Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
30 января 2024 3:54

В Москве появилась перспективная профессия оператора беспилотника: Студентов уже учат всему, от видеосъемки до тушения пожаров

Шесть колледжей в Москве обучают студентов профессии оператора беспилотника

Фото: Иван МАКЕЕВ

МИЛЛИОННЫЕ ЗАКУПКИ

Шесть московских колледжей запустили программы по обучению студентов на оператора беспилотников. Для этого за счет бюджета для них закупили более 200 разных квадрокоптеров и оборудовали полигоны, на которых ученики смогут тренироваться находить предметы, перемещать грузы, вести фото- и видеосъемку, а также виртуозно управлять различной аппаратурой.

Фото: Иван МАКЕЕВ

- У нас в колледже специальность «эксплуатация беспилотных авиационных систем» существует только второй год, - рассказал директор Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 Дмитрий Ковалев. - В рамках программы модернизации СПО (среднего профессионального образования), которую проводит Департамент образования и науки Москвы, мы закупили оборудования почти на 50 млн рублей: это и программируемые квадрокоптеры, и БПЛА самолетного типа, и полетный тренажер, и метеостанция, которая научит студентов учитывать погодные условия, и даже система РЭБ (радиоэлектронной борьбы), чтобы наши ребята понимали, как создаются помехи и происходит захват беспилотника.

Директор Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 Дмитрий Ковалев.

Директор Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 Дмитрий Ковалев.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Студентов учат собирать-разбирать чудо-аппаратуру чуть ли не с закрытыми глазами, находить неполадки, программировать полеты, управлять коптерами вручную… Понятно, что вчерашние мальчишки от таких «игрушек» буквально не отлипают. О беспилотниках они способны рассказывать бесконечно, причем с фанатично горящими глазами. Но на курсе есть и девочки…

(НЕ)ЖЕНСКОЕ ЭТО ДЕЛО?

Анна Миронова сейчас учится на втором курсе, говорит, что родители были только за эту специальность - мол, перспективненько.

- У меня стоял выбор между музыкой и беспилотниками, - призналась девушка. - Могла бы играть на фортепиано и гитаре, а в итоге пришлось учиться паять детали и разбираться, что такое транзисторы-резисторы. Сначала было сложно с физикой, но, когда поймешь основы, процесс идет легче. Мне правда интересно. Уверена, в будущем я смогу делать красивые фотографии и снимать фильмы с помощью беспилотников. Да, специальность у меня техническая, но я все-таки творческий человек.

Впрочем, на творчество ориентируются немногие. У беспилотников в наше время много сфер применения: строительство, сельское хозяйство, тушение пожаров, мониторинг ситуаций на дорогах...

- У нас есть несколько учебных полигонов для отработки самых разных навыков, - рассказывает преподаватель по специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» Дмитрий Ханжин. А потом показывает: в одном из кабинетов колледжа построили макет города: здесь есть здания, деревья, машины, можно прокладывать дороги под различные задачи и учиться съемке с беспилотника. Актовый зал переделали под большую полетную зону: здесь висят кольца различных диаметров, арки, ворота и много других объектов, назначение которых с первого взгляда может быть не совсем понятно.

- Здесь отрабатываем управление беспилотником, - рассказывает Анна. - Когда сами гоняем - это весело, а когда преподаватель задает траекторию, приходится попотеть. Самым сложным для меня было пролететь через большое кольцо, на ходу развернуться, снизиться и попасть при этом в кольца меньшего диаметра. Вот тут прям ювелирная точность нужна.

Студентка Анна Миронова: "Да, специальность у меня техническая, но я все-таки творческий человек".

Студентка Анна Миронова: "Да, специальность у меня техническая, но я все-таки творческий человек".

Фото: Иван МАКЕЕВ

В основном на специальности учатся мальчики, если нужно, они помогают сокурсницам, которые не сразу привыкают к работе с проводами да платами.

- Да, на эту специальность в основном идут молодые люди. Собрать, разобрать и найти неисправность в аппаратуре для них проще. А вот пилотирование получается далеко не у всех, иногда девушкам это дается легче. Впрочем, навыки отрабатываются постепенно, именно поэтому практика у нас начинается сразу, - подчеркивает Дмитрий Ханжин.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИИ

Самим преподавателям перед запуском курса тоже пришлось пройти дополнительное обучение. Дмитрий Ханжин, например, изначально был специалистом по информационным технологиям, сетям и программированию. Прошел курсы повышения квалификации, но в работе с беспилотниками помогают и знания из прошлого, потому что оператор БПЛА - это не только управление ими, но еще их сборка, программирование и даже… покраска.

Преподаватель Дмитрий Ханжин работал специалистом по информационным технологиям, сетям и программированию.

Преподаватель Дмитрий Ханжин работал специалистом по информационным технологиям, сетям и программированию.

Фото: Иван МАКЕЕВ

- Покраска беспилотников - это отдельная технология, наши партнеры уже сейчас просят, чтобы мы учили этому студентов, тем более что и покрасочный цех у нас есть, - говорит Дмитрий Ковалев. - Часть деталей для коптеров мы печатаем на 3D-принтерах, то есть студенты, кроме прочего, учатся работать еще и в программах, связанных с 3D-моделированием.

Уже сейчас ученики выезжают на практику к будущим возможным работодателям, в том числе на производство беспилотников. Ребята признаются: никогда бы не подумали, что этот процесс может быть… скучным! А там, оказывается, конвейер и однообразная работа. Так они удостоверились в том, что их специальность гораздо интереснее.

Фото: Иван МАКЕЕВ

- Уже сейчас мы понимаем, что направление, связанное с беспилотниками, очень перспективное. Мы увеличивали число мест к этому учебному году (107 бюджетных и 20 платников), будем увеличивать и к следующему, - говорит о планах на будущее Дмитрий Ковалев. - Сейчас обучение рассчитано на 3 года 10 месяцев после 9-го класса и на 2 года 10 месяцев после 11-го класса. Интересно, что среди 9-классников в этом году был большой конкурс: 7 - 8 человек на место и средний проходной балл - 4,2. Предполагаем, что в следующем году желающих будет еще больше. Потому что ребята все чаще решают идти не в 10 - 11-й класс, а выбирать более короткий путь: сразу получать специальность, которая позволит работать и зарабатывать. И работа с беспилотниками, несомненно, поможет в этом.

Фото: Иван МАКЕЕВ