20 февраля 2009 18:10

Кому посвящает свои песни загадочная Хелависа из "Мельницы"?

Экстравагантная солистка группы "Мельница" Хелависа ответила на ваши вопросы 20 февраля.

Хелависа ответила на вопросы читателей 20 февраля.

Стенограмма онлайн конференции

- Здравствуйте, дорогие зрители и читатели «Комсомольской правды». Сегодня у нас в гостях замечательная девушка, Хелависа, солистка группы «Мельница». Здравствуйте. Хелависа пришла к нам не просто так, завтра в «Олимпийском» состоится большой сольный концерт группы «Мельница» и я хочу сказать, по подсказке директора группы, это первый концерт фолк-группы в «Олимпийском». По этому поводу мы решили устроить у нас он-лайн конференцию. Вы прислали очень много вопросов. Спасибо, вопросы все замечательные.

- Как вам удается быть таким электровеником – и в группе петь, и наукой заниматься, и одежду придумывать, а теперь еще и дочь воспитывать?

- Ну как вам сказать. Я бы, конечно, могла сказать, что в этом мне помогают всякие психотропные препараты или что у меня обувь на пружинках. Не знаю. Не знаю, как-то так получается. Наверное, потому, что у меня всегда с собой огромный ежедневник-органайзер, в котором все забито, вплоть до четверти часа.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее про вашу одежду.

- Одежда не только моя, а моих коллег по цеху. У нас лейбл называется «Мица дюпри». Он очень маленький, но очень гордый. Нас там четверо – Катерина Кочеткова, Марианна Шипицина, Наталья Лапкина и я. И мы делаем авторскую одежду. Сейчас это все можно приобрести в режиме ателье. То есть, можно приобрести и наши модели, и можно что-то заказать на свой вкус. Мы делаем авторские украшения валяные, то есть, ручной войлок.

- Вот это?

- Вот это, да. Такие штучки мягонькие. И в данном случае, наверное, это влияет, что у меня маленький ребенок, который очень любит всякие мягкие штучки цапать и дергать. Поэтому мы делаем бусы, мы делаем валяные пояса, валяные кольца. Кольца, которые прямо растут из руки, очень красивые. Делаем авторские валяные игрушки. У нас есть медведь, который очень похож на Бориса Гребенщикова – очень тоже славный, с такой бородкой бэгэшной. Думаю, что надо будет его ему подарить. И сейчас у нас идет огромный проект фэшн-фотосъемки со студии «Студио дот». И мы надеемся, что где-нибудь в конце марта можно будет увидеть результаты этого гигантского труда. А завтра в «Олимпийском» тоже можно будет посмотреть на всякие наши изделия, у нас будет небольшая промоакция, презентация проекта прямо перед концертом.

- То есть, будут модели ходить по подиуму?

- Нет, моделей не будет, но будут разложены кое-какие вещички. В основном, всякие украшения, сумочки, мелкие штучки. И можно будет что-то приобрести.

- Лена спрашивает. Вы ведете активный образ жизни. Занимаетесь наукой, музыкой, спортом, путешествуете по миру. Как вам удается одновременно делать несколько вещей, причем, так качественно, что не верится? Не сталкивались ли вы с ситуацией, когда нужно было расставлять авторитеты – например, в отношении образования, работы, увлечения музыкой.

- Мне регулярно прихоидтся это делать. Мне регулярно приходится расставлять приоритеты. Буквально сейчас мне приходится очень тщательно организовывать свою занятость. Так, чтобы не страдала ни работа, потому что нам сейчас нужно делать очень много промо перед концертом в «Олимпийском». И чтобы не страдал ребенок, потому что она еще очень маленькая, ей всего 7 месяцев и я ей очень-очень нужна. Так что да, решения приходится принимать регулярно.

- Юлия спрашивает. Скажите, пожалуйста, какая ваша любимая книга, как вы относитесь к современной литературе? И слушаете ли вы таких великих классиков, как Моцарт, Бетховен, Чайковский?

- Начну с конца. Конечно, я слушаю классику. Правда, я больше, честно говоря, слушаю Моцарта и Бетховена, нежели Чайковского, в данный момент. Просто так сложилось. Я очень много слушаю музыку барокко. Я много слушаю некоторых композиторов-романтиков, таких, как Григ, например. Я слушаю Мальро. То есть, у меня достаточно специфический вкус к классической музыке. Допустим, оперу я люблю далеко не всякую, но то, что я люблю, например, Верди «Аиду» или, скажем, Вагнера «Лоэнгрин», я действительно очень люблю и очень хорошо знаю. Что касается книг, у меня несколько любимых книг. Например, «Сага о Форсайтах» Голсуорси. Я считаю, что это один из величайших романов ХХ века и его необходимо прочитать просто каждому. «Сто лет одиночества», конечно же, Маркеса. Ну и банально «Мастер и Маргарита».

- Скажите, а вы вступаете в какие-то отношения с современными писателями?

- Регулярно. Допустим, весь последний год я с удовольствием читала Алексея Иванова «Сердце Пармы» и «Золото бунта». Мне кажется, что это очень хорошая литература. При том, что как бы это достаточно популярная литература. То есть, она такая завлекательная. То есть, это в принципе беллетристика. Но Иванов очень хороший историк, в первую очередь. И он прекрасно знает историю своего края и он прекрасно пишет. То есть, у него очень качественный, с моей точки зрения филолога, очень качественный, очень насыщенный язык.

- Скажите, а нужно музыканту развиваться не только в своей профессиональной области, но и, например, в литературе?

