Лучшие CRM-системы для малого бизнеса

Начинающие предприниматели на определенном этапе развития своего дела оказываются в тупике: табличек Excel и журналов учета уже не хватает для работы с клиентами, либо эти инструменты и вовсе неэффективны с самого начала. Единственный выход для малого бизнеса — хорошая CRM-система, которая позволит упорядочить взаимодействие с заказчиками
Лучшие CRM-системы для малого бизнеса
Лучшие CRM-системы для малого бизнеса. Фото: pexels.com/Andrea Piacquadio

Сейчас на отечественном рынке ПО целая россыпь CRM-систем. С одной стороны — это здоровая конкуренция, ведь не только IT-гиганты выпускают свои продукты. Есть «сиэрэмки» от небольших компаний-энтузиастов, которые, может быть, более чутко понимают нужды малого бизнеса. Но разнообразие предложений означает еще и муки выбора для пользователя. А когда ты индивидуальный предприниматель, у тебя и так забот выше головы.

В 2022 году лучшие CRM-системы для малого бизнеса это не просто структуры, которые упорядочивают рабочий хаос и способствуют продажам. Самые удачные программы автоматизируют бизнес — его маркетинговую, финансовую и прочие части. Между собой программы отличаются функционалом, инструментарием, дизайном и ценой.

Выбор редакции

Fillin

Fillin

Система изначально разрабатывалась под нужды малого бизнеса. А он в 2022 году редко похож на офис в классическом понимании — все в движении, на ходу. Поэтому компания сделала большую ставку на проработку мобильного приложения. Шутка ли, но есть даже решения для смартфонов на Windows, которых сегодня уже стали раритетами в мире гаджетов. 

И тем менее, обстоятельный подход разработчиков радует. CRM интегрируется с сайтами и телефонией и даже картами от Google. Кроме классической воронки продаж, эта CRM способна отслеживать денежные потоки фирмы, служить таск-менеджером (расписанием задач для сотрудников). 

Создатели настолько прониклись чаяниями малого бизнеса в России, что не стесняются намекать, что финансовый планировщик CRM подходит и для двойной бухгалтерии. Мол, если реальные цифры не сходятся с официальными. Еще из интересного: невозможность удаления некоторых операций, чтобы сотрудники не смогли «смухлевать».

Официальный сайт: promo.fillin.app

Характеристики

Основное предназначениепродажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджер задач
Бесплатная версияесть, 10 дней доступа после одобрения заявки
Цена30 рублей в день за базовый набор инструментов
Развертываниевеб-версия в облаке и приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

Живое мобильное приложение, которое постоянно дорабатывается создателями. Подробная справочная база по приложению, в которой все расписано и отрисовано в картинках
Тарифная политика: за каждый дополнительный проект, склад, компанию и т.д. нужно доплачивать. Платная настройка CRM: 9900 или 49 900 рублей в зависимости от набора услуг

Топ-10 лучших CRM-систем для малого бизнеса по мнению КП

1. HelloClient

HelloClient

Программа сделана с прицелом на бизнес, который оказывает услуги. Причем продуман самый широкий набор вплоть до автомастерских, йога-студий и ремонта смартфонов. Интерфейс позволяет вести клиентскую базу, контролировать бухгалтерию и назначать задачи конкретным сотрудникам. 

Можно подвязать в CRM данные с онлайн-кассы. Вроде бы очевидная и нужная фича в 2022 году, но не все компании «утруждают» себя такими доработками. Продумана система для начисления зарплаты. Босс может установить «правила игры»: за какую сделку какие бонусы начисляются, а за какие действие полагается штраф.

