Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Звезды20 января 2024 9:35

Петр Тодоровский говорил Елене Яковлевой: «Извините, но какая же из вас проститутка?»

35 лет назад состоялась премьера «Интердевочки», одной из самых популярных мелодрам времен перестройки
«Интердевочка» стала чемпионом проката 1989 года

«Интердевочка» стала чемпионом проката 1989 года

Фото: кадр из фильма

РАССКАЗ ИЗ ЗАГРОБНОГО МИРА

«Интердевочка» Владимира Кунина, повесть про ленинградскую валютную проститутку Таню Зайцеву, вышла в 1988 году, когда к изумлению приличных граждан выяснилось, что в СССР существуют девушки легкого поведения. Таня ведет двойную жизнь: то обрабатывает иностранцев в гостинице, то за копейки трудится медсестрой в больнице. Там она – ласковая, нежная и добрая, спасает стариков, помогает немощным. Эта вторая профессия ей нужна для того, чтоб не считать себя окончательной шлюхой, и для того, чтобы иметь возможность хоть как-то продышаться от своего ремесла. Но на первой и основной работе мужчины готовы платить за ночь с ней сколько угодно. Один из клиентов, швед, влюбляется в нее до смерти и предлагает стать его женой. Она его не любит, однако и шанс навсегда порвать с «совком» упустить не может. Ей приходится пройти через невероятные бюрократические преграды, уехать наконец с мужем в Швецию и там с ним жить, имитируя супружеское счастье, тоскуя по русскому черному хлебу и оставшейся в Ленинграде старушке-матери.

Кунин вспоминал, что мысль сочинить повесть о проститутке пришла к нему в Варшаве

Кунин вспоминал, что мысль сочинить повесть о проститутке пришла к нему в Варшаве

Фото: ТАСС

В повести Кунина, написанной от первого лица, есть любопытная особенность: Таня Зайцева все время рассказывает о событиях, которых видеть не может (из серии «а в это время за углом – о чем я не знала – происходило то-то и так-то»). Все проясняется в финале: Таня Зайцева, спешащая в аэропорт, чтобы срочно улететь в Ленинград, погибает в автокатастрофе. Повествование, похоже, ведется героиней уже из загробного мира.

Кунин вспоминал, что мысль сочинить повесть о проститутке пришла к нему в Варшаве. Он там жил в «Гранд-отеле», и за завтраком наблюдал девиц, которые садились за столики и ждали иностранцев. Кунину вдруг захотелось написать о любви польской проститутки и водителя-дальнобойщика. Вернувшись в СССР, он поговорил с милицейским начальством Ленинграда, и ему позволили войти в спецгруппу уголовного розыска, занимавшуюся обеспечением безопасности иностранцев и пресечением валютных операций. Кунин был в два раза старше, чем настоящие милиционеры, поэтому проститутки принимали его за генерала КГБ и начинали жаловаться на то, как с ними обращаются молодые менты. В интервью «Комсомольской правде» Кунин рассказывал: «Поняв милицейские дела, я переметнулся на сторону проституток. Войти в их клан было тяжело - у них обо мне уже была легенда. Я решил позвонить самой, на мой взгляд, умной девице. Утром набрал ее номер: «Так и так, я писатель, никакого отношения к органам не имею...» Она и слушать не стала: «Да пошел ты на ...!» Перезвонил позже. «Если ты, стерва, сейчас бросишь трубку, я подниму твое дело, где ты дала отмазку в пять тысяч судье - после того как врубилась в пьяном виде на своих «Жигулях» в машину японского консула. И ты у меня будешь сидеть и за проституцию, и за валюту, и за консула. Поедешь со мной в Репино, в Дом творчества, будешь меня консультировать». Молчание, потом – «Хорошо, Владимир Владимирович!»

Но в принципе Кунин к девушкам относился с большой симпатией. И они к нему потом – тоже. Писали письма, уточняли детали – что доллары по-питерски называются «грюниками», а по-московски «баксами». И самая трогательная строка в одном из писем: «...девочки всю ночь читали «Интердевочку», плакали и на работу не ходили».

Постановщиком киноверсии «Интердевочки» стал Петр Тодоровский

Постановщиком киноверсии «Интердевочки» стал Петр Тодоровский

Фото: "Экспресс-газета"

«МЕНЯ ОБЯЗАЛИ СНЯТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ»

Постановщиком киноверсии «Интердевочки» стал Петр Тодоровский. Это была совершенно не его история – он чурался конъюнктурности, чаще предавался рефлексии и оглядывался в прошлое, где играют «Рио-Риту». А тут на тебе, проститутки…

«Я не считаю «Интердевочку» своим самым удачным фильмом»,– говорил Тодоровский. – «Меня обязали снять. Начальство понимало, как я далек от этой темы, а потому и не способен на какую-нибудь «клубничку». Так и вышло - в фильме совсем нет «клубнички». Мне пришлось встречаться с настоящими проститутками. Судьбы и истории у всех разные. Я снимал кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в те, советские времена!»

Но «Интердевочка» стала чемпионом проката 1989 года. Еще до выхода картины, в 1988-м, профессия валютной проститутки входила в десятку самых доходных, если не сказать желанных профессий (согласно опросам школьниц в Ленинграде и Риге). После выхода фильма, в 1989-м, количество проституток в Москве взлетело на 11 процентов. Кунин с Тодоровским как бы легализовали это занятие в глазах многих дурочек, овеяли его романтикой.

