Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-4°
Boom metrics
Экономика14 сентября 2023 17:13

Молодежи важно участвовать в развитии своего региона

Похоже, Агентство стратегических инициатив сформулировало меры, которые позволят удержать подрастающие поколения на родине

Об этом и многом другом рассказал руководитель Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Вайно, который на Восточном экономическом форуме посетил студию «Радио «Комсомольская правда»».

ИЩУТ СЕБЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

- Начнем наш разговор немножко издалека. Прежде всего, хотелось бы услышать ваше мнение о том, какая сейчас молодежь в нашей стране и что ее волнует, изменилась ли она за последние несколько лет?

- Я бы сказал, что кардинальных изменений нет. То есть, последние пять лет мы наблюдаем один и тот же тренд – молодежь сейчас ищет себя, ищет самореализацию, как, в принципе, наверное, и всегда. Но с текущими условиями, понятно, что вопрос самореализации стоит достаточно остро. Но жилищный и образовательный вопросы стоят на повестке дня у молодежи острее всего. Особенно у аудитории 20-25 лет. Если говорить про стандартный портрет, то это достаточно активные, но при этом дистанцирующиеся от всяких активистских проектов, ищущие возможность заработать люди, но при этом вопрос тяжелого труда ими не рассматривается. Это вот такой среднестатистический молодой человек. В последние 3-5 лет мы видим как основной тренд для всей молодежной аудитории 14-28-30 лет.

- А молодежь в условной Москве и на Дальнем Востоке - в Хабаровске, во Владивостоке - отличается?

- Мы думали, что да, поэтому в 2019 году провели пилотный на 10 регионов индекс привлекательности регионов для молодежи. Решили посмотреть, как молодежь ответит на главные вопросы – что нравится, что не нравится, что волнует больше всего, где ты живешь, на своей малой родине? И ориентировались как раз не на центральные регионы, а пытались дать бОльшую географию. Получили очень одинаковые ответы. Подумали, что, наверное, какая-то ошибка в статистике и в выборке. Поэтому в 2021 году опросили 55 регионов, в следующем году уже 85 будет. Но уже во время опроса 2021 года стало понятно, что молодежь волнуют вопросы безопасности, самореализации, экономических возможностей, образования, жилье и социалка практически одинаково во всех регионах, из опрошенных. Мы не брали некоторые регионы юга и севера страны, но география у нас максимально широкая, в том числе, и Приморский край. Москва в этом отношении практически на одном уровне с Хабаровском и Владивостоком – молодежь волнуют одни и те же вопросы. Есть незначительные отклонения в количестве показателей, которые они считают условно важными. Чуть больше социалка, чуть больше безопасность, но 88 тысяч у нас было респондентов – все примерно одно и то же говорили. Это крайне показательно, на мой взгляд.

ПАНИКИ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕТ

- На Восточном экономическом форуме АСИ, которое вы представляете, уже не первый год ведет диалог по внутренней миграции. Как удержать молодежь в своих регионах? Может, у вас какие-то предложения есть?

- Действительно, мы на ВЭФе говорим не первый год об этом. Предлагаем программы и видим плоды своих трудов. Для молодежи важно, чтобы им было комфортно и интересно на родине. Кроме того, молодежи в первую очередь важно быть соавторами с властью развития облика своего региона. Поэтому привлекать молодежь к социально-экономическим проектам, к вопросам развития городской среды, городских территорий, в том числе, через социальные проекты. На самом деле, не везде нужны деньги – и мы об этом говорим давно. У нас есть хорошие примеры, когда, работая с закрытыми административно-территориальными образованиями наши коллеги по линии Роскосмоса и Росатома, максимальную эффективность демонстрируют такие простые вещи, как субботники. Молодежь, понимает, что она может, условно, починить и покрасить лавку, что может принимать физические решения по отношению к своему региону - это сплачивает и привлекает к развитию своего региона. И что самое интересное. Мы спрашивали у ребят 24-25 лет, которые как раз могут в этот момент уехать, они получили уже образование и приехали, условно, «попрощаться» со своим родным городом. Говорят, что я конкретно влияю на облик своего города, я влияю на то место, где я живу и я за него ответственен, я не могу его оставить, потому что на меня возложили эту задачу, чему я очень рад. Паники, что вот дополнительная ответственность – нет. Особенно у молодых людей в возрасте от 16 до 23-24 лет. Им интересно развивать свой регион.

