Россия
Москва
+26°
Boom metrics
Экономика26 декабря 2023 15:23

Евгений Чаркин, заместитель генерального директора РЖД: «Искусственный интеллект будет интегрирован в большинство сервисов РЖД в ближайшие 10-15 лет»

Форум «Цифровая транспортация-2023» показал значительную степень проникновения современных электронных сервисов в структуру железнодорожных компаний

19 декабря в кластере «Ломоносов» технологической долины Москвы прошел международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация-2023». Заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин посетил открытую студию «Радио «Комсомольская правда»», где рассказал о развитии цифровых сервисов в самой большой компании страны.

ВСЕ БИЛЕТЫ ОБРАБАТЫВАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ЦИФРОВУЮ ПЛАТФОРМУ

- Евгений Игоревич, какая часть железнодорожных билетов сейчас продается удаленно в интернете напрямую компанией РЖД или через сторонние тревел-платформы?

- Если подходить к вопросу формально, то в среднем 76% билетов продается в электронном виде, а в пиковое время, например, в декабре, этот показатель достигает 80%. При этом если обратиться к устройству касс, через которые продаются вроде как нецифровые билеты, то в основе работы касс стоит такая же цифровая платформа. Поэтому, приобретая билет онлайн или офлайн, наш уважаемый пассажир обращается, по сути, разными способами к одной информационной базе. Пассажир просто выбирает удобный именно для него способ взаимодействия с этой базой. Кстати, через наши кассы, как и через онлайн-сервисы, можно приобрести билеты на составной маршрут с поездкой на разных видах транспорта.

- Говорит ли это о том, что обычных касс со временем будет меньше?

- Мы видим однозначный тренд: растет доля билетов, приобретаемых через электронные сервисы. Очевидно, она будет и дальше расти, что поставит вопрос об оптимизации количества касс. Но к этому мы подходим очень деликатно. Есть люди, которые привыкли покупать билет только в кассе. Им важно прийти и пообщаться с кассиром. Мы с уважением относимся к тому, что для многих людей важен не только факт приобретения билета, но и связанное с этим общение с живым человеком. Механизмы живого общения РЖД с клиентами мы обязательно сохраним.

- И у вас есть возможность получить обратную связь от людей, которые работают «на земле».

- Конечно. Мы уделяем большое внимание обратной связи. У нас выстроен механизм работы электронных приемных, начиная с генерального директора нашей компании Олега Валентиновича Белозёрова, который ежедневно отслеживает обращения к нему граждан и дает управляющее воздействие по цепочке принятия решений. Мы постоянно отслеживаем обратную связь на уровне руководителей. Для нас это принципиально важный момент.

РАЗВИТИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТИ

- Как часто путешественники пользуются возможностью создания бесшовных маршрутов? Есть ли планы по развитию этого сервиса?

- Бесшовность и, в целом, комплексная услуга – это основные тренды развития современного транспорта, причем и с точки зрения взаимодействия с пассажирами, и с точки зрения взаимодействия с грузоотправителями. Поэтому мультимодальность – та функция, которую мы развиваем массово в наших цифровых каналах продаж. Для пассажиров – это поездка несколькими видами транспорта, получение дополнительных услуг, в том числе туризм. На нашем туристическом портале уже более 110 тысяч туристических объектов. Это отели, экскурсии, туры, билеты на культурные мероприятия, путевки в санатории – весь набор впечатлений для пассажиров.

Бесшовность – то, что нужно сейчас и грузоотправителям. Сейчас мы реализуем пилотный проект по интеграции государственной информационной системы электронных перевозочных документов с нашей собственной. Для клиента это означает формирование полностью бесшовной перевозки груза различными видами транспорта. Среди дополнительных возможностей для бизнеса – такие сервисы, как факторинг, лоты вагонов, лоты грузов, спотовые расчеты на электронной торговой площадке. У нас работает собственный маркетплейс «РЖД Маркет». К нему подключены уже более двух тысяч участников рынка – продавцов и потребителей различных товаров и услуг, которых инфраструктура РЖД соединяет между собой.

БЕСПИЛОТНАЯ «ЛАСТОЧКА»

- Какие цифровые сервисы вы еще развиваете в РЖД?

- Мы активно развиваем сервисы, основанные на современных цифровых технологиях.

Виртуальная сцепка – это очень эффективная технология, которая позволяет с помощью радиоканала вести в сокращенном интервале между собой два грузовых поезда. Сейчас каждый десятый поезд на Транссибе ведется с помощью технологии виртуальной сцепки. За счет этого мы имеем возможность сокращать интервалы движения поездов и увеличивать пропускную и провозную способность железных дорог.

Искусственный интеллект. В РЖД сейчас более 50 проектов и инициатив в той или иной степени проработки со всем набором технологий искусственного интеллекта. Все слышали про нашу беспилотную «Ласточку» с технологией компьютерного зрения, которую мы испытываем на Московском центральном кольце. Техническое зрение распознает не только фигуру человека, но и позы, знаки, которые он посылает, и исходя из этого принимает нужные решения – притормозить или прибавить ход. Большие перспективы и у технологии принятия решений на основе ИИ, в первую очередь, с точки зрения моделирования перевозочного процесса.

Недавно мы завели такое правило – проверять все новые проекты, которые мы реализуем в рамках программы цифровизации, на возможность внедрения в них элементов искусственного интеллекта. Очевидно, что это мы делаем не ради забавы, и не потому, что это сейчас «в тренде». У применения технологий искусственного интеллекта действительно очень высокий потенциал для экономики железнодорожного транспорта.

