Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+29°
Boom metrics
Общество11 июля 2024 15:17

Маркел Мартынов: «Секрет успеха якутской анимации — в сплаве традиций и современных технологий».

Кто бы мог подумать, что суровый край вечной мерзлоты станет родиной нового феномена в мире анимации
Дмитрий СТЕПАНОВ

Якутские мультфильмы — и трогательные, и проникнутые древней мудростью — стремительно набирают популярность и уже успели завоевать награды престижных международных фестивалей.

Что же стоит за этим успехом? Неуловимая магия Севера? Или же это сплав самобытных историй и передовых технологий? Об этом, а также о том, как современные технологии меняют мир рисованных историй и почему важно сохранять культурные традиции, "Комсомольская правда" узнала у Маркела Мартынова — создателя мультфильмов "Бык Холода" и "Мунха", супервайзера анимации и одного из пионеров якутской анимационной индустрии.

– Маркел, вы стоите у истоков зарождения нового феномена – якутской анимации, которая стремительно набирает популярность. Расскажите, как вы пришли в профессию и что вдохновило на создание анимационных фильмов именно в Якутии?

– Мой путь в мир анимации начался с юношеского увлечения компьютерной графикой. Ещё в студенчестве, когда компьютеры были далеки от сегодняшних возможностей, я пробовал создавать анимацию на игровых движках. Это были эксперименты с готовыми персонажами и сценами из видеоигр, попытки вдохнуть в них новую жизнь, добавить кинематографичности. Помню, как обрадовался первым 50 тысячам просмотров на YouTube. Это стало поворотным моментом – я начал целенаправленно учиться анимации, посещал курсы Animation Club, одной из первых школ, где преподавали это искусство.

Что касается Якутии, то для меня это не просто место на карте – это целый мир, наполненный древними легендами, уникальной природой и самобытной культурой. Ещё в начале своего пути я понял, что хочу создавать анимацию именно здесь, в Якутии, рассказывать всему миру истории, рожденные на этой земле.

– Ваши мультфильмы получили признание на международных кинофестивалях, “Мунха” был показан на престижном фестивале имени Маргарет Мид в Нью-Йорке и фестивале “Золотой ворон”. В чем, по вашему мнению, секрет успеха? Что делает якутскую анимацию особенной и интересной для мировой аудитории?

– Думаю, секрет в искренности. Мы рассказываем истории, идущие от сердца, пропитанные духом нашей земли, нашей культуры, и это находит отклик у зрителей по всему миру. "Бык Холода" – это не просто мультфильм, это попытка передать неповторимую красоту и суровость якутской природы, зафиксировать в культуре древние легенды, которые передаются из поколения в поколение. "Мунха", мой режиссёрский дебют, рассказывает о, казалось бы, простом действии – традиционной якутской рыбалке в начале зимы. Но за этой простотой скрывается глубокая философия – история о неразрывной связи человека с природой, о важности сохранения традиций, уважения к своим корням.

Якутская анимация – это не просто развлечение, это окно в другой мир, возможность прикоснуться к самобытной культуре, погрузиться в мир древних легенд и традиций. И, судя по реакции зрителей и фестивальным отборам, мировой аудитории это действительно интересно.

– "Бык Холода" стал первым 3D мультфильмом на якутском языке, и стал первым якутским мультфильмом который получил приз «За сохранение языка коренных народов» в престижном международном фестивале Кино и Медиа Искусств ImagineNATIVE в Торонто. Какие особенности работы над проектом вы бы выделили?

– Работа над "Быком Холода" была интересной, вдохновляющей и очень ответственной. Мой опыт работы над проектами "Кощей. Начало" и "Сказочный патруль" помог нам справиться с новыми задачами. В нашей команде было много талантливых людей, которые быстро обучались новому и вносили значительный вклад в проект. Несмотря на то, что анимация в Якутии только начинает развиваться, у нас в регионе очень много талантливых ребят, которые хотят заниматься анимацией и развивать эту сферу. Мы смогли объединить наши усилия и создать качественный мультфильм, которым гордимся.

– Вы работали над такими масштабными проектами, как полнометражный мультфильм "Кощей. Начало" и сериал "Сказочный патруль" студии "Паровоз", одного из лидеров российской анимационной индустрии. Какой опыт вы вынесли из работы над этими проектами?

– "Кощей. Начало" и "Сказочный патруль" – это проекты высочайшего уровня. Работа в студии "Паровоз", позволила мне получить бесценный опыт, поработать с настоящими мастерами своего дела.

