Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество14 мая 2022 3:58

Названы пять самых распространенных ошибок на ЕГЭ

Эксперты назвали задания, на которых чаще всего «валятся» школьники

Фото: Shutterstock

Три страшные буквы “ЕГЭ” уже не просто маячат на горизонте, а прямо-таки давят на психику выпускников. Первый экзамен состоится 26 мая. Выучить все за две недели, конечно, вряд ли получится, а вот повторить основные моменты - вполне возможно. Главное - знать, что именно повторять.

Каждый год эксперты ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) составляют перечень самых распространенных ошибок на ЕГЭ, которые совершили школьники. Вот что получилось исходя из результатов 2021-го года.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Как ни странно, ученики стали чаще ошибаться в 22-м задании, которое считается одним из самых простых. Здесь достаточно прочитать текст и ответить на вопрос по его содержанию. Однако в 2021 году с этим справились только 63% выпускников, что для такого задания откровенно мало. Всему виной - банальная невнимательность. Эксперты советуют неторопливо читать текст и обращать внимание на отдельные его части: место, где происходит действие, поступки героев и временные отрезки.

Следующая проблемная точка - задание 23, где школьников просят указать тип текста (повествование, описание или рассуждение). Ученики, как правило, отличают повествование от описания. А вот с рассуждением возникают проблемы. Школьники “сыпятся”, если в тексте нет ярко выраженного тезиса и доказательств, а просто идет объяснение чего-либо. Такой текст выпускники ошибочно относят к повествованию и теряют заветные баллы.

Еще хуже дела обстоят с 12-м заданием, где школьников просят написать окончание глагола и суффикс причастия или деепричастия. Например, в таких словах как как борющийся, тающий, дышащий. Для того, чтобы правильно вставить букву, нужно восстановить начальную форму глагола и определить его спряжение. В прошлом году это задание выполнили меньше половины школьников. Спасение здесь только одно - практика. Нужно как можно больше тренироваться - трансформировать инфинитив в личные формы глагола и наоборот. Еще стоит помнить, что прошедшая форма глагола, причастия и деепричастия напрямую зависит от инфинитива, а не от спряжения. Например, кашлять - кашлявший, приготовить - приготовивший. Здесь пишется та же буква, что и в начальной форме глагола, а спряжение вовсе определять не нужно.

Ошибки в правописании -Н- и -НН- и НЕ (НИ) встречаются в тестах из года в год и упорно отбирают у выпускников баллы. Отчасти они возникают из-за путаницы между полными и краткими формами. Надо помнить, что краткие страдательные причастия с НЕ всегда пишутся раздельно (урок не выучен, работа не сделана). А полные - слитно если нет зависимых слов и раздельно, если они есть (нерешенная задача - еще не решенная задача).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СОЧИНЕНИИ

Если в тесте еще можно что-то угадать (хотя угадайка плохо помогает), то в сочинении вся неграмотность выходит наружу. Вот самые распространенные ошибки, которые мозолят глаза экспертам ЕГЭ:

Пресловутое “то, что”. В конструкциях “сказать, что”, “подумать, что” не должно быть лишнего “то”. Но в сочинениях школьников частенько встречаются предложения в духе “автор хочет нам донести то, что…”. Правильно будет: “автор говорит, что” или “автор пишет, что”.

Ошибка в предложениях с однородными членами. Например, “Только внутренне сильный человек сможет постоять за свою родину, гордиться и беспокоиться за неё”. Здесь трудность заключается в том, что после однородных членов идут существительные в разных падежах: гордиться (кем? - творительный падеж). а беспокоиться (за кого? - винительный падеж). Поэтому правильно будет написать - “Только внутренне сильный человек может постоять за свою родину, гордиться ей и беспокоиться за нее.” Иногда такие ошибки не очевидны, поэтому нужно каждый раз проверять себя.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов - классика жанра. Вспомним хрестоматийный пример: “подъезжая к станции, с меня слетела шляпа”. Здесь действия выполняют разные лица: подъезжал я, а слетела шляпа. Такого быть не должно. Кажется, подобные ошибки уже набили оскомину, но в сочинениях выпускников их все еще предостаточно. Например, “Действительно, относясь к людям хорошо, рано или поздно, тебе начнут отвечать также”.

Еще одна типичная ошибка - буква е на конце словосочетания “не обращать внимания”. Здесь требуется родительные падеж, поэтому на конце будет “я”.

ПРОФИЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

С профильной математикой все сложнее, чем с русским. Здесь и средний балл ниже, и подготовка к экзамену более основательная. При подсчете результатов 2021 года эксперты ФИПИ разделили учеников на сильную и слабую группы. В первой оказалось чуть больше 30% школьников, во второй, соответственно, - все остальные. Если с задачами из первой части справляются более-менее все, то ко второй части многие даже не притрагиваются. Итак, разберем основные ошибки, которые допускают ученики из обеих групп.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Задание 4 - единственное в ЕГЭ по математике, к которому даются формулы (речь идет о тригонометрии). Но даже имея их перед глазами, школьники допускают ошибки. Ученики из слабой группы, как правило, просто не умеют их применять. Это исправляется банальным нарешиванием - за месяц вполне возможно поднатаскаться. У сильных учеников обычно с этим заданием проблем нет, но иногда возникают ошибки в вычислениях. Поэтому надо быть очень внимательным, чтобы не споткнуться на ровном месте.

Следующее проблемное задание в первой части - шестое. Оно на понимание производной. Здесь ошибки возникают из-за того, что школьники невнимательно читают задачу и путают функцию с ее производной. Эта ошибка встречается в задании из года в год, начиная с 2010-го, когда оно впервые появилось в ЕГЭ. В данном случае одной тренировкой и нарешиванием не спасешься. Нужно фундаментально понять, что такое производная.

8-ой номер - это текстовая задача. В сильной группе с ней справляются практически все (94%), а вот в слабой - всего 4,7%. В этом задании нужно сначала составить уравнение, а затем правильно интерпретировать результат. То есть записать в ответ именно то, что спрашивалось в задаче, а не то, что получилось в уравнении, как на радостях делают многие школьники. По сути в этих задачах нет ничего сверхъестественного, и их вполне можно освоить даже за месяц до экзамена.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Во второй части разброс между сильной и слабой группой еще выше. За многие задания учащиеся из слабой группы в принципе не берутся. Но кое-где они все же могут поднабрать баллов.

В 12 и 14 задании большое внимание следует уделить нахождению области допустимых значений - в нем зарыто половина решения.

В 14-м задании также нужно фундаментально изучить метод интервалов. Зачастую школьники, даже понимая суть метода, не могут грамотно описать последовательность своих действий. Они пытаются повторить решение по памяти или по аналогии с похожими примерами, которые решали раньше. А это приводит к грубым ошибкам.

15-ое задание - это так называемая экономическая задача. Здесь есть два типа ошибок: неправильно составленная экономическая модель и ошибки в вычислениях. Причем в последние годы вычислительных ошибок гораздо больше. Поэтому при подготовке стоит дорешивать эту задачу до конца, даже если уверены в правильности модели

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лучшие онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ 2021-2022

Дистанционное образование становится частью нашей жизни. В интернете можно найти различные онлайн-курсы, в том числе подготовки к ЕГЭ. Как из их числа выбрать лучшие и наиболее доступные? Ищем ответ вместе с экспертами (подробнее)

Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ

«Комсомолка» вместе со школьниками ощущает приближение экзаменационного периода и предлагает несколько вариантов, как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ с нуля за месяц (подробнее)