- Я считаю, что да. Потому что вдохновение приходит не только из музыки. То есть, можно очень хорошо разбираться в разнообразной музыке, очень хорошо слушать. Но в какой-то момент ты говоришь с таким музыкантом и пытаешься ему объяснить что-то не в музыкальных терминах, а в терминах вот ассоциаций с какой-то картиной, скажем, или ассоциацией с какой-то книгой. И если он не знает эту картину и эту книгу, он тебя никогда не поймет. Поэтому, мне кажется, надо все-таки иметь широкий кругозор.

- Сергей спрашивает. Наталья Андреевна, спасибо за ваши песни. Вопрос – какой самый необычный и приятный подарок вы получали на концертах от поклонников? Наверняка он вам что-то подарил и сейчас хочет услышать про свой подарок.

- А там не написано, откуда он?

- Не-а.

- Видите ли, Сергей, однажды в Челябинске мне анонимно прислали на сцену кулон из белого золота с сапфиром и брильянтами.

- Ничего себе! Не каждый может, конечно, такие подарки…

- Да. То есть, что меня абсолютно шокировало и я потом долго искала этого человека и хотела ему вернуть подарок, потому что мне было неудобно, но так его и не нашли. И пришлось мне носить. Вот это, наверное, самый необычный подарок.

- А самый приятный какой? Ну что вы любите, когда вам дарят? Некоторым дарят же в больших количествах игрушки…

- Мне периодически дарят игрушки. Но мне трудно угодить с игрушками, потому что я люблю только очень хорошие игрушки, очень качественные и максимально похожие на живых зверушек. И мне как-то раз в Нижнем Новгороде мне человек по имени Женя подарил вот такого маленького, очень симпатичного снежного барса.

- Не похожего на БГ?

- Нет, похожего на барса.

- Ничего себе. Мария спрашивает – будете ли вы работать над сольным альбомом и будут ли у вас сольные выступления? Ну вот, собственно говоря, с чего мы начали. Сольные выступления завтра у группы «Мельница». Напомните где.

- В «Олимпийском». Но Мария спрашивает про мои лично, сольные. Да, я работаю над сольным альбомом, сейчас уже идет этап сведения и мы надеемся, что где-то, наверное, к концу весны мы сможем его выпустить. Он будет называться «Леопард в городе». И я это чисто акустическая музыка, очень прозрачная, хрустальная. Там в основном старые мои песни и новые инструменталы. И сольные концерты, конечно, тоже будут в Москве и Петербурге, по крайней мере.

- Спрашивает Виктор. Глубоко уважаемая Хелависа. То есть, либо Наталья Андреевна, либо глубоко уважаемая. Я не теряю надежды попасть на ваш концерт в Киеве, билет достал. В силу моих трудностей возникли другие проблемы… Хотелось бы узнать, планируете ли в обозримом будущем концерт где-нибудь еще на Украине, кроме столицы? Может быть, в Чернигове. А также жутко хочется сказать огромное спасибо за ваши песни, с ними легче верить в сказку, которой в жизни так не хватает.

- Большое спасибо. Пока что планов по другим украинским городам нет. Потому что Киев для нас вообще первый опыт выступления в Украине, к сожалению. Хотя давно на самом деле хотелось бы доехать. Но, к сожалению, это зависит не только от нас. Не от нашего желания. Это, в первую очередь, зависит от промоутеров на местах. И почему-то наша команда вызывала какое-то опасение у украинский промоутеров до сих пор. Но мне кажется, я хочу надеяться, по крайней мере, что, если концерт в Киеве пройдет хорошо, то другие города тоже не останутся в накладе. Что тогда уже промоутеры и черниговские, к примеру, там донецкие, харьковские, львовские (очень хотелось бы, кстати, в западенцию тоже доехать), мне бы очень хотелось надеяться, что они тоже как-то проснуться и привезут нас.

- Александр спрашивает. Как дела у модного дома, есть ли что-то общее в образах мельничных песен и покроя одежды «Мици»?

- Ну вот я как раз уже рассказала, как у нас происходят дела. Дела вполне неплохо. Мне кажется, что да. То есть, по крайней мере, для меня процесс работы над песней и процесс работы над платьем, конечно, родственные. То есть, я сочиняю платья тоже исходя из какого-то внутреннего ощущения образа, запаха даже. Точно так же, как я работаю над песней. Потом, вот как бы вот некая рыба – платье, то есть, то, что я себе придумала, отдается Марьяне и Катерине, они все это доводят уже как дизайнеры до настоящего эскиза, который дальше идет конструктору и портным. И, соответственно, Наталья Лапкина уже работает над планом аксессуаров, как раз игрушек и так далее. Таким манером вот так рождается вот этот цельный образ. Точно так же, как в песне. То есть, когда я приношу песню на репетицию, музыканты начинают над ней работать и мой соавтор, Ольга Лишина, может что-то посоветовать в плане текстов, там несколько слов каких-то добавить. И мы в итоге все вместе делаем аранжировку и уже на студии решается, как эта аранжировка будет звучать в записи. И таким образом получается конечный продукт.

- Расскажите поподробнее про концерт в «Олимпийском». Какие там будут новые композиции? Сюрпризы?

- Там будет, в первую очередь, музыка и музыканты. То есть, мы решили не делать какого-то шоу чисто визуального, не знаю, там с летающими свиньями п-ля пинк флойд – мы решили не делать.

- Очень, между прочим, зря.

