

- Да, буквально накануне Нового года произошла такая печальная история. Ветеран мечтал о кислородном концентраторе. Мы его оплатили уже на следующий день, а через сутки пришло сообщение, что дедушка умер…