Официальный сайт: helloclient.ru

Характеристики

Основное предназначениепродажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджмент сотрудников
Бесплатная версияесть, на первые 40 заказов
Цена9$ (720 рублей) в месяц за одну точку продаж
Развертываниевеб-версия в облаке и приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

Дешевле конкурентов за исчерпывающий набор функций в одном пакете. Разработана с учетом подробностей разных сфер малого бизнеса
Цена подписки жестко привязана к курсу валют. Управление услугами общее для всех филиалов компании: есть в каком-то из подразделений не оказывают какую-то услугу, ее нельзя скрыть именно в этой точке

2. Brizo CRM

Brizo

Огромный набор опций дизайнерам удалось упаковать в лаконичную оболочку этой CRM. Взять базовый функционал любой современной программы — управление продажами. В этой системе не только построена классическая воронка. Есть возможность работы с контрагентами, постановки задач сотрудникам, отслеживание рентабельности сделок, интеграции с почтовыми клиентами и виджетами сайтов. 

С бухгалтерией тоже все в полном порядке: все, кто любит копаться в цифрах, так сказать считать деньги, будут довольны. Фиксация кассовых разрывов, календарь платежей, бюджетирование. Простое выставление счетов. Если бы добавили еще и складской учет — получился бы идеал.

Официальный сайт: brizo.ru

Характеристики

Основное предназначениепродажи, финансовая аналитика, менеджмент сотрудников
Бесплатная версияесть, полный доступ на 14 дней
Цена5988 рублей в год на каждого сотрудника при разовой оплате
Развертываниевеб-версия в облаке и приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

Развернутая система финансовой аналитики компании. Интеграция с большим числом современных сервисов (IP-телефония, мессенджеры, планировщики и т.д.)
Функционал мобильного приложения урезан по сравнению с десктопной версией. Нет интеграции с банками

3. Бизнес.ру

Бизнес.ру

Раньше эта система называлась «Класс365». Но компания сделала ребрендинг, доработала функционал и сделала интересную CRM для малого и среднего бизнеса. Ее главное преимущество в максимальной адаптации функционала под российские законы в сфере торговли (ЕГАИС, обязательная маркировка, кассы). Сильную ставку разработчики делают на развитие клиентского онлайн-магазина. 

Система умеет составлять сметы, счета, принимать оплату, вести электронный документооборот. По сути, это больше чем CRM, это «экосистема»: полный набор сервисов в одном флаконе. Есть складской учет, можно настраивать дисконтную систему — зачастую этот важный аспект продаж упускают прочие игроки рынка. Для малого бизнеса есть демократичные тарифы «Касса» и «Касса+».

Официальный сайт: online.business.ru

Характеристики

Основное предназначениепродажи, финансовая аналитика, складской учет
Бесплатная версияесть, бессрочная, но с сильно урезанным функционалом или 14 дней с полным набором функций CRM
Цена425 — 5525 рублей в месяц при оплате за год (в тариф входит разное число сотрудников и доступ к дополнительным сервисам)
Развертываниевеб-версия в облаке и приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

Экосистема сервисов как потенциал для роста бизнеса. Создание шаблонов для обработки заказов
Перегруженный интерфейс — требует гибкой настройки под себя. В визуальном плане менее приятнее и удобнее, чем конкуренты

4. amoCRM

amoCRM

У компании есть пакетное предложение специального для малого бизнеса, особый тариф. Платишь сразу за год, но выходит дешевле, чем ежемесячное списание по подписке. В тариф входит в два раза больший лимит открытых сделок (до 1000 на аккаунт), чем в базовом плане. 

Как и подобает лучшим CRM, сервис умеет аккумулировать в воронку продаж заявки из почты, с виджетов сайтов, из соцсетей, чатов и телефонных звонков. Что особенно удобно для работы, это сбор переписки со всех почтовых ящиков. В систему встроен мессенджер. В теории, если не хотите внедрять новомодные Slack, Hangouts и прочие, дабы не плодить интерфейсы, можно пользоваться базовыми возможностями amoCRM.

Разработчики сделали удачный «автопилот» продаж: через систему можно отслеживать, как клиент реагирует на «подогревающие» предложения. Например, перешел ли он на ваш сайт после e-mail рассылки.