- Ну, это уже было бы вторично. Что будет? Будет концертная программа, состоящая где-то на треть из нового материала, на две трети из старого. Потому что больше просто не нужно нового материала, потому что публика будет стоять и слушать. То есть, они этих песен вообще никогда не слышали. Поэтому требуется соблюдать такой баланс. Будут гости. Будет певица Елена Никитаева, которая спела со мной дуэтом на альбоме. Скрипач Макс Йорик, который тоже поучаствовал в одном из треков. Гитарист Сергей Седых. И в первую очередь, конечно, будем просто мы все на сцене. Мы очень давно не встречались с нашей публикой вживую, мы очень давно не играли, начиная с конца мая. И нам очень хочется именно чтобы этот концерт стал нашим, в первую очередь, возвращением. Возвращением на новом уровне, потому что с новой пластинкой.

- Скажите, а как вы думаете, почему вот вдруг у нас так получилось, что фолк-музыка стала такой популярной? Причем, именно вот почему-то группа «Мельница», у нас же есть еще фолк-команды, почему-то все вот воют, стонут и реально собираются. Дворцы спорта там, вот «Олимпийский» соберется, я даже не сомневаюсь.

- Я надеюсь. Ну, я, может быть, прозвучу немножко пафосно, но мне кажется, что это именно потому, что мы все-таки не только фолк. То есть, мы фолк-рок. И мы, в первую очередь, авторская музыка. То есть, у нас нет ни одной народной, вот именно народной, этнической, традиционной композиции. Мы пользуемся наработками традиционной музыки исключительно постольку, поскольку. Если они как-то вкладываются в аранжировку и логику песни, мы пользуемся. То есть, если песня предполагает развитие как рок-баллады, она будет рок-балладой. Если песня несет в себе какой-то зародыш, к примеру, регги, они будет регги. Мне кажется, что нам удалось добиться вот какого-то такого успеха, который для нас самих очень странен, на самом деле, и невероятен. Именно потому, что мы, в первую очередь, ориентируемся на логику песен и на то, как они сами хотят развиваться и мы не стараемся сознательно загонять себя в какие-то рамки. А именно – а, что же мы делаем, это же не фолк. Да черт с ним, с фолком. Мы просто «Мельница», мы играем мельничную музыку, мы играем в своем собственном мельничном стиле.

- Я не могу следующий вопрос не зачитать. Потому что здесь такие вещи всплывают, которые многие, я уверена, поклонники не знают. Задает вопрос Анна Верес. Уважаемая Наталья Андреевна, здравствуйте. Вашим поклонникам известно, что вы не только пишите песни, играете на гитаре и на ирландской арфе, являетесь лидером группы «Мельцины». Вы еще кандидат наук, филолог, у вас разряд по выездке, вы обожаете проводить время в горах, занимаетесь йогой, участвуете в проекте «Клан лир» и «Романэск», издаете свою монографию, получили грант РГНФ, занимаетесь благотворительностью в фонде охраны дикой природы. Ранее преподавали ирландский, открыли свой модный дом. Участвуете во всевозможных фестивалях. Пели с «Северо-Востоком». Также стояли у истоков создания «Наследия предков». Как вы все успеваете? При этом вы буквально живете на две страны и еще гастролируете. Да еще и дочка у вас появилась. От всей души поздравляем. И, наверное, создается впечатление, что в ваших сутках 48 часов. В чем же секрет, поделитесь, пожалуйста.

- Да, такой список. На самом деле, обычно я стараюсь не отдавать себе отчета в том, сколько всего я делаю одновременно. Меня такие списки пугают. У меня всегда было желание прожить несколько жизней. Вот как у кошки девять жизней, я думала – как было бы здорово прожить одну жизнь кандидатом наук или там даже доктором, старшим научным сотрудником или профессором. Действительно, очень круто писать статьи в международные журналы, быть участником научных обществ, докладываться на конференциях. И у меня это получилось, да? То есть, одна жизнь получилась. Прожить вторую жизнь, к примеру, альпинистом, всадником, инструктором по йоге и пловцом. И тоже ничего так, получается. И прожить третью жизнь музыкантом, рок-звездой, кумиром миллионов (ха-ха!) – и вроде вот оно тоже как-то складывается. Прожить четвертую жизнь нежной, любящей матерью и женой. И так далее и тому подобное. По-моему, до девяти я еще пока совершенно не дотянула, мне есть куда стремиться.

- У вас есть разряд по выездке. А выездка?

- Выездка – это высшая школа верховой езды.

- Поняла. И еще один вопрос – проект «Клан лир».

- Проект «Клан лир» - это проект кельтской музыки, который по существу супер-группа. То есть, в нем, помимо меня, участвуют еще лидеры других коллективов, которые играют фолк-музыку. Владимир Лазерсон легендарный совершенно музыкант. Юрий Андрейчук. Мы просто собрались для того, чтобы в свое удовольствие поиграть традиционную ирландскую и валлийскую музыку. То есть, совершенно не то, что мы делаем в своих проектах .И мы периодически собираемся. То есть, проект сейчас находится в таком полузамороженном состоянии. Но мы периодически играем концерты, мы выпустили один альбом, даст бог, как-нибудь выпустим и второй. А проект «Романэск» - это был очень интересный проект. Это был проект трех арфисток. Но сейчас он тоже, к сожалению, заморожен, потому что все арфистки занимаются какими-то своими собственными делами. Посмотрим, что из этого получится. Потому что, конечно, то восприятие арфы как инструмента, который бытует в России. То есть, в первую очередь, это классическая арфа, которая, к примеру, в балете «Щелкунчик» сидит в оркестре, да. Это, наверное, 30 процентов от того, что вообще можно сказать об арфе. И я играю, к примеру, на кельтской арфе. Моя коллега Катерина Антоненко, с которой мы делали «Романэско», играет на барочной арфе, что совершенно иной инструмент. И так далее и тому подобному. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы, кстати, послушавши нашу новую пластинку «Дикие травы», слушатели вслушались в то, что там делает арфа, потому что она там звучит вообще ни разу не похоже вот на эту золоченую красоту, которую мы можете лицезреть в классическом оркестре.