В проекте "Кощей. Начало" я отвечал за создание реалистичной и выразительной анимации персонажей. Для достижения высококачественного результата я применял современные методы анимации, включая тщательную работу над мимикой и движениями персонажей, чтобы они выглядели живыми и естественными. Это была невероятно кропотливая и интересная работа, которая потребовала от меня максимальной отдачи.

"Сказочный патруль" – это огромный проект, в котором я руководил командой из 30 аниматоров. Я участвовал в создании пяти эпизодов сериала, и это был бесценный опыт командной работы, управления большим проектом.

– Насколько сильно отличается работа над полнометражной анимацией и анимационным сериалом?

– Разница существенная. Сериал – это как спринтерский забег: короткая дистанция, но максимальная скорость и концентрация. Полнометражный мультфильм же скорее похож на марафон – важна выносливость, умение держать темп на протяжении долгого времени. В сериале меньше времени на проработку деталей, но больше возможностей для экспериментов, для развития персонажей.

– Маркел, какие инновационные технологии вы используете в своей работе? Как вы думаете, как изменится анимация в ближайшем будущем?

– Мы стараемся быть на переднем крае технологического прогресса. Уже сейчас используем искусственный интеллект для генерации идей для персонажей, применяем современные приложения для захвата движения, особенно для анимации массовки.

Думаю, в ближайшем будущем искусственный интеллект будет играть еще большую роль в создании анимации. Он возьмет на себя рутинные задачи, позволит создавать контент быстрее и дешевле. Но главное – это творческое видение, умение рассказать историю, затронуть сердца зрителей. И здесь на первый план выходит талант художников, сценаристов, режиссеров.

– Вы упомянули о желании создать анимационную вселенную по мотивам якутской культуры. Какие истории, на ваш взгляд, имеют наибольший потенциал для экранизации?

– Якутская культура — это настоящий клад для художника. У нас есть эпические сказания олонхо, героические легенды, волшебные сказки. Меня, например, очень вдохновляет образ Нюргуна Боотура — главного героя олонхо “Нюргун Боотур Стремительный”. Это не просто богатырь, а настоящий культурный герой, полубог, который по воле богов должен спасти мир от хаоса. Он отправляется в далекое опасное путешествие, чтобы победить злых чудовищ и восстановить равновесие в мире. Думаю, из этого сюжета мог бы получиться захватывающий анимационный фильм, не только зрелищный, но и глубокий, показывающий красоту и философию нашей культуры. Также интересно было бы экранизировать легенды о шаманах и духах, о жизни нашего народа в гармонии с природой. В них много мудрости, тонкого понимания мира, и, конечно, волшебства.

– Маркел, в этом году вы вошли в состав жюри Национальной бизнес-премии "Креативные индустрии". Что для вас значит участие в этом проекте, учитывая высокую репутацию премии как платформы для продвижения культурных ценностей и поддержки лучших специалистов креативного сектора?

– Для меня это большая честь и большая ответственность. Премия "Креативные индустрии" — очень важное событие для всей страны. Оно поддерживает талантливых людей, которые меняют российскую культурную среду, делают её более яркой, интересной, разнообразной. Очень рад, что у меня появилась возможность стать частью этого процесса, помочь новым именам заявить о себе, а уже известным мастерам — открыть новые грани своего таланта. Глубоко убеждён, что креативность — одна из важнейших движущих сил прогресса, и очень важно создавать все условия для её развития.

– Что бы вы посоветовали молодым людям, которые мечтают связать свою жизнь с анимацией?

– Самое главное – это любить свое дело, гореть желанием создавать. Анимация – это тяжелый труд, который требует огромной отдачи, постоянного развития. Но если вы готовы к этому, то вас ждет невероятное путешествие в мир фантазии и творчества. Не бойтесь экспериментировать, искать свой уникальный стиль, рассказывать свои истории. И кто знает, может быть, именно вы станете создателем нового хита мировой анимации!

– Каким вы видите будущее якутской анимации? Какие у вас планы?

– Уверен, что у якутской анимации большое будущее. Мы только в начале пути, но уже сейчас видим огромный интерес к нашей работе со стороны зрителей и профессионального сообщества.

Моя мечта – создать анимационную вселенную, наполненную якутской культурой, легендами, мифами. Хочу, чтобы наши мультфильмы смотрели дети и взрослые по всему миру, чтобы они знакомились с Якутией, с нашей уникальной культурой.

Сейчас мы работаем над новым короткометражным мультфильмом "Танха", посвященным традиционным якутским гаданиям во время Рождества. Это будет красивая и таинственная история, которая, я уверен, понравится зрителям.