35 лет назад состоялась премьера «Интердевочки», одной из самых популярных мелодрам времен перестройки

35 лет назад состоялась премьера «Интердевочки», одной из самых популярных мелодрам времен перестройки

Фото: кадр из фильма

Тогда, в 80-е, Елена Яковлева почти оправдывалась: «Это следствие неприятия того, что приходится исхитряться, чтобы прилично одеваться, вечно толкаться в очередях и еле дотягивать до получки или стипендии, жить в долгах. Между тем у них на глазах кому-то доставались любые блага явно не по труду. Образцов роскошной жизни и безнравственного поведения тех, кто до недавнего времени был на виду, хватало. Но именно эти люди громче всех требовали от молодежи нравственнои чистоты и бескорыстия. Поэтому проституция часто была для девочек формои протеста против демагогии и несправедливости, с которыми они сталкивались в жизни».

«НУ ЧТО, РАБОТАЕШЬ, А ПРОЦЕНТЫ НЕ ПЛАТИШЬ?»

Смешно, но на вступительных экзаменах в ГИТИС Яковлева тоже изображала проститутку – Катюшу Маслову из «Воскресения». Ее приняли с ходу. До «Интердевочки» она, театральная актриса, успела сыграть несколько ролей в кино – например, у Вадима Абдрашитова в «Плюмбуме». А вот Тодоровский взял ее на роль Тани Зайцевой далеко не сразу. Вообще-то Кунин писал роль под Татьяну Догилеву, обсуждал с ней роль, даже говорил: «Если ты не будешь сниматься, то и фильма не будет». Но Догилева, уже почти вжившись в образ, Таню Зайцеву так и не сыграла. Ей, в частности, не понравилось, что фильм должен будет снимать Тодоровский, она видела постановщиком более молодого и жесткого режиссера.

О роли Тани Зайцевой, необычной и интересной, мечтали многие – в том числе, говорят, Наталья Андрейченко. Ирина Розанова прямо говорила в телеинтервью: «Да все мы мечтали». Яковлева сначала показалась Тодоровскому кандидатурой абсолютно неподходящей. Он ей сказал: «Извините, но какая из вас проститутка? У вас же нет атрибутов» – имея в виду грудь и попу. Но Всеволод Шиловский, игравший отца Тани Зайцевой, уговорил Тодоровского все-таки сделать кинопробу Яковлевой; потом, на этой пробе, в которой участвовала Лариса Малеванная, уже утвержденная на роль матери Тани, две актрисы неожиданно образовали идеальный дуэт. Так и понеслось; Яковлева стала «интердевочкой» (а вопрос с фигурой решили с помощью подложенного под платье поролона).

После фильма она проснулась одной из самых узнаваемых актрис в российском кинематографе и театре. С другой стороны, журналисты замучили ее вопросами про «Интердевочку» – говорят, она в шутку предложила денежный приз тому, кто в ходе интервью ни разу ее не спросит про этот фильм. Рассказывают также прелестный анекдот: якобы Яковлева на сочинском кинофестивале заселилась в гостиницу, и через пару дней ей позвонил мужчина, сочным и теплым голосом спросивший: «Ну что, работаешь, а проценты не платишь? Ты же на чужой территории!» Наивный сутенер полностью идентифицировал актрису и ее героиню.

Кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в те, советские времена

Кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в те, советские времена

Фото: кадр из фильма

НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ СО СЪЕМОК

- В Швеции съемочная группа «Интердевочки» провела всего три недели. Причем там нужно было отснять примерно половину фильма – так что работать приходилось по 12 часов в день. После съемок шведский партнер «Мосфильма», компания «Филмсталлет АБ», обанкротилась, и фильм до шведского зрителя так и не дошел.

- Мужа Тани Зайцевой играет шведский актер Томас Лаустиола, работавший в бергмановском театре, но потом спившийся. А потом чудесным образом не только завязавший с алкоголем, но и открывший несколько клиник для алкоголиков (к моменту съемок у Тодоровского он уже был трезвенником). Когда «Интердевочку» снимали в Швеции, был банкет, многие члены съемочной группы напились, наутро от них разило перегаром – и взбеленившийся Томас потребовал отменить съемку, его еле утихомирили.

- Во время подготовки к съемкам Лаустиола много гулял по гостиницам Питера и смотрел на проституток (в сопровождении кагэбэшника, который служил гидом). Когда к 15-летию «Интердевочки» в «Комсомольской правде» готовилась большая публикация, журналистка спросила его: «А сами вы могли бы жениться на проститутке?» Лаустиола ответил: «Мог бы. В трудную минуту всегда бы могла подработать! Шучу. Если серьезно, мне действительно все равно, кем моя любимая была раньше и какие обстоятельства на нее давили. Я довольно долгое время прожил с чешской валютной проституткой. Я тогда учился в Хельсинки в балетной школе. Днем она работала акушеркой, ночами подрабатывала. Нас было трое друзей, мы были с ней по очереди, по неделе. До сих пор, знаешь, иногда ее вспоминаю…» В русской версии Лаустиолу дублирует Александр Белявский, Фокс из «Места встречи», который вынужден говорить по-русски с сильным иностранным акцентом.

- Японский клиент Тани-сан на самом деле ни разу не японец, а казах, его зовут Ментай Смагулович Утепбергенов. Он был заслуженным артистом Казахстана, и в кино сыграл около 60 ролей: когда нужны были азиаты, часто звали его. Их постельную сцену (в которой видна только голова Тани Зайцевой) снимали самым нелепым образом: Утепбергенова на съемочной площадке не было вообще, актрису толкал взад-вперед постановщик, в то время как кто-то еще раскачивал постель. Кстати, у Кунина героиня не так уж мучается, занимаясь сексом с японцем: наоборот, ей все очень нравится, куда больше, чем аналогичный процесс с мужем. Но Тодоровский, человек старой закалки, счел нужным придать лицу Яковлевой страдающее выражение.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Вместо осрамившегося Александра Васильева вести «Модный приговор» будет другой человек (подробнее)