- Арфа будет на концерте?

- Конечно. Электрическая. Куда ж я без нее.

- Дарья спрашивает. Здравствуйте, Наталья Андреевна. Всем хорошо известно, что вы опытная путешественница. Поделитесь советом. Если говорить о Британских островах, то какие места вы бы определили, как Масси. Хотелось услышать пару наводок на будущее от знающего человека. Заранее спасибо.

- Сейчас скажу. В Лондон, естественно, нужно на несколько дней. То есть, просто погулять, сходить в Национальную галерею, сходить в галерею «Тейт», в Стоунхейч обязательно нужно съездить. Причем, лучше ехать через Соммерсетши, потому что там коридорные могильники-холмы, на которых первобытные поселенцы Британских островов сдирали дерн таким образом, чтобы под ним обнажался известняк. И этот известняк в форме белых лошадей. То есть, это гигантские, очень изящные белые лошади на фоне зеленой травы. Это очень, очень, очень красиво. Помимо этого, очень советую съездить в Йорк, в старый викингский город, замечательный совершенно. В Эдинбург – один из самых красивых городов мира вообще. То есть, действительно, по шкале эстетического коэффициента ландшафта Эдинбург занимает второе место после Флоренции в мире. В Уэльс, в Северный Уэльс, на остров Энгалси, и в города Харлях и Кайрнарвон, где сохранились эдвардианские замки. И, если будет время, желание и силы, стоит, конечно, доехать до Северо-Западной Шотландии, то есть, до района города Форт-Уильям, на горы Биннелис и острова Скай. Там безумно красиво.

- В какое время года лучше?

- Я бы выбрала сентябрь.

- А лето вам не нравится?

- Лето в Англии самой бывает жаркое, с одной стороны. С другой стороны, бывает страшно дождливое. А вот в сентябре регулярно бывает полоса очень хорошей, мягкой и ясной погоды.

- Прекрасно, учтем. Николай спрашивает, студент МГУ имени Ломоносова. Я собираюсь провести отпуск в Ирландии. В связи с этим, ответьте, есть ли у вас любимые достопримечательности в Ирландии. Что бы вы порекомендовали?

- Вот я про Великобританию рассказала, сейчас расскажу про Ирландию. Ну, Дублина вам все равно не избежать, так что сходите уж на пивоварню Гиннес, просто погуляете как следует.

- Как просто погуляете? Там же прекрасно пиво наверняка.

- Прекрасное. Я, правда, не пью пива, поэтому я так чисто теоретически рекомендую. Но, в принципе, я не могу сказать, что Дублин это безумно интересное место. Обязательно нужно поехать в долину Гойна, где находятся могильники Ньюкрэнч дау фи… Это очень интересно. Стоит поехать в Корк, совершенно очаровательный город. Строго обязательно надо поехать в графство Келли, посетить город Килларни и парк Мукрес. И посетить город Дингл и, собственно, сам полуостров Дингл, где говорят на самом красивом ирландском языке вообще. То есть, там именно ирландоговорящая область так называемая. И вообще графство Келли это самое красивое место в Ирландии. И то, что мой муж оттуда родом, и моя ирландская семья оттуда родом, меня совершенно, в данном случае, не заставляет быть пристрастным, потому что это действительно самое красивое место. Еще стоит поехать в Канемару на озера. И в Данэгол, где самая-самая дикая природа. И, если есть возможность еще заехать на территорию Северной Ирландии, конечно, стоит съездить в графство Анчойн, в место, которое называется Де чайнс козуэй, где, как это называется, андезитовые трубки образуют как бы ступеньки, которые уходят в море и поэтому это называется именно вот Лестница великанов. Потому что это выглядит вот как кем-то рукотворно сотворенные давным-давно очень ровненькие ступенечки. И оттуда видно, кстати, в хорошую погоду видно шотландские острова, видно уже Гебридские острова. Очень красиво.

- Спрашивает Люба. Я бы хотела задать вопрос о старых песнях, если можно. Очень люблю «Сказку о дьяволе» и «Господина горных дорог». Откуда взялись сюжеты этих песен?

- Из головы, естественно. «Господин горных дорог» - это очень кавказская песня. Это связано и с личной историей в моей жизни, о которой я не буду рассказывать. И с впечатлениями от восхождений на Кавказе. И в первую очередь, с чувством проверки любви и дружбы, которая появляется именно на восхождении, потому что известно, что горы не терпят лжецов, горы не терпят подгнивших внутри людей. То есть, если ты нехороший человек, горы тебя просто выкинут. Вот, собственно, об этом песня. «Сказка о дьяволе» - это песня об Одиссее. То есть, это вневременной сюжет. Очень близкий мне герой, очень милый моему сердце герой. И в данном случае, это как бы печальное развитие этого сюжета, с одной стороны. А с другой стороны, это очень интересный для меня мотив подмены. Потому что у меня регулярно у самой бывает ощущение, что вместо меня функционирует какое-то не совсем знакомее мне существо и мне очень интересно именно подмена, как мифопоэтический концепт, так сказать. И вот в этой песне я постаралась как-то его раскрыть. Хотя бы с одной стороны.