Официальный сайт: amocrm.ru

Характеристики

Основное предназначениепродажи
Бесплатная версияесть, 14 дней доступа после одобрения заявки
Цена499, 999 или 1499 рублей за каждого пользователя в месяц или спецтарифы для малого бизнеса
Развертываниевеб-версия в облаке и приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

Обширный функционал по настройке сделок. Сканер визиток в приложении
Жалобы от пользователей на неторопливую работу техподдержки. Функционал мобильного приложения урезан по сравнению с обычной версией

5. WireCRM

WireCRM

Разработчики CRM позиционируют WireCRM как конструктор. Интерфейс приложения действительно заточен под гибкую настройку рабочего пространства. Жаль, что дизайн для 2022 года выглядит скупо. Но работает система быстро. Чтобы настроить ее, нужно зайти в фирменный магазин модулей. Он напоминает современные магазины приложений для смартфонов (AppStore и Google Play). Выбираешь нужный модуль, скачиваешь и он появляется в твоей CRM. Модули бесплатные (с учетом того, что вы и так платите за всю программу), их около сотни. 

Из опций — все, что нужно лучшей CRM: детальный планировщик для сотрудников, учет клиентов, продаж и складских остатков. Есть автоматические инструменты для формирования не только счетов, но и актов, коммерческих предложений. Внутри CRM можно завести личный кабинет для клиента. Для малого бизнеса это вряд ли актуально, но возможность интересная.

Официальный сайт: wirecrm.com

Характеристики

Основное предназначениепродажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджмент персонала
Бесплатная версияесть, 14 дней доступа после одобрения заявки
Цена399 рублей в месяц за каждого пользователя
Развертываниевеб-версия в облаке, мобильное приложение

Плюсы и минусы

Настройка под свои задачи через магазин модулей. Хорошо работает даже на слабых компьютерах
Мобильные приложения заточены под работу с планшетами, а не обычными смартфонами. Не хватает развернутых инструкции для пользователей

6. LPTracker

LPTracker

CRM для малого бизнеса, который нацелен на активные и даже агрессивные продажи. Причем автоматизация тут по меркам 2022 года доведена до совершенства: сервис умеет запускать рекламу, звонить клиентам (голосовой бот) и отсеивать нецелевые заявки, чтобы персонал не тратил на них время. Есть даже «хакерская» опция: программа умеет находить номера клиентов, которые побывали на вашем сайте, но ничего не купили и ушли к конкурентам. 

CRM может автоматом раздавать задачи сотрудникам (например, сделать звонок по этой заявке), сохраняет базу контактов, можно вести календарь рабочих встреч и задач, делать заметки по каждому клиенту.

Официальный сайт: lptracker.io

Характеристики

Основное предназначениепродажи
Бесплатная версияCRM бесплатная для компании до 35 сотрудников, оплачиваются дополнительные функции — их полный набор доступен бесплатно 14 дней
Цена1200 рублей в месяц за одного пользователя с доступом ко всем дополнительным опциям с определенными лимитами
Развертываниевеб-версия в облаке

Плюсы и минусы

Мощный инструмент для телефонных продаж. CRM полностью бесплатная
Каждая дополнительная опция оплачивается разово, т.е. плата взимается за каждую SMS, идентификацию клиента, работу голосового бота. Есть жалобы на долгую работу техподдержки

7. Flowlu

Flowlu

«Сиэрэмка» с инструментами управления компанией в едином пространстве. Подходит для бизнесов, которые настраивают свои процессы в соответствии с философией Agile (новаторская система управление проектами, в которых постоянно происходит смена задач, приоритетов). 

Доска сделок в CRM простая и наглядная. Воронки можно создавать под каждый сценарий продаж. Есть система маркировки задач и сделок. Система подсказывает сотрудникам, что делать дальше. Разумеется, есть интеграция с телефонией, почтовыми клиентами и сайтами. 

На клиентов можно составлять довольно подробное досье. Хорошо выстроена система отчетов с возможностью оценить продажи по каждой из воронок.

