Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Политика25 октября 2023 21:05

По приказу Путина: Российские чиновники пересаживаются с BMW на «Гранты» и «Москвичи»

Российские чиновники сократили госзакупки иномарок в 8 раз за два года
При желании можно кататься и на импортной машине - если, например, взять ее в аренду. Фото: Геннадий МИХЕЕВ/PhotoXPress

При желании можно кататься и на импортной машине - если, например, взять ее в аренду. Фото: Геннадий МИХЕЕВ/PhotoXPress

И вновь продолжается бой

Пересадить наших чиновников на отечественные машины - идея здравая, логичная и даже справедливая, но до сих пор это получалось как-то не очень. Не хватает нашим бюрократам сознательности, что ли. В советские времена такой проблемы вообще не существовало: секретаря обкома в «Мерседесе» представить себе было невозможно. Зато после того, как иномарки массово хлынули в Россию - случилось это в начале 1990-х, - продукция иностранного автопрома мгновенно и безжалостно вытеснила из госгаражей господствовавшие там «Волги».

Повернуть историю вспять и обязать чиновников снова пересесть на «Волги» с «Тойот» и BMW пытались в 1997 году вице-премьер Борис Немцов и президент Борис Ельцин, издавший распоряжение о запрете закупки иномарок для правительственных чиновников. Но инициатива была встречена тихим недоумением и массовым саботажем. А вскоре были сняты с производства и сами «Волги».

Сейчас мы оказались на том же витке исторической спирали. О том, что чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях, президент Владимир Путин заявил 3 августа на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности: «Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо». Идея президента, конечно, тут же была горячо поддержана многими чиновниками и депутатами. Сразу стало видно, как они, бедные, страдали от того, что до сих пор президент не запрещал им ездить на дорогих иномарках.

Опрос «КП»

Опрос «КП»

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Если нельзя, но очень хочется...

Не все знают, но ездить на зарубежных авто чиновникам нельзя уже давно. Согласно постановлению правительства от 2015 года, госорганы могут закупать для своих нужд автомобили, произведенные исключительно в России, и машина при этом должна стоить не больше 2,5 млн рублей. Кроме того, в федеральном законе № 44 есть статья «Применение национального режима при осуществлении закупок», который требует высокой локализации приобретаемых госорганами товаров. Степень локализации определяется специальными баллами Минпромторга. Не секрет, что на 100% национальный товар найти сейчас практически невозможно, ведь повсюду так или иначе используются технологии, оборудование или комплектующие из-за рубежа: такова особенность всей современной мировой экономики.

До 2022 года найти «правильное» авто было нетрудно: в Санкт-Петербурге, например, выпускалась любимая чиновниками Toyota Camry, в Калининграде собирали «российские» BMW, в Калуге и Нижнем Новгороде делали Volkswagen и Skoda. Эти машины нередко и пополняли автопарки госучреждений - ведь собраны они были в России и не превышали указанного правительством ценового потолка.

Но все равно чиновники при желании обходили запрет, пользуясь вполне официальными лазейками. Если организация очень хотела приобрести машину непременно импортной сборки, она могла получить специальное разрешение Минпромторга и легально купить понравившийся иностранный автомобиль.

Листая сайт госзакупок, можно наткнуться на такие, например, заявки: Genesis G80 2.5 AT Business 4WD, 15 штук по 3,6 млн рублей или BMW 750Li xDrive М Sport Pro - 39 машин по 12,58 млн. И таких примеров можно найти немало.

О том, что различные министерства и ведомства обращались с просьбами продолжать закупки автомобилей иностранного производства и дальше, Владимир Путин как раз и рассказал на встрече 3 августа. Но этой практике, по мнению главы государства, пора положить конец: «Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях».

Наглядно

Наглядно

Тенденция, однако...

И тренд действительно поменялся. По данным аналитической системы «Тендерплан», в 2022 и 2023 годах значительно снизилась доля государственных закупок автомобилей бизнес-класса зарубежного производства.

- Речь преимущественно о брендах Toyota и Mercedes, - рассказал «КП» генеральный директор «Тендерплана» Максим Кузнецов. - К 2023 году общая доля таких закупок уже сократилась в 8 раз.

Если говорить о госзакупках других иностранных брендов авто в 2023 году, то, по мнению эксперта, в 99% случаев речь идет об автомобилях, произведенных на территории России.

- Мы видим, что в 2023 году не было проведено ни одной госзакупки по брендам Audi и BMW, - подчеркивает Максим Кузнецов. - Что касается брендов Toyota и Mercedes - до первого квартала 2022 года они имели заводы в РФ. Под них составлялись планы закупок и прочее. Предполагаю, что в первой половине 2023-го оставались складские запасы на запланированные закупки.