- Спрашивает Михаил. Привет, может, я задам и банальный вопрос, но для твоих поклонников из Красноярска он очень важный. Когда вы доберетесь до нас и до нашего города со своим выступлением? Очень хотелось бы услышать вас вживую.

- Дорогие мои, мне тоже очень хочется доехать, наконец, в Красноярск и Омск, и Новокузнецк, и Иркутск, и так далее.

- Томск вот еще следующий.

- Томск обязательно, да. Но, к сожалению, буквально только что мы получили очень неприятные вести, что промоутеры, которые собирались нам осенью 2009 года делать как раз туры именно из этих городов по Сибири, повели себя очень некрасиво. Вместо того, чтобы честно нам сказать – ребята, мы немножко боимся, что мы не соберем залы и поэтому мы не хотим вас везти, они в доступ в Интернет выложили информацию, что якобы гонорары группы «Мельница», внимание, не полностью цена – привезти группу «Мельница», поселить, накормить и так далее, а личные гонорары, то есть, зарплата, якобы, слишком высоки для того, чтобы промоутеры могли нас привезти в Сибирь. Это очень неприятно, очень некорректно, очень нехорошо. И сейчас это нас оставило в достаточно подвешенном положении в отношении Сибири, потому что нам теперь придется искать других промоутеров. И заново налаживать все контакты, заново налаживать всю рекламную инфраструктуру. И, к сожалению, пока ничего утешительного сказать не могу. Сама очень-очень хочу доехать.

- Мне кажется, сейчас, в связи с кризисом, очень многие пользуются всевозможными предлогами для того, чтобы каким-то образом съюлить.

- Да, да. Скорее всего.

- Спрашивает Алина Шелкопряд. Как вы думаете, настоящая фамилия?

- Думаю, что нет.

- Такой вопрос. Почему ваша песня «Приворотное зелье» не вошла в новый альбом? Она же вроде подходит и по динамике, и по теме. Очень жаль, что так и не удастся услышать ее в студийной обработке, придется слушать концертную запись.

- Да как-то не пошла она у нас сейчас. Просто неинтересно. Может быть когда-нибудь мы снова к ней вернемся, но сейчас просто не хочется ее играть, у нас масса другого материала, который нам в данный момент гораздо более интересен и близок.

- Спрашивает Максим. В чем для вас главная ценность в жизни, как это отражено в вашем творчестве?

- Батюшки мои! У меня нету какой-то одной капитальной цели в жизни, хотя нет, на самом деле, она есть, я ее еще не осуществила. Я бы хотела родить героя. То есть, это такая скандинавская тема женская – быть матерью великого героя. И еще желательно, чтобы этот герой был живой. А не погиб там в какой-нибудь геройской битве. Я бы очень-очень хотела это осуществить. Но, помимо этого, мне кажется, что я хотела бы сделать в жизни как можно больше всего, как можно больше накопить правильных, хороших воспоминаний и жить активной жизнью. Что я, собственно, и стараюсь делать. И быть, по возможности, хорошим человеком. Вот и все.

- Когда слушаешь ваши песни, оказываешься в другом мире. При этом у каждого этот мир отличается в зависимости от собственного восприятия песни. Это очень здорово, что в нашем прекрасно мире такое возможно – перенестись в другую вселенную. Однако вопрос в следующем – не хотели бы навсегда поселиться в другом, отличном от нашего, мире. Если да, то к чему вы тяготеете? Или вы нашли на земле все то, что нужно для счастья. Спасибо. Валентайн.

- Я чувствую себя инопланетянкой какой-то. По прочтению этого письма я чувствую себя каким-то пришельцем, который на тарелке прилетел и думает – найду ли я на этой планете все, что душе моей мило? Ну, мне кажется, что на этой планете мне все нравится, ничего такая планета. Кстати, кстати. Касательно планеты хочу сделать объявление. Наверное, многие знают, что фонд охраны дикой природы (ВВФ) проводит ежегодно Час земли так называемый. 28 марта в половине девятого вечера по местному времени все выключаем свет и электроэнергию. На час. Чтобы внести свою посильную лепту, собственно, в сохранение экосферы планеты. Вот я буду это делать обязательно. И, мне кажется, что это очень хорошая идея. А возвращаясь к вопросу, дело в том, что я не строю границ между вечным реальным миром, который вот сейчас мы видим, и какими-то другими мирами, скажем, где я путешествую во сне и так далее. Мне кажется, что они взаимоперетекают друг в друга. И только от нас самих зависит, насколько далеко мы можем уйти. И насколько широк наш кругозор в этом плане. Я иногда себя чувствую пауком, который сидит в центре паутины и ловит вибрации из очень-очень дальних мест. Который действительно проходит через какие-то вот эти прозрачные, размытые границы. Поэтому я честно могу сказать – да, я вполне счастлива своим местоположением, я нахожу чудеса на свою голову буквально каждый день.

- Спрашивает Анна. Здравствуйте, Наталья. Прежде всего, хочется сказать огромное спасибо за ваше творчество. Вопрос таков. Есть ли песни, которые вы писали своему мужу или которые в той или иной степени относятся к нему? Если есть, то назовите их, пожалуйста.

