Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество23 июня 2022 10:00

Бензин подорожает, а безработица вырастет: к чему приведет желание Минфина урезать выплаты по демпферу

Эксперты и независимые владельцы АЗС по всей России озабочены планами Минфина изменить демпферный механизм на топливном рынке – его действие в последние годы стабильно сдерживало рост цен
Людмила ПОДОБЕДОВА

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Они предупреждают: такое желание пополнить казну грозит сразу несколькими серьезными последствиями – ростом цен, разорением небольших сетей АЗС, а, возможно, и дефицитом качественного топлива, особенно в регионах.

В начале этой недели стало известно о планах Минфина снизить выплаты по демпферу. Этот механизм действует в России с 2018 года и предусматривает, что когда на мировом рынке цены поднимаются выше определенного ведомством –индикативного – уровня нефтяные компании получают выплаты из бюджета в обратной ситуации – сами доплачивают в бюджет. Так, например, было в разгар пандемии, когда на фоне рекордно низких цен за рубежом Минфин активно пополнял бюджет выплатами от производителей топлива. За почти 5 лет действия демпфера на рынке не возникали ценовые шоки – цены стабильно росли ниже темпов инфляции, дефицит топлива и даже контрафактная продукция также перестали быть актуальными проблемами.

Но сейчас мировые цены на топливо бьют рекорды. В результате, за январь-май государство уже заплатило нефтяником более триллиона рублей по депмферу. И как недавно писал «Коммерсант», в этих условиях Минфин хочет серьезно скорректировать демпфер, звучали предложения и по его полной отмене. Минэнерго, ответственное за нормальную ситуацию на топливном рынке, выступает резко против – и эта неделя уже показала, почему.

Только на слухах о планах Минфина оптовые цены на бензин АИ-92 на бирже СПБМТСб в европейской части России выросли с начала июня более, чем на 12% или 4570 рублей - с 36938 до 41508 рублей на тонну. Независимые сети АЗС и отраслевые объединения уже бьют тревогу.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев подчеркивает, что демпфер – это компенсация не столько нефтяным компаниям, сколько потребителям в России, ведь в ином случае цены выросли бы до европейского уровня, а если пытаться регулировать отрасль вручную – неизбежен дефицит.

«Прогнозируемая инфляция сейчас 16%, это значит, что и АЗС могли поднять стоимость топлива на 7 рублей на литре. Такой рост в текущих условиях – это еще один удар по конкурентоспособности российской экономики», - предупреждает он.

Сейчас нефтяники зарабатывают на продаже топлива на заправках, а при отмене или сокращении демпфера сместят центр прибыли на оптовый рынок. А значит, независимые заправки должны будут покупать топливо дороже, повышать цены или терпеть убытки и закрываться.

Екатерина Савкина, управляющий партнёр сети АЗС GP Vympel в Саратове отметила, что даже на слухах о корректировке демпфера цена на бирже, где большинство независимых АЗС покупает бензин, уже подскочила за последние несколько дней.

«Если демпфер действительно скорректируют, и нефтяники повысят цены за три дня примерно на 6 тысяч рублей за тонну, мы начнем работать в убыток. А значит, будем вынуждены повышать розничные цены для обычных автовладельцев», - отмечает Савкина. По ее мнению, вслед за ростом цен на заправках со временем мы увидим подорожание еды, ведь стоимость продуктов напрямую зависит от стоимости топлива и доставки.

«У заправок уже и так падает прибыль из-за сокращения продаж на фоне спада коммерческих перевозок. А значит, мы тратим больше на продаже каждого литра, а зарабатываем меньше. Кто-то из заправщиков этого просто не выдержит и закроется, а новые АЗС открывать дорого и не быстро», - считает Екатерина Савкина.

Рост оптовых цен на топливо особенно заметен на Дальнем Востоке, где оно традиционно дороже, чем в центральной России. По словам Игоря Лапчука, гендиректора ООО "Нефтесинтез" (владеет сетью АЗС в ДФО), сейчас на волне летнего спроса на топливо всего за неделю оптовая цена бензина АИ-92 с поставкой во Владивосток выросла на более чем 7 тысяч рублей на тонну (с 49200 до 56670 рублей за тонну), хотя с февраля по конец мая практически не росла.

«Когда дорожает топливо в опте, приходится поднимать цены и на заправке. И это поступления от демпфера им еще не убрали и не сократили», - говорит Лапчук.

Он полагает, что при отмене или сокращении демпфера у нефтяников появится еще один повод шантажировать внутренний рынок ростом оптовой цены на бензин и дизель. Демпфер - это заработок, если его отобрать или урезать, то они легко могут начать сокращать переработку на НПЗ и разгонять цены на топливо на внутреннем рынке. А от сокращения переработки и до сокращения персонала недалеко.

Сергей Канаев, руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» полагает, что в конечном итоге корректировки или отмена демпфера не даст той ощутимой прибыли для бюджета, зато есть шанс «раскачать лодку» за счет недовольства народа ростом цен на заправках. «Еще одно плачевное последствие: чтобы не разоряться и не задирать цены выше, чем у конкурентов, независимые АЗС могут вернуться к продаже контрафакта и другим мошенническим схемам. Это явление практически выродилось в России в последние годы, но может стать вынужденным шагом, если выбор стоит о том, зарабатывать ли хоть что-то или закрываться и распускать персонал. В заправочном бизнесе работает очень много людей: в условиях, когда из-за ухода иностранцев с рынка безработица и так выросла, допускать их увольнения просто нельзя», - считает эксперт.