Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды27 октября 2023 22:25

Анна Ардова полюбила молоденького

На Основной сцене Театра им. Маяковского выходит первая премьера сезона - спектакль «Лес» в постановке Егора Перегудова
Анна Ардова в роли Гурмыжской и Дарья Повереннова в роли ключницы Улиты

Анна Ардова в роли Гурмыжской и Дарья Повереннова в роли ключницы Улиты

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Задумывая постановку этой комедии Островского, каждый режиссер оказывается перед выбором, какую из сюжетных линий взять за основную. То ли сосредоточиться на событиях в усадьбе Пеньки, где не первой молодости богатая помещица Гурмыжская торгует лесом, влюбляется в молодого, но бедного Алексиса Буланова, для сохранения собственной репутации представляет его женихом своей дальней родственницы Аксюши, но в финале все-таки женит его на себе. То ли сделать основной линию странствующих актеров: трагика Несчастливцева и комика Счастливцева - у них за душой ни гроша, зато в избытке благородства. Обычно соединяют коллизии обоих миров: стоячего помещичьего болота, где дворяне проживают свое богатство, и безбашенной вольницы провинциального театра. Этим же путем пошел режиссер Егор Перегудов.

«С одной стороны, стихия «Леса» - это стоялая вода, где ничего не происходит, не будоражит жизнь. С другой, спасительная сила искусства, театра врывается в унылую повседневность», - пояснил свой замысел Перегудов.

С первых минут и до конца спектакля, который идет три часа, не покидает ощущение: кругом вода. Во всю сцену разлилось колдовское озеро, хотя это «Лес», а не чеховская «Чайка». Во всю ширь задника выведен на экран водный пейзаж. И это похоже на безграничный бассейн-инфинити.

Анна Ардова мечтает о большой, но чистой любви

Анна Ардова мечтает о большой, но чистой любви

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

«Всё в нашем мире вышло из воды», - объяснил такое решение художник-сценограф Владимир Арефьев.

Водный простор использован с большой фантазией: с деревянного мостика мужики ловят карасей. Из рук Гурмыжской (её играет Анна Ардова) случайно упорхнуло в воду долговое письмо. По воде она сплавляет проданный лес. Тем же водным путем на бревнах приплывают в Пеньки бродячие актеры: комик Счастливцев (Сергей Удовик) и трагик Несчастливцев (Вячеслав Ковалев). Любовные послания отправляются не голубиной почтой, а в бутылке, брошенной в воду, или в клюве водоплавающей утки. Если действие перемещается в сад, это значит, что в воду посыпятся яблоки и будут покачиваться на волнах. Мимо них проплывет деревянный столик с рюмочками и шкаликами с водочкой. Действующие лица ходят по воде. Но не аки по суху, а в практичных резиновых сапогах, окатывая друг друга брызгами. Мир буквально поплыл из-под ног, больше не на что опереться.

Воды так много, что она заливает авансцену, следы виднеются на бортах. Кстати, водный аттракцион режиссер Егор Перегудов и художник Владимир Арефьев уже испытали в МХТ им. Чехова в спектакле «Месяц в деревне». Там тоже на сцену непрерывно сыпал дождь. Тургеневские барышни ходили в дождевиках, сапогах и с зонтами. Шмыгали носом. А зрители в первых рядах ощущали промозглость. В «Лесе» артистам придется не один час провести в холодной воде. В антракте им сушат костюмы. Пока репетировали все переболели простудой.

Счастливцев и Несчастливцев плывут в Пеньки

Счастливцев и Несчастливцев плывут в Пеньки

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

«Перед премьерой мы ходили гундосые, осипшие и замёрзшие», - не стал скрывать режиссер Егор Перегудов. Анна Ардова-Гурмыжская поделилась, какой ценой достигается успех: «Доигрываем спектакль с мокрыми головами, вода ледяная. Спасаемся таблетками». А ведь ей играть влюбленную в молодого Буланова (Ярослав Леонов) женщину.

Сценография и костюмы в спектакле Егора Перегудова выше всяких похвал. Занавес «соткан» из коры лиственницы, специально привезенной из Сибири. Кто ещё на такие фантазии сподвигнется? В этом, на мой взгляд, таится главная ловушка. В очередной раз увлекшись эффектными аттракционами и фенечками, во всем остальном режиссер положился на гений Островского. «Зрители реагируют на сюжет. Важно рассказать историю», - говорит он. Со стороны может показаться (возможно ошибочно), что режиссерского разбора не было. Ну а зачем? Важно рассказать историю, которую давным давно уже рассказал Островский. Артисты предоставлены сами себе. Каждый сам себе исполнитель и режиссер. Конечно, опытный артист может смешно показывать козу и драматично заламывать руки, может пропищать комаром и прожужжать пчелкой. Кто-то это сделает лучше, кто-то - хуже, как и бывает в актерских этюдах. Но пристрастный зритель, просидевший три часа на спектакле, насладившись видом озер и коры, скажет потом по Островскому: «играли роль положительно дурно». Хотя виноваты ли в этом артисты?

Где: Театр им. Маяковского.

Когда: 28, 29 октября, 3, 17, 26 ноября.

Цена билетов: 2000 – 9000 руб.