В этом отношении дополнительно встает жилищный вопрос, который действительно актуален для всех нас. Статистика показывает, что средний возраст по стране оформления первой ипотеки где-то 36-37 лет, что достаточно высоко. Молодежь ипотеку не берет, но рынок арендного жилья сейчас активно развивается, в том числе, на Дальнем Востоке. Дополнительно мы сейчас с министерством строительства разрабатываем программу по льготной ипотеке для представителей молодежи абсолютно разных социальных групп. Это и молодежь с низким уровнем заработной платы, которым актуально съехать от родителей, но они, к сожалению, не могут, потому что получают 20-30 тысяч… И молодые ученые, которых важно оставить, особенно на Дальнем Востоке, потому что это стратегический регион для Российской Федерации (у нас все регионы, конечно, стратегические, но Дальний Восток – особенно). И здесь, наверное, важно, что эти программы по льготной ипотеке сейчас как никогда актуальны и пытаются придумать дополнительные условия для молодых людей, чтобы все больше могли получить себе жилье. Это, в том числе, крайне сильно влияет на планирование первого ребенка. А вопрос демографии для нас стоит достаточно остро. Две части стратегии Агентства стратегических инициатив. Первая – это вовлечение молодежи, дать им возможность быть услышанными и принимать как тактические, так и стратегические решения по отношению к месту, где они живут. И вторая часть – это то, что связано с жильем, с демографией и процессом предоставления льготного жилья, конечно, он тоже крайне актуален.

- А насколько активно губернаторы прислушиваются к вам? Вы только формируете рекомендации, а обязать их исполнять вы не можете.

- Действительно, мы стараемся никого не обязывать, потому что обязаловка на крайне негативно влияет на эффективность. У нас есть примеры, когда мы предлагали какие-то стратегические инициативы и пытались губернаторов физически заставить их исполнять через коллег-федералов. К нам тогда региональная власть относилась как назойливой мухе. Сейчас мы выстраиваем партнерские отношения с региональными органами исполнительной власти и действительно видим положительную тенденцию. Губернаторы сами к нам приходят, предлагают лучшие практики, потому что, конечно, с учетом того, что у нас активно сейчас идет региональное развитие, особенно на территории Дальнего Востока, коллеги там даже поднаторели в отношении лучших практик по России. По Камчатскому краю самая высокая продолжительность жизни у субъекта МСП – 9 лет по всей стране. Они лидеры в этом отношении. И, конечно, их практики мы активно используем, в том числе, и в центральных регионах, здесь важно не упустить эту партнерскую составляющую. Мы в этом отношении стараемся не чинить препятствия, а помогать.

- Можете рассказать о каких-то лучшие практиках, которые предлагают регионы? Что вас, может быть, самого царапнуло?

- Могу рассказать о практике, которую мы взяли из Великого Новгорода. Она социальная. К нам обратился молодой человек, сообщил, что профессиональный автогонщик и дрифтер. У нас, понятно, это как бы под запретом находится, и он сказал – можете посодействовать, вот хотели написать, просто не знаем, куда, хотели покататься с онкобольными детьми. Мы обратились в правительство региона, коллеги сказали – да конечно. Мы пригнали полицию и сделали как раз целый, ну, не турнир, но как раз вот с онкобольными ребятами, они покатались и всем было очень весело и очень интересно. И такие социальные практики, наверное, такие самые цепляющие. Есть и много других истории. Мы очень активно развиваемся по экологической повестке, когда мы проводим стратегические сессии – вот на Камчатке проводили с молодыми экологами, как развить экологический туризм, например. И молодые ребята активно предлагают свои идеи и, что самое интересное, что все, начиная от представителей министерства, которое работает по молодежи, заканчивая губернатором, слышат этих молодых ребят, принимает их проекты во внимание и активно реализует у себя. Результат, конечно, помимо этого предпринимательского долголетия, положительно сказывается, в том числе, на брендовой истории. У нас проходил конкурс брендов в рамках форума «Сильных идей для нового времени». Победитель с Камчатки – молодой новый бренд, и, конечно, эффект просто космический. В том числе, разговора с молодежью. И регион это прекрасно понимает. Есть свои огрехи, целые регионы до сих пор стараются работать по-старому, считая, что специалист лучше неквалифицированного молодого человека, но их становится все меньше. И это положительный тренд, который мы тоже отмечаем.

ТРУДОВОЙ ОПЫТ ВЛИЯЕТ НА ПЕРСПЕКТИВЫ

- В России более 95 тысяч молодых людей от 14 до 17 лет зарегистрировались в качестве самозанятых в нынешнем году. В каких сферах они преимущественно работают?

