Звезды25 июня 2021 1:03

Тимур Бекмамбетов: Живу в Казани, считаюсь там мужем известной женщины

Исполняется 60 лет замечательному кинорежиссеру и продюсеру
Ради любимой жены Наталии, которая работает помощником президента Татарстана, Бекмамбетов переехал в Казань. Фото: instagram.com/nataliafishmanbekmambetova

Ради любимой жены Наталии, которая работает помощником президента Татарстана, Бекмамбетов переехал в Казань. Фото: instagram.com/nataliafishmanbekmambetova

Тимур Бекмамбетов поставил не так много полнометражных фильмов. Если не считать отдельные новеллы в «Елках» и фильм 2000 года «ГАЗ - русские машины», получится около десятка. Но он умел добиваться в них крутизны, которая ни одному другому российскому режиссеру не снилась.

Дикие, полные энергии и незабываемых образов «Ночной» и «Дневной дозоры» - не только истории про магов и вампиров, но и удивительно точный портрет Москвы начала 2000-х.

«Особо опасен» - не просто стрелялка с Анджелиной Джоли, а один из самых ярких и эффектных голливудских боевиков своего времени.

Наконец, фильмы в формате «скринлайф», действие которых разворачивается целиком на экранах мобильных и компьютеров (Бекмамбетов сам поставил «Профиль» и спродюсировал еще несколько подобных работ) открыли в кинематографе новое направление. Время покажет, насколько оно жизнеспособно, но сам Тимур в него верит.

Не забудем и его продюсерские работы, и видеоклипы, которые он снимал на рубеже веков (например, «Жара» и «Дорога» для Чичериной), которые до сих пор поражают бешеным, ни на что не похожим монтажом.

Недавно, по случаю выхода в прокат приключенческой военной драмы «Девятаев», Тимур пришел на радио «Комсомольская правда», где рассказал о том, как сейчас живет и над чем собирается работать.

О жене и доме

- В Америке я не был полтора года. Сейчас живу в Казани, иногда, наездами - в Москве. И в Казани мне очень нравится. Это связано в первую очередь с моей женой (в 2019 году Тимур женился на Наталье Фишман, помощнице президента Татарстана. - Ред.) Однажды я там шел с Наташей по улице, и нам навстречу бросились какие-то уже немолодые женщины. В Москве обычно бегут со мной фотографироваться. А они направились к моей жене: «Спасибо вам большое, Наталья Львовна, вы нам парк построили!» И только потом на меня посмотрели: ну, и вы, этот, как его, режиссер… Так что я там нахожусь в замечательном комфортном положении мужа популярной женщины.

О том, не хочет ли он снять новый фильм с Анджелиной или кинокомикс Marvel

- Может, новый фильм с Джоли и будет, но… Я двигаюсь туда, где мне интересно. Сейчас, когда я прихожу в кинотеатр и смотрю фильм, у меня ощущение, что я его уже видел. Недавний оскаровский лауреат, «Зеленая книга», запросто мог быть снят не в 2018-м, а в 1998-м. Киноискусство перестало развиваться в смысле формы и в смысле языка. Да, истории бывают хорошими, персонажи - интересными. Но в боевиках все также падают здания, так же несутся по асфальту и летают по воздуху автомобили… И я ведь знаю, как это делается, знаю, как это сделать пожестче или помягче, для аудитории 6+, 12+, 18+…

Та же компания Marvel с экранизациями своих комиксов замечательно себя реализовала в 2000-е и 2010-е годы, на пике киноаттракционов, увлечения экранами IMAX и долби-звуком. Но мне кажется, что мир меняется, в том числе в связи с пандемией, и цифровая реальность становится для нас все важнее. Это не значит, что люди не пойдут смотреть следующего «Доктора Стрэнджа» с Камбербэтчем. Конечно, пойдут. Это все еще очень массовое искусство. Но, думаю - хотя, конечно, могу ошибаться, - что оно со временем будет становиться нишевым, подобно опере. И связано это, скорее всего, с тем, что в физическом мире происходит все меньше важных событий. Люди продолжают снимать фильмы, например, про ограбление банка, про то, как бандиты врываются в него с автоматами и воплем «Всем лежать!» - но ведь там уже нет денег. Они крутятся в электронном виде, и банки грабят без оружия.

О фильмах в формате скринлайф

Картина «Профиль», премьера которой состоялась на Берлинском кинофестивале еще в 2018 году, должна выйти в российский прокат только в этом.

- Это фильм про британскую журналистку средних лет, умную, талантливую, но неудачливую. Чтобы выяснить, как террористы вербуют девушек и вывозят их из Европы в арабские страны, она решила сама стать завербованной. Ей 33 года, но она притворяется, что ей 19 - грим, костюм… И через интернет по Скайпу начинает общаться с рекрутером. А потом понимает, что она уже всерьез на этом пути. И действие «Профиля» целиком разворачивается на экранах. Потому что мне очень интересно, предельно интересно творчески исследовать нашу интернет-реальность: то, как мы живем в интернете, как мы там влюбляемся, ссоримся, находим и теряем себя. Ее эстетика прекрасна, она должна нас так же волновать, как и закаты и рассветы 50 лет назад.

О том, как увлечь молодежь серьезными фильмами - например, о войне

- Знаете, я думаю, можно сделать одно – рассказывать правду. И при этом не относиться уничижительно ко вкусу, уму и искренности зрителя. Зритель у нас умный - я верю в это со времен, когда снимал рекламные ролики для банка «Империал». Зритель у нас добрый. Но степень его образованности и интеллекта то и дело недооценивают. А он достоин более искренних и умных фильмов. Неважно, приключенческое это кино или сложная психологическая драма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Режиссер Тимур Бекмамбетов: О подвиге Михаила Девятаева я узнал благодаря жене

Сегодня новым фильмом знаменитого режиссера открывается Московский международный кинофестиваль. Перед премьерой Тимур Бекмамбетов побывал в гостях на радио «Комсомольская правда» (подробнее)