Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Экономика7 июня 2024 11:30

Валентин Смоляков: «Прошлый год для российской рекламы оказался выдающимся»

Гостем стенда медиагруппы «Комсомольская правда» на ПМЭФ стал первый вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России, генеральный директор компании «Центр развития бизнес-коммуникаций» Валентин Смоляков
Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

Максимальная динамика роста

- Валентин Викторович, к рекламе по-разному относятся. Какую роль она играет для экономики?

- На этот вопрос достаточно долго пытались ответить, многое его изучали. Российская реклама в прошлом году отпраздновала свое 145-летие. А Ассоциация коммуникационных агентств России в области рекламы существует уже 30 лет. И прошлый год для российской рекламы оказался выдающимся, потому что мы показали максимальную динамику роста рекламного рынка в мире – плюс 30%, а в абсолютных значениях мы уже больше 730 млрд. рублей. Это достаточно большая сумма, с одной стороны. Если говорить о всех маркетинговых коммуникациях, которые включают в себя и медиаразмещение, и разработку рекламы, и производство, и прочее-прочее, то этот рынок уже составляет 1 триллион 700 миллиардов рублей. И это вроде бы тоже для всей страны не очень большая сумма, но есть несколько различных исследований, которые проводились с целью выявить влияние рекламы на экономику.Для Соединенных Штатов, допустим, мультипликационный коэффициент составляет 16. То есть на каждый вложенный в рекламу доллар в Штатах экономика получает 16 долларов. В Европе такой же коэффициент составляет 8. У нас, по нашим оценкам, средний показатель между Штатами и Европой, где-то на уровне 7-10. И вот тогда становится понятно, насколько важную роль реклама играет для экономики.

- Но рынок же не только деньгами измеряется.

- Рекламный рынок у нас немножко необычный, он не законсервирован сам в себе, у него достаточно много смежных отраслей. Это и средства массовой информации, которые за счет рекламы существуют, за счет рекламы имеют возможность быть независимыми, производить качественный контент. Это и масса креативных индустрий. В рекламной отрасли всегда задействованы такие люди, как режиссеры, актеры, музыканты, композиторы, операторы, фотографы, дизайнеры, художники. Эти люди зачастую именно в рекламе находят правильный доход, который позволяет им еще и заниматься творчеством

Надо понимать, что, помимо СМИ и креативных индустрий, есть еще технологический сектор. Реклама это всегда достаточно инновационное направление жизнедеятельности. Компании пытаются выделиться. Очень часто какие-то инновации сразу приходят в рекламу и используются, потому что это некий вау-эффект. И вот у нас сейчас в ассоциациях есть уже и направление по искусственному интеллекту, есть направление по технологиям. И тоже быстро развивается. У нас растут собственные российские компании.

«Мы на подъеме»

- Как себя чувствует российский рынок рекламы?

- Мы на подъеме. Первый квартал 2024 года показал еще большую динамику, чем в прошлом году. В прошлом году у нас было 30 процентов. В первом квартале этого года 32 процента.

Казалось бы, можно было подумать, что это происходит, потому что мы где-то провалились за последние два года. Но это тоже не так. И при всех факторах, которые давили на нашу индустрию, а это были достаточно серьезные вызовы у нас, из России ушли западные рекламодатели, крупные интернет-площадки, которые перестали размещать рекламу. Ушли ведущие мировые рекламные агентства. Но несмотря на это, наша отрасль достаточно быстро перестроилась. На сегодняшний день она практически на 100% полностью российская. У нас здесь присутствуют в очень-очень маленьком количестве западные иностранные компании. Это все российские компании, это все российский бизнес, это все российские люди. Мы быстро перестроились. В 2022 году падение, при всем этом идеальном шторме, у нас составило всего 2 процента. Это был отличный результат, потому что на старте кризисного периода мы прогнозировали, что рынок упадет на 50, а то и на 70%, а итоговые показатели 2%. И вот после падения на 2% мы уже в 2023 году превысили показатели 2019-го, то есть допандемийного года. И продолжаем расти на треть ежегодно.

Заслуга российского бизнеса

- Это говорит о том, что экономика здоровая?