- Я, наверное, сделаю небольшой экскурс. Потому что это наша инициатива, которую поддержал президент России, - снизить возраст самозанятых с 18 до 14 лет. Это наша большая гордость. Вопросы ранней профориентации, ребята могут попробовать себя в различных направлениях рабочих профессий… Для нас это было крайне важно не с точки зрения создания нового субъекта МСП, но в том числе дать попробовать молодым ребятам действительно заработать деньги.

Если отвечать на вопрос про сферы, их можно разделить на две. Первая – возможность заработать первые карманные деньги. Это такие форматы, как сфера услуг, обслуживание - курьеры, те, кто раздает флаеры, и все, что связано с парикмахерскими услугами. Надо заметить, что подавляющее большинство молодежи пытается себя попробовать в этих направлениях. Что нас в АСИ интересует, куда же они дальше пойдут с таким опытом. Потому что первый опыт работы (мы смотрим, в том числе, по рынку труда), если попробовался самозанятым, гарантии трудоустроиться потом сильно выше, чем если не было вообще никакого опыта. Мы сейчас активно агитируем молодежь, в том числе и несовершеннолетних, и студентов как среднего профессионального, так и высшего образования идти и пробовать себя не только в волонтерских проектах условно, но и попробовать подзаработать. Потому что такой трудовой опыт действительно положительно влияет на перспективы трудоустройства, причем не обязательно в той сфере, в которой поработал. Сейчас компании (мы разговаривали со Сбером, с «АвтоВАЗом») смотрят на абсолютно любой опыт, для них важно, чтобы молодой человек просто понимал, что такое зарабатывать деньги и работать на кого-то.

Вторая категория для нас тоже крайне важна. Она более малочисленная, это ребята, которые пытаются открыть свое дело. Они еще не доросли до уровня индивидуального предпринимателя, до открытия юридического лица, но пытаются сделать свой продукт, особенно все, что связано с народными промыслами, с такими рабочими форматами – резьба по дереву, сувенирка. Это будущие предприниматели. Мы активно стараемся популяризировать молодежное предпринимательство, в том числе среди несовершеннолетних. Видим совместно с Федеральной налоговой службой, что если в прошлом году прирост самозанятых был 60 тысяч, то в этом уже практически 100 тысяч. Интерес есть. Они платят налоги, причем в достаточно большом количестве. Вот это тоже показатель. Формируется позитивное отношение к налогообложению. Это крайне важно потом для дальнейшей работы вбелую, если они решат открыть свое настоящее дело.

«С КИРКОЙ И ЛОПАТОЙ В ШАХТУ ДАВНО НИКТО НЕ СПУСКАЕТСЯ»

- А есть ли у молодых людей желание поработать на промышленных предприятиях?

- Сейчас с этим сложно.

- А у самих работодателей есть ли такой интерес?

- У работодателей есть. Мы только что на сессии по кадрам для промышленности Дальнего Востока оценивали текущую ситуацию. Конечно, кадровый голод огромный, молодых ребят не хватает на предприятиях. Имидж профессий сейчас на достаточно низком уровне, особенно в промышленности. Все хотят быть, условно, предпринимателями, либо блогерами, либо айтишниками. Завод, в их понимании, это тяжелые условия труда. Коллеги из промышленного комплекса, агропрома и оборонки говорят: у нас такого нет. Недавно рассуждали с коллегой из угледобывающего комплекса. И там нет такого, что ты спускаешься с киркой и лопатой в шахту, как 100 лет назад. Промышленность трансформируется. Изменения идут медленно, но идут. И вот здесь самое главное– популяризировать работу, особенно по рабочим специальностям, среди учащихся среднего профессионального образования. Мы стараемся это делать. Видим результат. В этом году тенденция усилилась - в техникумы и колледжи пошло больше молодых ребят относительно вузов. Колледж сейчас стал более перспективным, более приоритетным направлением в качестве образования для молодого человека в России. Особенно мы это видим, как ни странно, у девушек, их превалирующее количество, причем даже на инженерные специальности.

Система по стажировкам, особенно для несовершеннолетних, это сложно, как минимум просто потому, что промышленность – достаточно опасное место для работы, и вопрос надлежащих условий труда все-таки стоит достаточно остро. Мы стараемся с коллегами из Министерства просвещения продвигать проект «Билет в будущее». Мы как агентство активно включаемся в профессионалитет, в дуальное образование, есть программы, есть, в том числе, рейтинги…. Здесь, наверное, важно популяризировать именно работу на предприятиях. Мы хотим сейчас запустить отдельную программу по видеопрезентациям с предприятий для школьников и для студентов СПО. Они должны понимать, что это безопасное место для работы в будущем, это интересно и, что самое главное, перспективно. Карьерные перспективы сейчас открываются, особенно в связи с дефицитом кадров, действительно космические. Можно абсолютно спокойно лет за 5 дойти до зарплаты в 150-200 тысяч. Есть такие примеры, когда в 28 лет молодой человек уже начальник цеха, и под ним работают ребята сильно старше него. Но таких примеров, к сожалению, пока немного.