К примеру, мы реализовали проект по интеллектуальному коммерческому осмотру вагонов на 39 наших пунктах. Пилотный этап этого проекта вдвое окупил затраты на его реализацию.

К искусственному интеллекту относятся и интеллектуальные программные роботы, речевые сервисы. Сейчас порядка 50% обращений наших клиентов, а также сотрудников – пользователей систем, обрабатываются не человеком, а роботом и речевыми сервисами, которые в 3 – 5 раз сократили время обработки обращений.

Кратко и о других технологиях. В РЖД широко используется технология блокчейн. Везде, где есть вопрос формирования доверенной среды при взаимодействии с нашими клиентами в области использования смарт-контрактов – будь то вагонное хозяйство, инфраструктура, логистика, локомотивный комплекс – эта технология незаменима. Блокчейн позволяет следить за жизненным циклом процесса на любой стадии, что усиливает фактор доверия.

Интернет вещей. У нас огромная инфраструктура, несколько десятков объектов на мониторинге. От того, насколько мы эффективно собираем информацию снизу, без участия человека, вовремя, с должным качеством, зависит во многом эффект нашей цифровизации. С каждым годом все большее количество объектов будет оснащаться датчиками. Это позволит нам делать качественную предиктивную аналитику, а значит – делать ремонт не по плану, а по факту износа.

Дальше эту информацию нужно как-то передавать. Либо по проводам, либо с помощью современных беспроводных технологий. И здесь мы реализуем масштабную программу развития технологий LTE. Недавно модернизировали и совместно с партнерами Tele2 и «Ростелеком» развернули вдоль магистрали «Москва-Санкт-Петербург» технологическую сеть стандарта LTE450. Проект получил недавно награду как крупнейшая производственная сеть LTE в стране. Мы активно работаем и над внедрением технологий передачи данных 4G и 5G.

Прорабатывая и внедряя новые технологии, РЖД плотно взаимодействуют с производителями отечественного оборудования. Мы формулируем требования, чтобы партнеры понимали, какая именно технология нам нужна. Также мы организовали полигон, на котором они могут тестировать свое оборудование. Там постоянно работают от 6 до 11 российских производителей. Польза от такого сотрудничества очевидна: коллеги начинают лучше понимать и особенности железнодорожной инфраструктуры, и то, насколько ей соответствуют произведенные новинки, а мы получаем возможность закупать безопасное и качественное оборудование, гарантированно работающее в наших условиях.

АДЕПТЫ ИЗМЕНЕНИЙ

- Насколько велика роль цифровых сервисов в грузовых перевозках?

- Она еще выше, чем во взаимодействии с пассажирами. Порядка 90% наших клиентов в грузовых перевозках взаимодействуют с нами полностью без бумаги. У грузоотправителей есть возможность сделать и оплатить заказ, проверить доставку груза и получить отчетные документы со своего гаджета, не заходя в офисы РЖД. То есть, уже внедрен целый набор сервисов, который постоянно дополняется новыми возможностями. Внедрение электронного документооборота для нас стало критически важным. На его основе мы выстраиваем всю цепочку дополнительных сервисов для наших грузоотправителей.

- Насколько существенный экономический эффект получает компания от того, что вы активно развиваете цифровые сервисы?

- Общий эффект от цифровизации – порядка 180 миллиардов рублей, которые мы рассматриваем на горизонте реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» вплоть до 2030 года. Есть определенный цикл получения эффекта. Сначала технология разрабатывается, потом внедряется, масштабируется на всю сеть. И потом уже мы начинаем получать эффект, надеюсь, на долгие годы.

- Где берете специалистов для цифровой трансформации компании?

- Мы не очень любим переманивать кадры. Это не самая выигрышная стратегия, потому что потребность в «цифровых» специалистах таким образом не закрыть. К тому же, у нас есть своя отраслевая специфика. С одной стороны, нам нужны люди, которые знают, как работает «цифра», как внедряются цифровые технологии. С другой стороны, они должны понимать специфику производственных и бизнес-процессов железнодорожной отрасли.

Мы предпочитаем растить, обучать и, когда нужно, переобучать кадры. Поскольку сейчас у нас нет времени на раскачку, на тотальное переобучение, мы смотрим в сторону наших отраслевых вузов, в которых действуют программы обучения по ключевым цифровым направлениям. Также мы работаем со всеми ведущими техническими вузами страны. Выстроено плотное взаимодействие по совместным программам обучения и с научно-техническим центром «Сириус», студенты которого проходят практику в нашем центре разработок, который находится, что называется, через дорогу от университета «Сириус». Благодаря такому подходу рассчитываем, что талантливые молодые люди потом придут работать в РЖД.

Мы, конечно, думаем и о том, что дети, которые сейчас учатся в школе, вырастут. Поэтому уделяем внимание детским программам обучения и активно работаем со школьниками в наших Кванториумах – у нас их шесть по России.

Большое внимание уделяем переобучению и повышению квалификации наших коллег. Ежегодно порядка 10 тысяч сотрудников проходят обучение, которое касается цифровых компетенций. Например, у нас есть специализированная программа «Лидеры цифровой трансформации», которую уже прошли более 700 человек. Это те лидеры изменений, которые могут транслировать цифровые преобразования на все структурные подразделения РЖД.

«Российские железные дороги» – один из крупнейших работодателей в стране. И от того, насколько «цифровая» культура войдет в повседневную жизнь, во многом зависит и темп цифровизации, и эффективность работы всего железнодорожного транспорта.