Общество7 июля 2021 1:04

Новая жизнь автошкол: коррупции стало меньше, а списать на экзамене теперь сложнее

Прошло три месяца с тех пор, как в России изменились правила сдачи вождения. Стала ли лучше подготовка водителей
Как изменилась жизнь автошкол после последних изменений?

Как изменилась жизнь автошкол после последних изменений?

Фото: Олег УКЛАДОВ

С 1 апреля в России сдают на права по новому регламенту. Главное изменение - отмена площадки: испытания, которые на ней проходили будущие водители, перенесли в город. Так что этапов экзамена осталось два: теория и вождение в городе.

Второе важное изменение - отмена стандартных маршрутов. Заранее известен лишь перечень улиц, на которых будут проводить экзамен. Сам же маршрут каждый раз будет меняться - его определит экзаменатор прямо во время езды.

И третье серьезное изменение касается штрафных баллов. Экзамен сдан, если ученик набрал от 0 до 4 таких баллов. Максимальный штраф в 5 баллов, означающий провал, теперь назначается не только за выезд на встречку или пересечение сплошной. Такое наказание могут впаять за непристегнутый ремень или использование телефона во время движения.

Как изменилась жизнь автошкол после последних изменений? Поможет ли это выпускать более квалифицированных водителей? «Комсомолка» поговорила об этом с экспертами.

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ. АРЕНДНОГО

- Из-за отмены площадки сдать экзамен стало сложнее. Раньше все было поэтапно, теперь все сразу. Люди нервничают, это мешает многим сдать с первого раза, - говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин на происходящее смотрит без энтузиазма.

Автоэксперт Андрей Ломанов считает, что на качество подготовки водителей реформа не повлияла. По его мнению, автошколы могли бы давать водителям больше времени на езду с инструктором по городу - сейчас достаточно откатать 56 часов и тебя допустят до экзамена в ГИБДД.

- Ученик проводит очень мало часов с инструктором. Это как выпустить пилота самолета, налетавшего не тысячи, а десятки часов. Все это - не подготовка водителя, а подготовка к сдаче экзамена в ГИБДД, - говорит Андрей Ломанов.

По словам эксперта, все это приводит к тому, что некоторые неопытные выпускники автошкол используют в качестве «тренажеров» каршеринговые машины.

- Молодой человек сдал на права, машины нет, денег нет, в кредит брать неохота. Поэтому он идет, с нулевым опытом вождения берет в аренду каршеринговый автомобиль и начинает ездить. Будь у него своя машина, он мог бы накатать на ней много часов и научиться вождению. А в каршеринге за время надо платить, оно ограничено. В итоге он ездит мало, навыки у него остаются на плохом уровне. Из-за этого на дорогах страдают все, в том числе опытные водители, - говорит Андрей Ломанов.

Тем не менее, Ломанов отмечает – коррупции стало меньше.

- Коррупцию никогда не удастся искоренить, но сейчас она не настолько серьезная, как 20 лет назад. Тогда права просто покупали и домой приносили. Проблему помогла решить фото- и видеофиксация, - говорит автоэксперт.

«НУЖНО ПРИТЕРЕТЬСЯ»

Впрочем, некоторые эксперты уверены: зря ругают новую систему сдачи экзаменов. Люди просто к ней пока не привыкли.

- Отмена площадки, новые штрафные баллы - все это на благо, - считает Александр Ачкасов, председатель Союза автошкол Москвы и России. - Но все хорошее приживается со скрипом, оно должно притереться. Пока люди поймут, что это позитивные изменения, должно пройти время.

- А как же коррупция? - спрашиваю эксперта.

- Коррупция в нашей отрасли не больше, чем в среднем по стране, - говорит Александр Ачкасов. - И в машинах, и в классах стоят камеры. В классах, помимо камер, ходят два инспектора - списать невозможно.

Кстати, председатель Союза автошкол рассказал нам, что скоро Россию ждут очередные изменения в системе подготовки водителей.

- Скорее всего, в сентябре в автошколах введут новые программы. Надеюсь, что к их написанию привлекут автошколы. Ведь то обучение, которое ведется сейчас, досталось нам еще с Советского Союза. Ничего плохого в этом нет, но сейчас все изменилось - дороги, машины, водители.

По словам эксперта, если уж мы взялись уходить от советской системы подготовки, то стоит взять на вооружение опыт развитых стран. Например, в Великобритании водителей готовят при помощи обучающих видео. Каждому ученику автошколы показывают видеоролики – их может быть не одна сотня. Каждый ролик длится 30 секунд и моделирует определенную ситуацию. Например, перед вами на дорогу выскакивает заяц - что нужно делать, ехать дальше или резко бить по тормозам? Конечно, ехать дальше - объясняют ученику. Все это откладывается в памяти, и когда перед вами на реальную дорогу выскочит реальный заяц, то вы уже знаете, что нужно делать.

- А в Швеции есть тренажер, имитирующий аварию, - рассказывает Александр Ачкасов. - Садишься, тебя пристегивают ремнем безопасности, ты разгоняешься до 40 км в час и «врезаешься» в плиту на экстренном торможении. И тебе показывают, сколько тонн на тебя действует. Человек, один раз посидевший на этом тренажере, понимает, к чему приводит такая авария. Он испытывает такой испуг, который на всю жизнь заставит его быть хорошим водителем. Мечтаю, чтобы такой тренажер был в каждой школе. Такие ролики нужно ввести в программу, и тогда смертность на дорогах значительно снизится.

Только цифры.

Только цифры.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ЗВОНОК В АВТОШКОЛУ

«Никаких серьезных изменений не произошло»

Звоню в одну из крупных столичных автошкол с вопросом: как теперь учиться и получать права по-новому?

- Не переживайте, никаких серьезных изменений не произошло. Перед экзаменом на права вы проходите у нас внутреннее тестирование, которое абсолютно идентично сдаче в ГИБДД. А перед этим вы можете покататься в районе сдачи экзамена с нашим инструктором, - ответили мне на том конце провода. – Что касается «теории», то тут вообще ничего не изменилось: нужно выучить 800 вопросов, а на экзамене в билете будет 20 штук.

Обучение в этой конкретной автошколе стоит 23 500 рублей (28 часов вождения) или 39 0000 рублей (56 часов езды с инструктором). Теоретические занятия можно посещать как удаленно, так и очно – с небольшой доплатой.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

6 604 автошколы работает в России (данные за 2020 год)

130 академических часов теории и 56 часов практики на «механике» (54 - на автомате) должны пройти ученики автошкол.

28 часов вождения и 206 часов теории проходили будущие советские водители в автошколах ДОСААФ (с 1978 по 1991 год)

26000 рублей - средняя стоимость обучения в автошколах России

35000 – 40000 рублей – в Москве

15000 – 17000 рублей – в регионах

1 278 695 человек сдали экзамен на права в 2020 году. Из них 1 027 539 - на категорию В

13,5% учеников автошкол успешно сдали экзамен в апреле 2021 года. В марте таких было 26%.