Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+28°
Boom metrics
Общество6 июня 2024 14:24

Как изменится высшее образование в России: Программы по беспилотникам, разные сроки и бюджетные места

Глава Минобрнауки Фальков рассказал о ближайших изменениях в высшем образовании
Шесть российских вузов участвуют в пилотном проекте по апробации новой национальной системы высшего образования, которую запустят по всей стране с 2026 года.

Шесть российских вузов участвуют в пилотном проекте по апробации новой национальной системы высшего образования, которую запустят по всей стране с 2026 года.

Фото: Сергей НАДЕЖДИН. Перейти в Фотобанк КП

С сентября прошлого года шесть российских вузов участвуют в пилотном проекте по апробации новой национальной системы высшего образования, которую запустят по всей стране с 2026 года. Уже есть опыт, наработки, идеи и решения. О них Валерий Фальков рассказывал дважды на этой неделе - выступая на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и общаясь со студентами на международном экономическом форуме в Питере (ПМЭФ-2024). Собрали самое важное.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков

Глава Минобрнауки Валерий Фальков

Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП

О НОВОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ЭКЗАМЕНЕ

Обществознание вместо физики или математики для будущих учителей-предметников - такого больше не будет. Со следующего года сделают обязательным ЕГЭ по профильному предмету при приеме в педагогические вузы и на факультеты. Правда, пока речь идет только о вузах, подведомственных Минобрнауки.

То есть нынешний прием - последний, когда абитуриенты смогут поступить на программы подготовки учителей физики, химии, географии и т. д., не предоставляя результаты ЕГЭ по этим предметам.

О БЮДЖЕТНЫХ МЕСТАХ

Уже с этого года основой для определения количества бюджетных мест в вузах станет единый прогноз кадровой потребности, который регулярно будет готовить Министерство труда и социальной защиты.

К слову, вузам - участникам пилотного проекта на этот учебный год на новые программы выделили вдвое больше бюджетных мест по сравнению с прошлым - более 10 тысяч.

О СРОКАХ ОБУЧЕНИЯ

- Когда-то у нас были просто программы высшего образования. Учились и 4, и 5 лет. На сложных программах инженерной подготовки - 5,5 лет. Потом появился бакалавриат и многое смешалось. Например, где-то программа по юриспруденции идет пять лет, а где-то четыре, — напомнил министр.

Теперь будет "программа высшего образования". А вот сроки обучения точно сделают разными - в зависимости от будущей профессии и сложности подготовки. Например, в сфере ИТ, туризма достаточно 4 лет обучения. Также вузам рекомендуют составлять программы совместно с бизнесом.

О ДИПЛОМАХ

Вузовские “корочки” изменятся с 2025 года. В диплом добавят четкое упоминание о квалификации специалиста. Сейчас там вместо специальности часто указывают ступень образования - бакалавр или магистр. Теперь вместо этого будет, например, “инженер-программист. Дополнительная квалификация - педагог”.

При этом все дипломы бакалавра и специалиста, полученные до обновления, будут считаться действительными и означать, что у человека оконченное высшее.

- И все, кто пока еще поступает на программы бакалавриата, получат дипломы и рынок труда их точно так же будет распознавать и нормально реагировать, — уточнил Валерий Фальков.

Приложение к вузовской “корочке” сделают расширенным, чтобы работодатель получил более полную информацию. Сейчас туда вносят перечень пройденных предметов, количество часов обучения по каждому из них, оценки по итогам зачетов, экзаменов, курсовых и дипломных работ. Есть также и сведения о пройденной практике. Что еще добавят, не уточнялось.

О МАГИСТРАТУРЕ

Магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату. Ее пересмотрят и сделают программой углубления и специализации на основе полученного практического опыта. Намечено три трека:

– исследовательская (можно поступить по профилю сразу после получения высшего образования),

– профессиональная (поступление через время после работы по профессии),

– управленческая (подразумевает государственное и муниципальное управление, менеджмент).

Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей.

ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ

Нейросетям в образовании быть, потому что ИИ уже часть нашей жизни, сказал руководитель ведомства.

- Вузы разделились на два лагеря: одни поддерживают внедрение искусственного интеллекта, другие стараются не замечать, третьи выступают против. Выбор последних — неправильный путь, — сказал министр.

Сейчас важно определить границы его использования в сфере образования, цели, а также маркировать его. Также важно, чтобы студент при применении ИИ руководствовался не желанием обмануть преподавателя, а хотел провести оригинальное исследование и получить новые результаты, соблюдая этические нормы.

О НОВОЙ ПРОГРАММЕ БПЛА

В 70 вузах разрабатывают обучающие программы, связанные с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в гражданских целях.

- Эта технология имеет непосредственное отношение ко всему: от охраны лесов и мониторинга чрезвычайных ситуаций до сельского хозяйства и научных исследований, поэтому абсолютное большинство образовательных программ и специалистов, которых мы готовим, должны иметь определенный объем знаний, связанных с БПЛА» — сказал Фальков.

Ориентир - подготовить около одного миллиона специалистов: от операторов до инженеров-разработчиков.

Напомним, сайт KP.RU проведет прямую онлайн-трансляцию выступления президента России Владимира Путина на ПМЭФ-2024.