При этом растут закупки российских машин.

- Только за первое полугодие текущего года уже было размещено 515 извещений на закупку отечественных автомобилей, что соответствует динамике 2021 года за тот же период, - говорит эксперт. - А за весь 2022 год было размещено всего 807 таких тендеров. Пауза была вызвана необходимостью перестройки производственных процессов отечественных предприятий. (Подробнее см. «Наглядно».)

Кстати, сюда не входят цифры закупок автомобилей российского премиального бренда Aurus, на котором ездит в том числе президент. Этих данных нет в открытом доступе: машины собираются малыми партиями.

Конкретно

Конкретно

Чем заменят

Уход с рынка госзакупок автомобилей типа Toyota Camry поставил российских чиновников в сложную ситуацию. А на чем ездить-то? Ведь по большому счету стопроцентно российскими разработками сейчас можно назвать только «Ладу Гранта» и «Ниву», да и то ряд комплектующих для них производят за рубежом. Но пересаживаться с Camry на «Гранту», согласитесь, для чиновника испытание не из легких. И хотя в 2023 году именно автовазовская продукция стала лидером по госзакупкам (см. «Конкретно»), ясно, что пока большинство чиновников продолжают ездить на старых запасах.

Ну или на арендованных машинах, за которые не надо отчитываться, сейчас такая практика очень распространена.

Тем не менее на АвтоВАЗе и возрожденном заводе «Москвич» уверены, что предприятиям хватит мощностей, чтобы обеспечить ведомства всех уровней автомобилями собственного производства. И хотя тот же «Москвич 3» отечественным можно считать весьма условно, поскольку фактически он является копией китайского автомобиля JAC и собирается из китайских же запчастей, на его закупки в этом году госструктуры потратили уже 1,2 млрд рублей. Фильтр локализации он прошел.

А почему вообще чиновники должны ездить на автомобилях, купленных за счет бюджета?

А почему вообще чиновники должны ездить на автомобилях, купленных за счет бюджета?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Замену зарубежным маркам в срочном порядке создает сейчас АвтоВАЗ. В июне там сообщили о планах выпустить новую удлиненную модификацию «Лады Веста NG». На АвтоВАЗе подчеркивали, что создают автомобиль в первую очередь для чиновников (его производство должно быть запущено в 2024 году).

А глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев призвал госслужащих и депутатов приобретать продукцию автозавода «Москвич», в том числе модели «Москвич 6».

Так что без машин российские госслужащие не останутся. Вот только оценят ли они, избалованные зарубежным автопромом, усилия российских производителей? С другой стороны, а куда им деваться?

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Служебный транспорт - реликтовое наследие советской эпохи

- Законодательство не ограничивает чиновников в том, какие автомобили они могут приобретать для служебного пользования. Главное требование - машины должны быть отечественного производства и укладываться в ценовой потолок 2 - 2,5 млн рублей. Сейчас всем необходимым критериям соответствуют, пожалуй, только «Лада Гранта» и «Нива». Может быть, еще «Веста».

А вот в аренду ведомства могут брать любые авто, чем сейчас активно пользуются. Поэтому мы и видим, что нередко госслужащие ездят на импортных машинах гораздо дороже 2,5 миллиона.

Кстати, правомерность приобретения госструктурами даже таких автомобилей, как «Москвич 6», вызывает сомнения, потому что российского в них пока маловато и стоят они дороже 2,5 млн. Так что нам нужно адаптировать законодательство - приводить его в соответствие с реалиями.

Но главный вопрос в другом: а почему вообще чиновники должны ездить на автомобилях, купленных за счет бюджета? Почему они не могут передвигаться на личных машинах или в общественном транспорте? Ясно, что есть особо охраняемые лица, которым необходимо предоставить надежный автомобиль из соображений безопасности. Но почему какой-нибудь рядовой чиновник, скажем, из Минэкономразвития должен ездить на ведомственной машине? А если уж кому-то действительно нужно много ездить по служебным делам, организация может заключить договор со службой такси. Это намного дешевле, чем содержать и обслуживать целый автопарк машин, которые, кстати, большую часть рабочего времени простаивают. Служебные автомобили - это реликтовое наследие советской эпохи! Поэтому мы предлагаем оставить только гараж Федеральной службы охраны, автомобили для губернаторов и служебные машины спецслужбам. А остальным чиновникам - добро пожаловать в общественный транспорт!