Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Boom metrics
Общество25 сентября 2021 11:46

Первый самолет президента Беларуси, купленный еще в 1995 году, разрезали и увезли в авиамузей: вот его история

А еще несколько лет назад Ту-154 в VIP-компановке хотели продать не меньше чем за два миллиона долларов. На этом самолете полетел еще новоизбранный президент, а потом использовали министры и члены правительства
Первый самолет президента Беларуси разрезали и увезли в авиамузей. Фото: Никита ПИНИГИН.

Первый самолет президента Беларуси разрезали и увезли в авиамузей. Фото: Никита ПИНИГИН.

Президентский самолет Ту-154 в VIP-компоновке разрезали. Фотографию куска фюзеляжа, который вывозят с территории национального аэропорта “Минск” прислал читатель “Комсомолки”.

Последний раз в воздухе самолет видели 15 октября 2016 года, он совершал плановый облет. В ноябре 2018 года самолет выставили на торги. Начальная цена за Ту-154 в VIP-компоновке – два миллиона долларов. Внутрь самолета не пускали даже журналистов. Покупателя тогда не нашлось. Ничего не дали и повторные торги, которые провели в декабре того же года. После этого самолет долгое время стоял на дальней стоянке минского аэропорта.

Самолет долгое время стоял на дальней стоянке минского аэропорта.

Самолет долгое время стоял на дальней стоянке минского аэропорта.

Фото: Геннадий МОЖЕЙКО

Сейчас самолет разделили на несколько частей и перевезли на автомобильных платформах из национального аэропорта “Минск” на аэродром Липки – там находится авиационный музей.

Самолету почти 27 лет. Его в 1995 году купили новым – специально для нужд президента Беларуси, которым всего за год до того стал Александр Лукашенко. Самолет в VIP-компоновке: вместо 152 пассажиров он рассчитан всего на 49 мест. Изначально самолет был в бело-красно-белой раскраске, но уже с новым государственным гербом – тогда референдум о смене символов прошел буквально пару месяцев назад. В ноябре 1995 года на этом самолете Лукашенко впервые полетел в США. В 2003 году президент «пересел» на новенький Boeing 737, потом на Boeing 767, на котором раньше летал Туркменбаши. В 2013 году Лукашенко рассказывал:

- Самолеты дешево не каштуюць. И чтоб вы знали, у президента самолет 3-5 лет, и его меняют. А у меня вот, Семашко на нем иногда летает, самолет Ту-154, который уже не везде пускают, он до сих пор летает.

С 2003 года ТУ-154 стали использовать министры и члены правительства. Самолет видели в США, Бангладеше, Вьетнаме, Турции, Китае, Австрии, Швейцарии, России. Борт обслуживал чиновников до 2016 года. Один из крайних рейсов - вместе с президентским «бортом №1» Ту-154 возил белорусскую делегацию в Китай. В том же году вывели из эксплуатации три других Ту-154, которые в авиакомпании «Белавиа» возили простых пассажиров. Кстати, Россия «списала» эту модель еще в 2008-2009 годах. Около десятка таких самолетов используют российские ВВС.

Так выглядел президентский Ту-154 в 1995 году. Фото: Eddy, RussianPlanes.net.

Так выглядел президентский Ту-154 в 1995 году. Фото: Eddy, RussianPlanes.net.

СПРАВКА «КП»

Трагический финал настиг каждый тринадцатый Ту-154

Свой первый полет Ту-154 совершил больше полусотни лет назад – в 1968 году. А в 1983 году его начали эксплуатировать и минские авиаторы. Для своего времени самолет был очень актуальным – и стал самым популярным в СССР. Правда, были у него и недостатки. Большой расход топлива не способствовал удешевлению билетов, и из-за высокой шумности двигателей некоторое время назад таким самолетам даже запретили полеты в страны Европы. Кроме этого, есть особенность конструкции: все три двигателя размещены в задней части - это сделано для снижения вероятности попадания в двигатели мусора с земли и птиц при взлете. Из-за особенностей «развесовки» самолет требовал огромной квалификации летного состава. Из-за этого Ту-154 чаще других импортных аналогов попадали в авиационные инциденты и катастрофы. Из 1026 выпущенных машин в результате различных инцидентов потеряно 72 самолета, а это значит, что трагический финал настиг каждый тринадцатый Ту-154.

Интересное