Официальный сайт: flowlu.ru

Характеристики

Основное предназначениепродажи, финансовая аналитика
Бесплатная версияесть, с ограниченным функционалом
Цена1890 рублей в месяц за пять пользователей при оплате на год вперед
Развертываниевеб-версия в облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

Подходит для классического бизнеса и тому, что предпочитает работать по Agile. Детальная база знаний и оперативная поддержка в чате
Нельзя загрузить в систему свои шаблоны договоров. Нет интеграции с мессенджерами

8. Trello

Trello

В 2022 году это, пожалуй, самая богатая в плане функций бесплатная CRM для малого бизнеса. Платные опции тоже есть, но и без них небольшая фирма с легкостью может обойтись. 

Известен своими фирменными карточками текущих задач и проектов. Это называется метод «канбан». Его сейчас переняли и другие поставщики CRM, но Trello тут законодатели мод. 

У приложения открытый API («программный интерфейс приложения»), а значит если в команде есть программист, он может доработать систему под ваши задачи.

Официальный сайт: trello.com

Характеристики

Основное предназначениеуправление проектами, продажи
Бесплатная версияесть
Цена5-17,5$ в месяц за каждого пользователя при оформлении расширенного доступа
Развертываниевеб-версия в облаке и приложения для сотрудников

Плюсы и минусы

Большой набор шаблонов заполнения карточек. Обширный функционал бесплатной версии
Сильнее заточена на управление проектами, нежели продажи. Сотрудников, которые уже работали с классическими CRM, придется переучивать под Trello

9. Social CRM

Social CRM

CRM подойдет компаниям, большинство клиентов которых приходит из соцсетей. База данных довольно детальная. По ней можно отсортировать клиентов вплоть до конкретного товара, который они когда-либо приобретали у вас. На каждого покупатели устанавливаются напоминания. 

Работает с главными российскими соцсетями: позволяет установить на сайт виджет, через который гость автоматически сможет писать вам из удобной соцсети.

Официальный сайт: socialcrm.ru

Характеристики

Основное предназначениепродажи
Бесплатная версиянет
Цена899 рублей в месяц за одного пользователя
Развертываниевеб-версия в облаке

Плюсы и минусы

Не требует установки и долгого обучения: по сути это виджет для браузеров, который помогает продавать. Упрощает работу менеджеров в соцсетях
Нет воронок продаж. Исключительно под работу в соцсетях

10. RetailCRM

RetailCRM

Приложение поможет в конверсии лидов (потенциальных клиентов) из мессенджеров, соцсетей и других каналов в продажи. Идеален для сферы торговли. Есть алгоритм, который можно настроить таким образом, чтобы распределял заказы автоматом по нужным сотрудникам. 

Оффлайн-заказы также вносятся в систему. После в едином окне можно работать со всей базой. Можно разработать свою программу лояльности, дабы удержать клиентов. 

Интересно реализован раздел аналитики: там отображаются не просто финансовые поступления, а дробление на конкретные категории и товары, считывание конкретных продаж сотрудников, мониторинг финансовой эффективности.

Официальный сайт: retailcrm.ru

Характеристики

Основное предназначениепродажи, финансовая аналитика
Бесплатная версияесть, 300 заказов в месяц с ограниченным функционалом или 14 дней доступа к полной версии
Цена1500 рублей в месяц за одного пользователя
Развертываниевеб-версия в облаке или установка на ваш сервер

Плюсы и минусы

Удобная интеграция с сайтом и другими каналами продаж (интернет-«барахолки», соцсети). Менеджеры компании помогают интегрировать CRM под ваш бизнес
Акцент на инструменты для интернет-магазинов, для прочих сфер подходит хуже. Требует кропотливого изучения перед началом работы

Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса

Аббревиатура CRM расшифровывается как «Customer relationship management», что с английского означает «управление взаимоотношениями с клиентами». Сервис помогает регулировать бизнес-процессы. Прежде всего в части продаж услуг и работы над проектами. 

Лучшие CRM в 2022 году разработаны так, чтобы помогать компании в выстраивании долгосрочные отношения с клиентами, а менеджерам-продажникам закрывать больше успешных сделок.

