Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество25 мая 2022 8:10

Айпад так и не смог победить книги

Издание книги кажется очевидным процессом. Вот автор пишет текст, дизайнер делает иллюстрации - это всем понятно. Но как сделать, чтобы книга "зацепила" читателя, продавалась огромными тиражами и стала бестселлером?
Александр ИВАНОВ

Известность и признание получают авторы, а за кадром остаются люди, создавшие концепт произведения, визуализирующие написанную историю.

О том, кто делает книгу сверхпопулярной, о секретах книжного рынка и почему гаджет никогда не победит шелест бумажных страниц, рассказала графический дизайнер и арт-директор издательства Clever Лилу Рами.

Универсальный солдат

Текст, написанный автором — это, по сути, "сырье" для будущей книги. Визуально подать историю, передать характер персонажей и тон произведения через иллюстрации, сделать обложку, которая за секунду зацепит покупателя в магазине и превзойти конкурентов - все эти задачи решает арт-директор издательства.

На эту профессию нигде не учат - чаще всего специалист сначала занимается графическим дизайном, а затем, если есть необходимые навыки администратора, может стать арт-директором. Впрочем, не каждый талантливый дизайнер может стать эффективным управленцем. Нужны особые навыки и умения: мониторинг рынка, управление персоналом, понимание проектной деятельности, контроль дедлайнов среди большого коллектива.

Арт-директор совмещает работу графического дизайнера и менеджера команды: общается с типографиями, отсматривает образцы бумаги, фольги, корректирует работы дизайнеров или мониторит по книжным магазинам новинки конкурентов. Нужно учитывать цены и возможности типографии, а также потребности целевой аудитории, чтобы финальный продукт дошёл до своего покупателя.

"Я графический дизайнер с творческой командой. На работе я отвечаю за "все красивое" — оформление книг, сайт издательства, рекламные проекты, оформление сети фирменных розничных магазинов. По каждому проекту издательства согласовываю иллюстраторов, занимаюсь версткой и утверждением макетов, эскизов и самое главное — созданием обложек.

«В издательстве Clever, помимо всего вышеперечисленного, я занимаюсь отбором книг для покупки прав у иностранных издательств, внешним обликом издательства на выставках и фестивалях, дизайном сайта и поиском иллюстраторов», - рассказывает Лилу Рами.

Она отмечает, что должность графического дизайнера настолько творчески свободна не во всех отечественных издательствах — зачастую все решения принимаются начальством, а дизайнер получает очень конкретное ТЗ, без права голоса.

Один из важных навыков графического дизайнера — профессиональная интуиция, которая позволяет заранее разглядеть бестселлер. Так, по инициативе Лилу Рами в Clever начали издавать серию "Истории удивительных женщин", а позже создали собственную книгу "Истории для маленьких мечтательниц" про 50 великих женщин живших в России. По идее Лилу каждую из 50 историй иллюстрировали разные современные художницы, которых Лилу лично подбирала и согласовывала эскизы, которые также нужно было утверждать у автора текстов и наследников героинь книги.

"Я нахожусь "по обе стороны" - выступаю и как создатель концептов, и как автор десятка книг с общим тиражом 200 тыс. экземпляров. Книга «Найди и покажи. Животные», которая успешно продается на Amazon, также была продана на 4 языка, а «Мои любимые животные. 15 книжек-кубиков» продана на 13 языков", - добавляет Лилу.

Еще один успешный кейс — выпуск серии книг про великих людей "Вдохновляющие истории". Для одной из них — про знаменитую художницу Фриду Кало — Лилу Рами выступила соавтором. В результате книга стала победительницей всероссийского конкурса "Книга года – 2019".

"Мне важно говорить о роли женщин в этом мире и показывать детям достойные примеры, которые вдохновят их и направят. Это книги не только для девочек, это книги для всех детей, ведь важно объяснить юному поколению, что гендерные установки давно устарели, а у современных детей могут быть бесконечные права и свободы.”

Книгу продает обложка

Одна из главных задач графического дизайнера — сделать успешную обложку. Именно она "решает", захватывая внимание в первую очередь и стимулируя купить книгу. Классический шаблон — иллюстрация, название книги, имя автора плюс аннотация на обратной стороне, чтобы мгновенно было понятно, о чем книга, пока внимание не переключилось. Задача дизайнера — придумать, как визуально зацепить читателя, чтобы книга своей обложкой продавала сама себя. Ведь даже самый гениальный текст может затеряться на полке и без выигрышного оформления не найти своего читателя.

