Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Новости9 декабря 2011 16:17

В Петербурге на курсы русского записались десять гастарбайтеров и влюбленный египтянин

23-летнего новобрачного Мухамета Махмуда на занятия привела теща [аудио]

За детьми потянулись мамы

В Петербурге открыли курсы русского языка для гастарбайтеров. Бесплатный набор объявили в центре соцпомощи семье и детям Центрального района. На двухразовые, по паре часов, занятия в неделю записались десять человек с уровнем русского от нуля до среднего - киргизы, таджики, узбеки, азербайджанцы.

- Это не школа с оценками и зубрежкой, - говорит ведущий специалист отдела культуры райадминистрации Наталья Корель. - Язык преподают в игровой занимательной форме. Ученики старательные, но есть проблемы с посещаемостью. Бывает, приходят по двое. Курсы-то добровольные.

Детей мигрантов, так называемых “инофонов”, учат на базе школ. Собрали три группы по десять-пятнадцать ребят. За ними потянулись мамы, для которых со следующего года создадут отдельную группу.

А вместе с гастарбайтерами учится 23-летний египтянин Мухамет Рафат Салама Махмуд. Парень ни слова не понимает по-русски, но к знаниям тянется. Тем более за одной партой сидит с ним теща. Мухамет три дня назад женился на петербурженке.

- Ему выделили отдельный час, к такому ученику нужен индивидуальный подход, - пояснила Наталья Корель. - У Мухамета конкретная цель - общаться со своей русской семьей.

Курсы ведут пять специалистов учебного центра “Златоуст” - одного из немногих в городе, преподающих русский в качестве неродного и второго языка. А мигрант-просветителей и вовсе по пальцам пересчитать.

- Это особая область, - поясняет координатор курсов Анастасия Акулич. - Проблематикой мигрантов занимаются действительно немногие.

Низкая мотивация

И хоть в Ленинграде филологи еще шестьдесят лет назад преподавали русский язык как иностранный, “русификация” приезжей рабсилы по-прежнему на зачаточном уровне. Говорят, нет спроса.

- Трудовые мигранты в Петербурге достигли уровня удовлетворения базовых потребностей - безопасности и пищи для семьи, - говорит кандидат филологических наук и автор начального курса для приезжих “Мы живем и работаем в России” Анна Голубева. - Для саморазвития у гастарбайтера нет стимулов. Они работают по двенадцать часов. Голова, тело и душа не воспринимают информацию. Курсы курсами, но энтузиазм чиновников и общественных организаций при нынешних миграционных потоках ситуацию не изменит. Нужны юридические шаги. В первую очередь, запрет на работу без знания языка и тестирование при въезде в Россию.

Член общественно-консультативного совета при УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Станислав Голубев соглашается:

- Мы-то проблему понимаем, но полномочий на региональном уровне нет. Если введем тестирование по русскому, накажут за самоуправство.

СПРАВКА "КП"

Курсы русского языка для взрослых мигрантов оплачивает городской бюджет. В рамках программы “Толерантность” до 2015 года потратят девять миллионов рублей - по 1,8 миллиона в год. Каждой районной администрации соответственно перечисляют на год по сто тысяч рублей. Норматива на учеников пока нет.

“Русификация” детей мигрантов, так называемых “инофонов”, до 2015-го обойдется Петербургу в пятьдесят миллионов рублей. На обучение неродному языку в школах потратят двадцать пять миллионов за четыре года. Столько же - на закупку учебно-методических комплексов из букваря, рабочей тетради, разговорника, игрового тренажера, сборника рекомендаций для педагогов и преподавание инофонам истории и культуры Санкт-Петербурга.