Ценовая политика

Один из основополагающих аспектов в малом бизнесе. Когда каждая копейка на счету и предпринимателю за многое приходится платить из своего кармана, приходится тщательно подбирать ПО. Сейчас создатели CRM в большинстве случаев используют пакетную модель подписки, также как современные музыкальные и киносервисы.

С одной стороны, это удобно: платишь раз в месяц, частями, если это предусмотрено — можешь докупать нужные функции или убирать лишние. С другой стороны, модель подписки выгодна в первую очередь производителям. Она подсаживает фирму на свой продукт, делает зависимым от него. Компании-разработчики тоже делают деньги, а потому придумывают маркетинговые стратегии, чтобы вытащить из пользователя как можно большую сумму. Прежде всего тем самым навязыванием подключения дополнительных опций. Тут предприниматель должен держать ухо востро.

Часть CRM работают по модели, схожей с принципом баланса на телефонном счете. С баланса клиента за каждую услугу приложения, например, звонок, создание нового проекта, подключение сотрудника, со счета списывают деньги.

Перед покупкой CRM уточните, есть ли у поставщика акции и скидки. Например, при оплате от 3-6-12 месяцев и т.д.

Необходимый набор функций

Не всегда из рекламы CRM до конца понятно, что может система, а какого инструментария в ней не было и не появится. Тут в помощь бесплатная полная версия. При знакомстве обратите внимание на следующие аспекты:

  • Составление клиентской базы и ее настройка. Чтобы была возможность просматривать историю взаимодействия с покупателем, подбирать под него наиболее оптимальные предложения.
  • Аккумуляция заявок с разных ресурсов. Откуда в ваш бизнес приходят потенциальные клиенты? Почтовые рассылки, таргет на сайтах, соцсети и мессенджеры? Важно собрать в одном месте все каналы продаж для удобства работы.
  • CRM должна помогать менеджерам продавать. Подсказывать алгоритм действия и иметь функцию напоминаний.

Дополнительные полезные опции

Лучшие CRM-системы могут подбивать цифры: вести финансовую аналитику успешных сделок, поступлений, работу с бухгалтерией. Продвинутые программы помогают в начислении зарплат и выстраивания системы мотивации для сотрудников.

Интеграция с прочими сервисами

Сегодня даже малый бизнес для успешного функционирования вынужден использовать сразу несколько сервисов. Вести сайт, соцсети, рабочие мессенджеры, собственные приложения. Многие пользуются IP-телефонией для прозвона клиентов. Важно, чтобы CRM была адаптирована под работу с самыми популярными инструментами, которые использует ваша команда.

Популярные вопросы и ответы

На вопросы читателей КП отвечает директор компании SkySoft, которая внедряет CRM-системы, Дмитрий Нор.

Какие параметры CRM-системы для малого бизнеса являются основными?

— Основным является решение проблем того или иного бизнеса. Это ничем не отличается от внедрения CRM на крупных предприятиях, за исключением того, что для малого бизнеса можно стандартизировать функции CRM, потому что бизнес-процесс на малых предприятиях в целом похож, и нет нужд для индивидуальной разработки.

Бывают ли бесплатные CRM для малого бизнеса?

— Бесплатные CRM бывают. Их можно разделить на две категории. Первая — это CRM с открытым кодом. У них не слишком широкий функционал, но его достаточно для малого бизнеса, если тот не предъявляет высоких требований к ПО. Предлагаю попробовать внедрить их, а если не подошли, тогда переходить к следующему варианту. Бывают бесплатные версии платных CRM. Они созданы, чтобы ознакомиться с продуктом и понять какой функционал необходим именно для вашей компании, а потом уже можно покупать требуемый функционал.

Каковы основные ошибки при внедрении CRM-систем?

— Есть две основные ошибки: неправильный выбор CRM и неправильное ее внедрение. CRM внедряют, чтобы решить одну или комплекс задач малого бизнеса. Если вы интегрировали систему, но проблемы никуда не ушли, значит вы допустили ошибку. Проведите аналитику, что пошло не так. Если не получается найти корень проблемы, можно обратиться за помощью к специалистам.