- Абсолютно, конечно. Все успехи рынка приходят за счет российских рекламодателей. После ухода западных брендов мы оказались в уникальной для России ситуации, когда наконец-то российский бизнес имеет возможность построить в России новые российские сильные бренды. Строить без коммуникационной поддержки, без рекламной поддержки невозможно. И уже 2022 году начали появляться новые российские бренды на рекламном рынке, достаточно быстро занимая освободившиеся ниши - продуктовые и прочие. А в 2023 году количество новых брендов только на телевидении превысило тысячу. 2023 год это вообще практически полностью заслуга российского бизнеса.

Если говорить о показателях 2022 года, даже 2021-го, то западные бренды занимали доминирующую позицию на рекламном рынке. 60-70% приходилось на рекламу западных брендов. В 2023 году все снизилось до 6%. В этом году мы ждем небольшого роста, но это связано с тем, что выходят на российский рынок новые иностранные бренды из Китая, других стран, скорее, восточных и дружественных нашей стране, и они тоже начинают занимать свое место на рекламном рынке.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

АКАР и развитие

- Можете рассказать о задачах Центра развития бизнес-коммуникаций?

- Давайте, наверное, про ассоциацию расскажу. АКАР 30 лет отпраздновал в прошлом году, это важная веха. Мы уже взрослая ассоциация. На сегодняшний день внутри ассоциации работают практически 29 разных структурных подразделений. Это комитеты, комиссии, мы занимаемся конкурсами, фестивалями, стандартами, мы считаем рейтинги, объемы, ведем аналитическую деятельность, объединяем игроков и решаем множество вопросов. На сегодняшний день уже больше 240 компаний в АКАР. У нас существует еще объединенная дирекция, структура, которая объединяет несколько ассоциаций. У нас в одной дирекции, помимо АКАР, еще Ассоциация развития интерактивной рекламы, Российская ассоциация маркетинговых услуг. Мы сейчас еще разговариваем с Гильдией издателей периодической печати СПП и ГИПП о том, чтобы они тоже присоединились к нам в объединенную дирекцию. Если вот этот контур очертить, то это уже под 400 компаний. Мы практически 90% рекламного рынка представляем и объединяем внутри ассоциации. Только в структурных подразделениях одного АКАРа выпускаются за год десятки различных проектов, документов, исследований и прочего.

- Как возникла идея центра развития бизнес-коммуникаций?

- В 2014 году мы задумались о том, что невозможно только на членские взносы осуществлять индустриальную деятельность. Для помощи ассоциации как раз был создан центр развития бизнес-коммуникаций, который, по сути, начал индустриальные проекты выводить на коммерческую платформу. Мы запустили Национальный рекламный форум, который в этом году будет проходить уже в восьмой раз в Москве. И это уже не просто форум, это уже целая неделя рекламы с прошлого года. Четыре дня, где мы обсуждаем и диджитал, и креатив, и медиа, и все на свете. Очень серьезное значение мы уделяем GR и взаимодействию с органами власти, потому что рынок очень динамично меняется. И законодательство тоже меняется.

- На что обращает внимание закон?

- У нас динамично развивается цифровая среда, за ней нужно успевать следить. Наша ассоциация АКАР и АРИР в прошлом и позапрошлом году находились в тесном взаимодействии с Роскомнадзором помогали внедрять новый закон о регистрации рекламы в интернете. Наша роль здесь тоже была достаточно важна, потому что мы как раз транслировали задачи государства бизнесу и, собственно, вопросы бизнеса государству. В этом году мы подписали еще и в ФАСе России Кодекс этики и рекламных практик, в котором прописано то, что не всегда можно прописать в законе. Есть же еще этические вещи, мораль, нормы и так далее, вот это все в кодексе.

Мы сейчас активно работаем по искусственному интеллекту. За год мир достаточно серьезно изменился, с появлением нормальных генеративных сетей, последние версии уже вообще какой-то космос показывают. Много фейков, много достаточно глубоких фейков, которые называются deep fake, reface и так далее. Людей надо учить отличать фейки от нефейков. Сейчас идет речь о том, что контент, созданный с помощью искусственного интеллекта, должен тоже маркироваться. Множество вопросов относительно моральности использования тех или иных вещей. Работы достаточно много у ассоциации.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

- Что вы ждете от трехстороннего договора о сотрудничестве с «КП»?

- Мы искренне благодарны «Комсомольской правде», всему медиахолдингу. Мы уже не первый год совместно работаем. И вот сегодня, заключая это стратегическое соглашение, выводящее наше партнерство на новый уровень, мы, конечно, все очень счастливы.