Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество2 апреля 2024 22:00

Нейросети, творчество и быстрый старт в карьере: какие перспективы открывает профессия маркетолога

Появление большого количества новых брендов – яркий тренд российской экономики последних лет

Расширение пула игроков на рынке обеспечивает стабильный рост спроса на специалистов в сфере рекламы и маркетинга. Как развивается профессия маркетолога и какие перспективы открывает?

Не IT единым: о карьере в маркетинге задумывается каждый десятый россиянин

По данным исследования СберМаркетинга, освоить профессию маркетолога хотели бы 11% россиян. Маркетинг входит в ТОП-7 наиболее перспективных направлений для карьерного роста и лишь немногим уступает таким нишам как промышленность (15%), медицина и фармацевтика (13%) или творчество (12%). Безоговорочным лидером рейтинга ожидаемо оказались информационные технологии – 51%.

Примечательно, что сами маркетологи придерживаются иного мнения: 43% специалистов рекламной индустрии считают самым востребованным именно свою нишу. Предпочтение IT отдает лишь 41% респондентов.

Репутацию маркетинга как профессии подтверждает и другой факт: 32% россиян хотят, чтобы их дети в будущем строили карьеру именно в этом направлении. Среди маркетологов такую точку зрения разделяют 43%.

Больше брендов – больше возможностей для развития

Основным преимуществом профессии маркетолога россияне считают достойную заработную плату. По данным аналитического ресурса «ГородРабот.ру», в феврале 2024 года средняя зарплата маркетолога в России превысила 70 тыс. рублей. В крупных городах показатель существенно выше. Так, в Москве рядовой маркетолог зарабатывает около 100 тыс. рублей. Зарплата директора по маркетингу может достигать 200–250 тыс. рублей.

Нет недостатка и в открытых вакансиях. Например, на HH.ru в Москве открыты более 4200 вакантных мест для специалистов по рекламе и маркетингу. Директоров по маркетингу в столице ищут даже чаще: их ищут 5500 работодателей. В Новосибирске соискателям доступны 340 и 307 вакансий соответственно. В Краснодаре – 408 и 500 вакансий.

Эксперты полагают, что спрос на маркетологов в России в ближайшие годы будет только расти. Прежде всего – за счет появления большого количества новых брендов. По данным NielsenIQ, только с января по август 2023 года на российский рынок вышло 7,3 тыс. новых компаний, занимающихся выпуском товаров повседневного спроса (FMGG). Перед каждым стоит непростая задача – выбрать оптимальную стратегию позиционирования и повысить узнаваемость свой продукции.

«Зарубежные компании работали над своим имиджем на российском рынке не просто годами, а десятилетиями. На формирование лояльной аудитории у них уходило по 10, 20 и даже 30 лет. Сейчас на смену им приходят новые российские бренды и продукты. В условиях жесткой конкуренции и изменчивости потребительского поведения самым ценным ресурсом становится время. Формировать репутацию и продвигаться на рынке приходится в рекордно сжатые сроки», – комментирует Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинг.

Чем занимаются маркетологи в крупных компаниях?

Рассуждая о своей профессии, маркетологи относят к ее плюсам широкий выбор направлений для работы (11%) и пространство для профессионального роста (8%). Маркетинг действительно не стоит на месте: учиться новому здесь приходится постоянно. 33% маркетологов отмечают, что значительную часть их обязанностей занимает аналитическая работа – анализ конкурентов, рынка и покупательского спроса. 25% на первое место ставят разработку и проведение рекламных кампаний. В число популярных ответов также вошли PR, повышение прибыли компании, организация работы других людей.

Фокус внимания все заметнее сдвигается на цифровые технологии: работа с большими данными, создание функциональных продуктов для продвижения в разных медиаканалах, работа с нейросетями. Большое внимание по-прежнему отводится креативу и творческим решениям.

«Искусственный интеллект неплохо научился создавать картинки, писать планы и анализировать эффективность макретинговых акций. Однако только маркетолог может правильно сформировать истинную ценность бренда для аудитории: разглядеть суть продукта, найти нужный смысл, привнести свежий взгляд», – объясняет Анна Тупикина.

Курсы или университет: где учиться маркетингу в России

Одним из преимуществ маркетинга россияне называют сравнительно невысокий порог входа в профессию. Большинство уверено, что для старта карьеры достаточно пройти стажировку в крупной компании – это самый популярный ответ. Почти столько же полагают, что обучиться профессии вполне реально на онлайн-курсах. И лишь третьим по популярности стал ответ о том, что для старта в маркетинге необходимо сначала получить высшее образование в качестве маркетолога.

В России подготовкой специалистов по маркетингу занимаются в 188 государственных вузах. Обучение основам профессии также входит в программы подготовки по смежных специальностям: «реклама», «связи с общественностью», «медиакоммуникации». Стоимость обучения в вузе в среднем составляет около 120 тыс. рублей в год. Самую дорогую программу предлагают в НИУ ВШЭ – 700 тыс. рублей в год. Самую бюджетную в Севастопольском государственном университете – 37 тыс. рублей в год.