Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-6°
Boom metrics
Общество14 июня 2022 22:00

Услышать «Голоса Арктики»

В прокат вышел удивительный документально-художественный фильм, аналогов которому
Кадр из фильма: в поисках северной музыки съемочная группа добиралась до самых отдаленных селений. Фото: «Голоса Арктики»

Кадр из фильма: в поисках северной музыки съемочная группа добиралась до самых отдаленных селений. Фото: «Голоса Арктики»

С 9 июня в кинотеатрах начали крутить новую оригинальную ленту «Голоса Арктики». Настолько оригинальную, что ее трудно отнести к документалистике или к художественным фильмам. Она лежит где-то посередине…

Почему фильм нужно обязательно посмотреть, рассказали в эфире совместной программы «КП» и РГО «Клуб знаменитых путешественников» его создатели - продюсер Юлия Липатова и главный герой Денис Симачев.

Чум-чай-строганина

- Давайте сразу объясним, почему «Голоса Арктики».

Юлия Липатова:

- Не хотелось идти проторенным путем и снимать обычную документалку про жизнь малых народов Крайнего Севера: чум-чай-строганина - олешку арканят. Мы и позвали Дениса, который как композитор, саунд-продюсер и как главный герой собирает уникальные голоса народов Крайнего Севера. За счет того, что мы взяли фишкой сбор голосов, логично появилось название. У нас вот они поют, у нас они рассказывают через свои песни о своем быте, о своей культуре. Для них же песня - это вообще основной элемент общения. Они могут петь сутками. И это не песни, в которых придуманные слова. Вот если сейчас рядом с нами посадить ненца, он будет петь про то, что видит. И это может занимать несколько часов. А самое главное, что из собранных голосов потом сложился очень крутой современный диджей-сет, который Денис играл в арктической пустыне, - ехал на «Бурлаке», это большая арктическая машина, и играл его.

- Денис, а вас как занесло в эту арктическую пустыню?

Денис Симачев:

- Вообще глобально вся эта экспедиция - это экстремальное путешествие для меня и для всей съемочной группы. Оказаться в тундре, на Крайнем Севере, где сотни километров и вокруг ничего нет и никого нет, ни живого, ни мертвого, а только один лед, это впервые в моей жизни. И меня это очень сильно впечатлило. Почему, собственно, та музыка, которую я создал после того, как мы собрали весь фольклор, она получилась очень такой эмоционально заряженной. И в то же время она осталась современной. Это не лубок с мотивами, которые люди себе представляют, что такое фольклор ненцев или там юкагиров, а мы положили это все на хороший бит и получилась очень классная танцевальная музыка, и в том числе для релаксации тоже она подходит. В общем, классный очень проект.

Снимая фильмы о Севере, документалисты обычно на оленях и останавливаются. Фото: «Голоса Арктики»

Снимая фильмы о Севере, документалисты обычно на оленях и останавливаются. Фото: «Голоса Арктики»

Как песня строить и жить помогает

- Классический вопрос: холодно было?

Денис Симачев:

- В Якутии, когда мы уже на Большую землю высадились и таксист нас подвозил, а пока мы его ждали, куртка, которая на мне была, рассчитанная на минус 70, она у меня вся замерзла, и мне казалось, что она сейчас, как стекло, разобьется. Наконец сели в такси, стали жаловаться - как же холодно… На что он браво сказал: да вы что, говорит, это сильно потеплело у нас. Мы посмотрели на градусник - там было почти 50. Что же у них считается холодно тогда? Минус 70, когда уже невозможно дышать холодным воздухом? Местные жители вот как-то адаптированы к этой истории… Любой выход на улицу, поездка куда-то режиссируется, продюсируется и организовывается на уровне серьезной арктической экспедиции.

И в связи с этим интересное очень наблюдение у меня было. Пока я общался с местными народами, с ненцами, и просил спеть что-то, чтобы записать фольклор. На что мне отвечали: как же я буду сейчас петь? Это же надо делать только на улице и делать долго... Часов 12. Я говорю, а давайте укороченную версию такую. Он говорит, ну там же вся моя жизнь, в этой песне… Я говорю, ну вот какой-то кусочек. И он запел эту песню, которую мы, наверное, будем воспринимать как что-то, как заевшую пластинку, то есть одно и то же, с повторениями бесконечными… Кое-как мы его через час остановили… он очень расстроился, для него это был жуткий стресс. Он объяснил, что его песня - это навигатор. И очень важно, чтобы у мужчины были сильные легкие, чтобы он смог за все время передвижения на оленях по глубокой тундре пропеть всю песню до конца, потому что количество повторений куплетов является шагомером, который определяет направление и как бы дает ему возможность не заблудиться в тундре. Потому что если он собьется в количестве повторений определенных куплетов, то он может не там повернуть направо или налево и таким образом провалиться под лед или сбиться с дороги, а для них сбиться с дороги - это значит погибнуть.

Диджей для тундры

- Самым запоминающийся момент съемок?

Денис Симачев:

- Это было ночью, в пургу, мы чуть не попали в Книгу рекордов Гиннесса, потому что я пробыл на прицепе «Бурлака» в движении, играя там диджей-сет, по сути, для тундры, 3 часа 40 минут.

Юлия Липатова:

- Там был диджейский пульт, колонки, красный куб светящийся, привязанный Денис…

Передвижной диджейский пульт играл для тундры около четырех часов… Фото: «Голоса Арктики»

Передвижной диджейский пульт играл для тундры около четырех часов… Фото: «Голоса Арктики»

- Чтобы не сбежал?

Денис Симачев:

- Чтобы не вывалился, потому что мы пробирались сквозь ночь, в пургу. Водители-эмчеэсовцы охали и ахали внутри этого вездехода и говорили: надо прекращать, как бы человек уже отморозил все что только можно. А оператор и режиссер кричали: двигаемся дальше, мы договорились с Денисом - он выдержит все. Действительно, через какое-то время я уже перестал какие-то части тела чувствовать, но я понимал, что какой-то драйв и задор еще присутствуют, поэтому вот я держался сколько мог. Получились очень крутые, классные, красивые эпические кадры вот этого ночного проезда за «Бурлаком», на прицепе, с красным кубом, внутри которого я играл арктический саундтрек.

- В какой части фильма мы это увидим?

Денис Симачев:

- Ну, надо подождать финала, да. Потому что это финализирует всю историю, все три новеллы, - всю эту тему собирает этот финальный проезд. Потому что в нем весь смысл сбора всех этих историй, фольклора, проблем кочевников, малых народов, оленей и этого жуткого-жуткого-жуткого холода…