"Побудить к покупке может эффектная иллюстрация или необычное оформление: выборочный лак, краска, которая позволяет печатать очень яркие цвета. Так я сделала, когда мы запускали серию «Trendbooks лето»: книги выходили в разных кислотных цветах, что побуждало читателей собрать полный комплект на своей полке. Плюс мы использовали популярный на тот момент прием сочетания фона и текста без рисунков и фотографий. Серия стала настолько успешной, что продажи вывели ее в отдельное направление внутри нашего издательства. На данный момент в серии Trendbooks уже сотни книг, многие из которых стали бестселлерами и продаются десятками тысяч экземпляров. В этой серии сейчас выходят книги Анны Джейн, для новинок которой я сразу делаю два дизайна обложки: для твёрдой и мягкой. Она настолько популярна, что ее покупают в обоих оформлениях", — рассказывает Лилу.

Другой триггер — имя автора. Если он суперпопулярен, то тогда на обложке его имя должно быть самым заметным элементом, дополнительно работает биография и фото на обороте.

При всем этом нужен баланс контента и визуальной составляющей в книге — даже самые лучшие иллюстрации не спасут слабый текст, и наоборот. Лилу вспоминает пример, как Clever пробовал выпускать иллюстрированные книги без текстов, но большого успеха такой формат не имел. Детям нужна история, которая будет сопровождать картинку.

Знают ли российских иллюстраторов и дизайнеров в мире?

Словосочетание "русский программист" уже стало брендом, но, как оказалось, наши иллюстраторы и дизайнеры не менее успешны и уже во многом превосходят западных мэтров. Как отмечает Лилу Рами, у российских специалистов много качеств, которые делаю нас сильнее коллег на Западе, потому что приходится развиваться в совершенно других, подчас более суровых, условиях рынка. Наши работают быстрее, больше, активно всему учатся, и за меньший срок освоили все, что в Европе и Америке существует десятки, сотни лет.

"К примеру, наша художница Маргарита Кухтина — попала "самотеком" в наше издательство, просто я открыла ее письмо, предложила работу. Она иллюстрировала немало наших книг, которые потом успешно выходили и за рубежом. Сейчас Маргарита работает с английским издательством. Хочется верить, что в какой-то степени именно наше сотрудничество стало трамплином для ее успеха — к ней стоят в очереди с предложениями наши конкуренты", — рассказала Лилу.

Также один из ярких примеров успеха — Фестиваль МОРС, который проводится с 2015 года и уже собирает 1000 участников и более 5000 посетителей каждый год. Международный независимый фестиваль книжной иллюстрации и визуальной литературы — это место встречи и обмена идеями, трамплин для новых имен, где издатели и иллюстраторы набираются энергией и вдохновением для создания новых проектов. Как говорит Лилу Рами, член жюри фестиваля, каждый год на МОРСе она находит десятки новых контактов и уже немало книг Clever вышло под авторством звезд фестиваля.

Что сейчас читают наши дети

Несмотря на громкие пророчества о всеобщей цифровизации, которая победит бумагу, книги не теряют актуальность, а детские книги особенно. Сложно переоценить влияние литературы на воспитание подрастающего поколения.

"Фантазия ребенка, который читает, всегда победит айпад, сложные форматы, телевизор и мультики. Современные технологии ничего лучше этого предложить пока не могут. Чтобы ни говорили, у нас очень читающие дети и подростки", - считает Лилу Рами.

Естественно, при этом год от года меняются тренды и вкусы читателя. Если раньше в топе были классические поэты и писатели, то сейчас все больше популярны современные европейские и американские авторы. Все больше встречаются необычные форматы - красивые книги с необычными, стилизованными иллюстрациями, чего раньше не было. Родители отдают все больше предпочтение а новым форматам, покупают книжки-картонки, с окошками, выдвижными элементами.

"Мы первыми начали выпускать "кубики", в которых 15 картонных книжек для самых маленьких детей, и это абсолютный суперхит продаж много лет. У нас вышел французский автор Эрве Тюлле. Когда начали его выпускать, многие крутили пальцем у виска, не понимали, что это за странные иллюстрации. А это стало очень успешным продуктом, в этом году переиздаем его раскраски. Родители такое не очень понимают, но дети обожают. Но это тоже тренд - родители стали больше обращать внимание на интересы ребенка,, - комментирует Лилу Рами.

Благодаря конкуренции с международными издательствами наш рынок стал активно развиваться, и иногда сравнение уже в нашу пользу. Главные проблемы в развитии отечественного книжного рынка это недостаток полиграфических мощностей. Так, наши типографии практически не берутся за сложные в плане технического исполнения форматы, приходится заказывать печать таких книг в Китае, в результате растет цена. Если рынок сможет преодолеть эти проблемы за счет переоборудования типографий, то снизится зависимость от колебаний валютных курсов, что послужит дополнительным импульсом для развития российского книгоиздания, резюмирует Лилу Рами.