- Я правильно понимаю, что это проект типа промышленного туризма?

- Промышленный туризм у нас уже сейчас есть, и для школьников в том числе, как программы Агентства, так и программы наших коллег, с Российским движением детей и молодежи мы здесь активно взаимодействуем. Наверное, промышленный туризм здесь ограничен в том, чтобы отправить молодого человека, условно, на углепром. Во-первых, достаточно сложно доехать, логистика непроста…

- Плюс, их могут не пустить, потому что это режимные предприятия.

- Конечно. Особенно все, что связано с оборонно-промышленным комплексом. Но именно в формате видеопрезентации, в виде экскурсии – это перспективно. Делать этот формат понятным для молодого человека: 30-40 секунд вводная часть, 2-3 минуты, не более, просто какие-то картинки, как ребята работают на станках. Это крайне положительно влияет на имидж, общую картинку в принципе всего промышленного комплекса России.

- При этом молодые люди получат какое-то представление о тех рабочих местах и предприятиях, где они потенциально могли бы работать.

- Конечно. Более того, в этих видеоэкскурсиях будет дополнительное интервью со специалистами, которые как раз расскажут и про зарплатные условия, и про льготы, которые они получают. Вот здесь как раз очень важно дать возможность молодым людям услышать из первых уст, от молодого человека с не сильно большой разницей в возрасте, что это действительно перспективно.

КАК ТРУДОУСТРОИТЬ ШКОЛЬНИКА?

- Я хочу напомнить, что по итогам форума «Сильные идеи для нового времени» президент поручил рассмотреть возможность более гибкого трудоустройства молодежи от 14 лет, предусмотреть льготы для предприятий, которые готовы брать на работу молодых людей. Как вам кажется, работодатели к этому готовы? Какие здесь могут быть риски для них?

- Мы обсуждали с РЖД, Сбером и «АвтоВАЗом». Да, готовы. То есть эти названные компании готовы брать, в том числе молодежь. Мы разговаривали даже с «Вкусно – и точка». Им, конечно, это тоже актуально, потому что у них есть возможность на свои предприятия, как на точках, так и в логистике, устроить несовершеннолетних ребят. Для школьников это крутой первый опыт, а для компании это будущий кадровый резерв. Но риски остаются. Трудоустроить молодого человека достаточно сложно. Необходимо пройти медицинское обследование, предоставить информацию органам опеки и попечительства о том, что предприятие безопасно. И это остается проблемой для работодателя. Особенно если, не дай бог, что с молодым человеком случится, работодатель будет отвечать по всей строгости закона. Это, конечно, меняться не будет.

Очень важно сохранить труд подростка безопасным, но программа планируется, в том числе, по быстрому найму и увольнению. Ведь если молодой человек понял, что это не его, работодатель должен помочь ему быстро сняться с места работы и перейти на другую, если он действительно это захотел. Программы стажировок будут оплачиваемые, причем по повышенной ставке, чтобы молодой человек заинтересовался, получал не 8 тысяч рублей как несовершеннолетний, а действительно хорошую зарплату. Он должен понимать, что рынок труда для него готов, и как молодой парень или девушка лет 15-16 он в приоритете. Здесь действительно остаются риски, но с этими рисками будем работать.

Особенно нас интересуют процессы, связанные с эмансипацией, с улучшением возможностей молодого человека быстро войти во взрослую жизнь. Здесь тоже планируются изменения.

- АСИ сейчас работает над созданием предпринимательского университета. Такого образовательного формата в России, насколько я понимаю, еще не было. Как будет происходить процесс обучения, кто сможет стать студентом?

- Студентом может стать любой желающий. Он может податься в один из наших вузов-партнеров, сейчас их 10, пилот будет расширяться, я думаю, что мы охватим к 2024-2025 году всю Россию. Важно, что основной фокус – это не стандартные лекции, а реальная практика с действующими предпринимателями, по формату театральных мастерских. Будет мастер, который готов брать себе подмастерьев и направлять их на предпринимательский путь, давать свои деньги как инвестиции, входить в долю юридических лиц и развивать, таким образом, бизнес студента. Самое главное, чтобы у него была возможность еще и ошибиться. Мы над этим активно работаем, пилот уже запущен. У нас пока в районе 200 студентов, к концу 2026 года планируем выйти на 2,5-3 тысячи.