- Какой интимный вопрос. Есть такие песни. А какие – не скажу. Я и не только мужу писала, у меня богатая история. Это нормально. Но для мужа, наверное, писала больше всех. Так что догадывайтесь сами.

- Алексей спрашивает. Какие группы и исполнители, кроме «Эловейтиа», вам близки?

- Я не знаю кто это, извините.

- Тогда мы уберем эту фразу из вопроса. Потому что здесь есть продолжение. Вы поете кельтские песни на русском.

- Это неправда. Я не пою кельтские песни на русском.

- Ваши песни становятся все более популярны.

- Это правда.

- Считаете ли вы, что кельтская культура близка русским и вообще славянам?

- Я считаю, что да, кельтская культура близка славянской. Но не вижу, в каком отношении это утверждение находится ко мне и к моей музыке.

- Мария спрашивает. Что означает ваш псевдоним? Меня интересует ирландская арфа. Кто вас учил, где вы учились? Почему вы этот инструмент выбрали? Какой мастер арфочку вам делал? Спрашиваю потому, что у меня три дочки учатся играть на арфе. А ирландочка – так, для дома, ну и в школе, в садике выступить.

- Неплохо. Что касается псевдонима – ну я, конечно, могла сказать – заходите на форум на сайте http://www.melnitsa.net/ – там все написано, но уж так и быть, расскажу. Псевдоним взялся из книги Томаса Мэлори «Смерть Артура», там был такой второстепенный персонаж –ведьма-неудачница по имени Хелависа. Псевдоним на самом деле не потому, что она ведьма, а потому, что, если вы откроете литпан…. издание «Смерть Артура» и увидите там замечательные гравюры английского художника Обри Бердслея, вы увидите, что Хелависа действительно немножко похожа на меня. Вот она с каким-то хвостом тоже на голове, с тонкими руками, с курносым носом – в общем, очень похожа. И поэтому имя приклеилось. Что касается арфы, мне на самом деле очень повезло. Поскольку мне вступило, что я должна играть на ирландской арфе совершенно случайно. То есть, просто оттого, что я однажды взяла ее в руки и буквально вскоре после этого нам с мужем пришлось поехать в Ирландию, поэтому в России я не училась вообще. Я училась только у ирландских и шотландских преподавателей. У меня нету в пальцах российской арфовой школы совсем. За что, кстати, меня российские арфисты ругают. Потому что они считают, что то, как я играю, это лажа полнейшая. Но это просто разные техники. Играть на ирландской арфе техникой, предназначенной для классики, просто не нужно. Это нелепо, это не тот инструмент. Совершенно другие руки должны быть. И я очень благодарна своим преподавателям, ирландской арфистке Морине Хахесей и шотландской арфистке и композитору Савурне Стивенсон. Они мне очень много дали, в первую очередь, они мне дали чувство уверенности в себе и чувство того, что я не ограничена традицией исполнения какой-либо музыки на инструменте, что я действительно могу с этим инструментом делать все, что захочу. Допустим, Савурна играет авторскую как бы фолк-джазовую музыку на арфе и я вслед за ней тоже экспериментировать и для меня сейчас это очень интересно и очень важно. Что касается инструментов, у меня несколько инструментов. Я играю на модели «Азилис» фирмы «Камак», это мой такой домашний инструмент, инструмент для пабных сэйшенов в Женеве. Поскольку она достаточно легкая по весу и компактная по размеру. Очень хорошая, 34 струны. У меня есть студийная опять же акустика в Москве. Это модель «Прима 38» компании «Сальве», очень приятная, ореховая, с таким серебристым ровным звуком. И нежно любимая мною электрическая моя арфа, которая всегда со мной на сцене в «Мельница», Модель «Силуэт» компании «Лайн энхили». И, собственно, я была первым человеком, который в России стал играть на электрической арфе. Я стала эндорсол…(?) «Лайн энхили», за что им чрезвычайно благодарна. Опять же, я очень благодарна им за то, что они в меня поверили. Когда я прислала им свое резюме, когда я прислала им послушать свою музыку, они сказали – да, ты достойна, как арфистка, быть лицом электрической арфы в России.

- Вас можно с этим поздравить.

- Спасибо большое.

- Агроном спрашивает. Здравствуйте, Наталья, в первую очередь, хочется поздравить вас с рождением дочки. Хоть и немного запоздало. Пожелать ей быть такой же красивой и обворожительной, как вы.

- Она очень милая, спасибо.

- С этим и будет связан мой вопрос. Повлияло ли материнство на вас, как на творческую личность? Стали ли вы сочинять больше или меньше? И как это отразилось или, может быть, еще отразится на творчестве группы «Мельница? Спасибо.

- Ну, пока что я сочиняю меньше. Потому что у меня меньше времени, которое я провожу в одиночку. Потому что для того, чтобы что-то написать, мне нужно несколько часов провести в одиночестве, как бы погрузиться вот в какой-то бульон, который у меня в голове варится, самой вот туда влезть, ото всех закрыться и вылезти в итоге с песней. Поскольку сейчас у меня не так много времени на это, поскольку дочка практически все время со мной, писать я стала меньше. Но, видимо, через некоторое время это все-таки как-то устаканится и изменится. Что касается качественного аспекта, не знаю. Не знаю, мне сложно сказать, потому что я в данном случае очень субъективна. Потому что у меня сейчас есть песни, которые связаны с ребенком, и которые вообще никакого отношения не имеют к ребенку. Так что когда мы уже начнем с ними работать в студии, тогда мы и посмотрим.

- Здравствуйте, Хелависа, скоро начинается ваш концертный тур в поддержку нового альбома. Скажите, есть ли у вас любимые города, где вы любите выступать, где вас лучше всего принимают и куда вы ездите с большей охотой?

- На самом деле мы с удовольствием везде ездим. Но есть действительно города, где, к примеру, очень симпатичные залы, комфортные. Или особенно восприимчивая публика. Так, например, мы очень любим Самару. Там замечательная публика, очень тонкая, очень веселая и зал хороший, кстати. Мы очень любим Екатеринбург и Челябинск. Екатеринбург и Челябинск просто соревнуются на наших концертах в ритмичности, потому что уральцы – какой-то на диво ритмичный народ, они всегда хлопают куда надо. И лично я страшно люблю ездить на юг России, в Краснодар, в Ставрополь. Потому что моя семья оттуда родом и я просто очень люблю смотреть на лица людей. Потому что все такие симпатяги, все такие ясноглазые, скуластые, улыбки хорошие. Мне очень приятно. Короче, мне очень приятно смотреть на людей, похожих на меня саму. Потому что в Краснодаре стоишь на сцене и смотришь, ну, как в зеркало просто. Это очень тепло.

- Хватает у вас времени город посмотреть?

- Практически не хватает. Очень редко.

- Что хотелось бы посмотреть? Где хотелось бы остаться на какое-то время?

- Сейчас подумаю. Мне бы хотелось провести хотя бы несколько дней в Кисловодске, чтобы съездить поближе к Эльбрусу, на Машук. Это мои чисто кавказские заморочки. Я бы с удовольствием осталась подольше в Калининграде. Потому что очень интересный город. И в Киеве я бы, конечно, задержалась. Потому что у меня тетка там живет, там малолетний троюродный племянник есть, которого я еще не видела. И вообще город посмотреть, потому что я, к сожалению, там никогда не была и всегда хотела.

- Спрашивает Тамара. Правда ли, что в вашей жизни и карьере сыграл определенную роль писатель Игорь Рева?

- А кто это?

- Спрашивает Шаня. Наталья, когда вы успеваете так много всего? Доченька без мамы не скучает? Надеюсь когда-нибудь услышать вас вживую. В этом году не планируете подальше гастролировать – Новосибирск, Барнаул? Очень люблю ваше творчество. Спасибо за труды.

- Про Новосибирск, Барнаул и прочее я уже сказала. К сожалению, пока все в подвешенном состоянии. Дочка, конечно, скучает. Каждый вечер, когда я прихожу домой с репетиции, она меня очень ждет. Она слышит мой голос из прихожей, где бы она ни была, начинает смотреть на дверь, пока я не войду в комнату. На самом деле просто сердце разрывается. Поэтому завтра будет такая разведка боем, ей впервые предстоит уснуть без меня. Я не знаю, как это будет. Надеюсь, что все будет хорошо. Но она очень сговорчивый ребенок, очень любит бабушку, няню, прабабушку вообще обожает. Прабабушка тоже Нина, как и она сама. Папу, естественно, она тоже очень любит. Поэтому слава Богу, что я не должна при ней находиться 24 часа в сутки. То есть я могу ее на несколько часов оставить с людьми, которым доверяю. Другое дело, что я не поеду, допустим, в недельный тур без нее. Когда у нас будут долгие туры, Нина будет со мной.

- Это с какого возраста примерно?

- Если все пойдет хорошо, мы начнем с весны. На юг – Краснодар, Ростов, Ставрополь, если все будет хорошо, я, видимо, поеду с ребенком. Я хотела отвезти ее в Краснодар. Там прекрасный климат, чудесная весна. Это будет апрель.

- Алексей спрашивает. Как вы думаете, существуют ли внеземные цивилизации?

- Существуют.

- Ваш любимый стиль в живописи?

- У меня несколько любимых стилей. Во-первых, я очень люблю итальянское Возрождение, я очень люблю Ботиччели, Кривели и Леонардо да Винчи, конечно. Я нежно люблю немцев Кранахов, Хольбайна, Дюрера, естественно. Даже не гравюры, а особенно акварели. В Вене в музее «Альбертина» совершенно чудесная коллекция дюреровских гравюр – там зайчик, сойки, какая-то травка растет. Совершенно волшебные, шелковистые акварели. Еще я люблю импрессионистов избирательно. Потому что, скажем, я очень люблю Моне, но практически не воспринимаю Сезанна. Ван Гога люблю по периодам. Больше всего люблю позднего. Пуантилистов, кстати, люблю. Сера – замечательный абсолютно. Из русских я люблю Васнецова и Константина Васильева. Еще люблю Эшера. Эшер – совершенно завораживающий художник. Я очень люблю живопись, мне всегда приятно ходить по картинным галереям. Я стараюсь ходить в любом городе, в котором оказываюсь. Испанцев я люблю. Причем испанцы такие хитрые, их везде очень мало. Но когда ты попадаешь в галерею Прада в Мадриде, ты ходишь там три дня подряд, и все равно ты всех их не увидишь. Потому что там-то они и есть, и там их настолько много. Ты ходишь и смотришь этого Зурбарана бесконечного, святых его Иеронимов и прочих.

- Вы любите дарить или получать подарки?

- Я очень люблю и дарить, и получать подарки. Я люблю красивые упаковки, подарки с какими-то ассоциациями с жизнью человека или с его личностью. Я всегда люблю делать чисто персонифицированные подарки.

- Ваш любимый жанр в кинематографе?

- Я люблю старые советские фильмы о войне: «В бой идут одни старики», «Щит и меч», «Подвиг разведчика», «Небесный тихоход». Еще я люблю фильмы Марка Захарова. А еще люблю такой кич. Скажем, раннего Рибли Скота или раннего Верховена, типа «Бегущий человек». Прекрасный фильм, я считаю. Там молодой Шварценеггер, совершенно великолепный сюжет. Все это сделано в жанре легкого трэша. Тарантино и Родригеса тоже люблю. То есть «Город греха» я смотрела три раза, и мне он страшно понравился, он очень красиво сделан и очень глубоко. Недавно я смотрела «Сумерки». Я считаю, что хорошо сделан фильм. Хотя мне сказали, что русский дубляж был совершенно чудовищный.

- Вокруг этого фильма такая суета была во всем мире.

- Мне кажется, что это связано в первую очередь с суетой вокруг книжки. Потому что книжки очень хорошие. Беда в чем? У меня такое ощущение, что традиция русского перевода у нас умерла. То, что было в России в ХХ веке, особенно в первой половине, когда переводами занимались такие гиганты, как Михаил Лозинский, этого сейчас просто нет. И меня периодически спрашивают: «Как ты можешь читать такую дрянь, как Гарри Поттер?» Я говорю: «Я никогда не читала Гарри Поттера по-русски, я все читала по-английски». Могу сказать, что это исключительно хорошо написанная книга, 100-процентно в традициях английской литературы, с отсылками к Диккенсу, Смоллетту, к английскому фольклору, к Кэрроллу и так далее. Это действительно очень интересно читать с точки зрения хорошей литературы. Практически то же самое я могу сказать о цикле ….., который тоже написан очень хорошим английским языком, с очень подробным изучением психологии, с массой библейских аллюзий и т.д. И этого всего тоже нет в русском переводе. Поэтому совершенно понятно, что русский читатель, читая издания «РОСМЭНа» «Гарри Поттер», «Сумерки» и т.д., плюется и говорит: «Какая гадость!» Это очень обидно. Это противно, обидно, и книги того не заслуживают, и, главное, читатель такого не заслуживает.

- Вячеслав спрашивает. Как вы находите источники вдохновения для своих песен?

- Как Анна Андреевна Ахматова: когда б вы знали, из какого сора растут стихи…

- Читатель спрашивает. Как появление Нины-Катрины повлияло на ваше творчество? А как она относится к вашим песням? Еще хотелось бы узнать о том, как началось ваше столь плодотворное сотрудничество с Татьяной Лавровой и Ольгой Лишиной? И ожидается ли пополнение в семействе ваших арф?

- Касательно влияния Нины на творчество я уже говорила. У нее есть несколько моих любимых песен, она очень любит «Невесту полоза», «Двери Тамерлана», «Шелкопряда» с нового альбома, «Кувшин». Она с удовольствием слушает, очень внимательно, прыгает на коленях. Что касается сотрудничества. С Татьяной Лавровой мы вместе учились на филфаке, очень давно друг друга знаем. И песня «Рапунцель», наш первый плод сотрудничества, была написана именно тогда, очень давно. С Ольгой Лишиной мы стали работать несколько лет назад. Сначала она была поклонницей группы «Мельница», писала стихи на форуме. Потом мы стали общаться в реальности. Первая песня, написанная нами в соавторстве, была «Ай, волна». И с тех пор мы регулярно работаем. Скажем, я придумываю какой-то сюжет, звоню Оле и говорю: у меня вот такой сюжет, накидай мне какую-нибудь рыбу. Она пишет нечто, присылает мне. Я смотрю на это, говорю: это все не годится, но теперь я знаю, как надо. И в итоге вырастает песня.

- Ожидается ли прибавление в семействе ваших арф?

- В данный момент пока нет. Но если я, наконец, соберусь продать «Азелис», то я, скорее всего, закажу мастеровую арфу у Райнера Турау.

- Празднуете ли вы 8 Марта? Знаком вообще вашему супругу такой праздник?

- Да.

- Что у вас происходит в этот день?

- У нас какие-нибудь цветочки происходят. Виновница торжества готовит вкусный ужин.

- Он был в курсе, что есть такой праздник?

- Когда он приехал в Россию, он, естественно, все выяснил.

- А 23 февраля вы его поздравляете?

- Да. Я считаю, что 23 февраля это день не только служащих Вооруженных сил России. Мне кажется, что можно поздравлять служащих и прочих Вооруженных сил. А муж у меня военный.

- Где можно будет приобрести альбом «Дикие травы»? Искал в Интернет-магазинах, и нигде нет возможности заказать до выхода альбома.

- Он же еще не вышел. Нет возможности предзаказов. У нас он пойдет в продажу прямо завтра. Можно будет его заказать.

- Нет ли у вас в планах приехать в Калугу с новой программой?

- Мы постараемся. На нашем сайте есть главная афиша. Как только у нас в точности подтверждаются даты концертов, мы там их выкладываем. Поэтому, дорогие товарищи из Калуги, Минска, Тулы, Воронежа, Караганды, Кирова, если вы не видите своего города на главной страницы «Мельницы», не спешите расстраиваться, не спешите бомбардировать нас личными сообщениями: «Отчего «Мельница» так не любит Воронеж?» Дорогие товарищи, мы ко всем постараемся приехать. Это все зависит не только от нас, но и от промоутеров на местах. Как только у нас подтверждается дата, данные о концерте появляются у нас в афише. Мы только сейчас потихонечку начинаем.