Валерий Гергиев обменялся с Путиным комплиментами

Дирижер похвалил правительство за внимание к культуре, премьер ответил благодарностью за концерт в Северной Осетии
Валерий Гергиев специально прилетел на прямую линию с Владимиром Путиным из Испании

Валерий Гергиев специально прилетел на прямую линию с Владимиром Путиным из Испании

Фото: Тимур ХАНОВ

Владимир Путин сегодня отвечает на вопросы россиян. Кто-то звонит на прямую линию по телефону, кто-то подходит к микрофонам на уличных площадках. А в студии, в которой премьер-министр общается с народом, собрались известные люди. Один из них – руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Он специально прилетел в Москву из Испании, где его труппа сейчас на гастролях.

- Но не только ради разговора с Путиным, - объяснили в театре поездку своего руководителя в столицу. - У него были там еще какие-то дела. Потом сразу же вернется в Европу. Насчет того, что маэстро должен общаться с Путиным, конечно, мы в театре знали. Но что конкретно он хочет сказать, он нам не сообщал. Конечно, о культуре, о чем же еще говорить Валерию Гергиеву?

И правда, когда дирижер получил микрофон, он говорил именно об этом:

- Владимир Владимирович, за вами карта огромной страны. Отдельное вам спасибо за то, что она такая огромная и могучая. Это первое. Я сам вырос в Осетии, поэтому у меня есть причины говорить то, что я сейчас говорю. Второе – я живу в Петербурге и возглавляю крупнейший театр. Хотелось бы рассказать вам короткую историю. Величайший русский композитор ХХ столетия Сергей Прокофьев подарил Мариинскому театру партитуру балета «Ромео и Джульетта», ныне это знаменитейшее произведение. И после весьма успешной премьеры неожиданно встретился с человеком, который его остановил и одернул: «Вы композитор Сергей Прокофьев?» - «Да». – «Я слышал ваше произведение. Безобразное. Мне страшно не понравилось». Но хочу сказать, что Сергей Прокофьев после сочинения «Ромео и Джульетты» сочинил еще огромное количество очень знаменитых произведений. Это и «Война и мир», и «Пятая симфония». Почему я утруждаю сейчас всех, вспомнив это? Россия – это не только страна нефти и газа, это еще и страна величайших писателей, поэтов, композиторов. Доверяйте своему инстинкту! И мне очень импонирует, что наш разговор сегодня не идет вокруг удач или неудач «Единой России», а идет разговор о России. Вот за это второе спасибо.

- Валерий Абисалович, вам спасибо за поддержку, мы с вами давно знакомы и дружим, - ответил Путин. - Вы сейчас сказали про Прокофьева, про его музыку к балету «Ромео и Джульетта». Это очень хороший пример того, как все быстро меняется и оценки меняются. Вы помните, наверное, когда эта музыка была представлена зрителю, то некоторые очень известные и очень авторитетные люди в этом мире сказали: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». И вот с тех пор очень многое изменилось. И оценки изменились. И так же в нашей жизни очень многое меняется. Я думаю, многое из того, что мы делали недавно и делаем сегодня, все-таки будет получать объективную оценку в будущем. Надеюсь на это. Для этого мы и трудимся, чтобы реально изменить ситуацию к лучшему.

Что касается Петербурга, я его люблю так же, как и вы. Я там родился, это моя малая родина. И, конечно, не забываю про другие регионы, и буду делать все для того, чтобы Питер поддержать. Вы упомянули про деятелей культуры вообще, а здесь вот кто-то сказал о библиотекарях, о работниках культуры в регионах. Это крайне важная тема. Потому что это очень важная составляющая нашей жизни – эти люди, их работа. Они, конечно, нуждаются в поддержке. Они по уровню зарплаты сегодня на одном из самых последних мест. Я вчера только на эту тему говорил с министерством финансов, дал поручение посмотреть, что можно сделать дополнительно в этой сфере. И очень рассчитываю, что такие предложения будут подготовлены. Мы, безусловно, в этом направлении будем двигаться, будем искать дополнительные возможности федерального и региональных бюджетов, чтобы эту категорию работников поддержать. Так же, как и тех, кто работает в дошкольных детских учреждениях.

- Огромные свершения уже налицо, - откликнулся Гергиев. - Например, Петербург сегодня перестал загрязнять Балтийское море. Об этом мало кто знает.Я вчера был в Финляндии, только об этом и говорили – что Петербург сейчас, оказывается, едва ли не… Просто сбросы в Балтийское море, очень больное море - для нас это страшно важно. Оказывается, «Водоканал» и его глава Кармазинов смогли за буквально пять-шесть лет добиться того, чтобы финны завидовали. И мы это знаем, это так. А с другой стороны, я знаю о том, что Новосибирск, крупнейший российский центр, не имеет концертного зала. Я знаю, что до 2018 года появятся стадионы - шикарные, современные, мощные. Пусть у каждого стадиона или на каждый один мощный стадион будет шикарный концертный зал. Кстати, он не может стоить больше миллиарда рублей. Он будет шикарный, мирового класса. Если он стоит больше, считайте, что вас уже начинают обманывать. Вот такой совет практический.

- Как сейчас идет реконструкция Маринки? – поинтересовался у дирижера премье-министр.

- Мне кажется, через полтора года самое позднее, в Петербурге, в одной из культурных европейских столиц, будет комплекс, который не уступит, по крайней мере, по мощи своей, по размаху, ни одному американскому, или китайскому, или японскому, - гордо ответил Гергиев. - Мы еще десять лет назад безнадежно отставали. Мне кажется, здорово, что правительство и вы тогда поддержали строительство второго театра. Потому что, кроме Парижа, ни один город в мире не имеет два совершенно разных здания под единой дирекцией и, мне кажется, Петербург от этого выиграет. Спасибо, что и сейчас вы поддержали. Я пришел сюда не комплименты делать и благодарить, я даже не знал, о чем буду говорить, но вот, мне кажется, забывая о том, что и Петр Великий, и Екатерина Великая, да и в ХХ столетии создавались такие культурные сокровища или создавались такие сокровищницы, мы еще и поэтому во всем мире сегодня себя чувствуем уверенно. Хоть у нас ядерная мощь… Но и поэтому тоже – здорово, что мы так развиваемся, правда?

- Валерий Абисалович, не переманивайте, пожалуйста, из Большого театра ведущих артистов, - покосился на сидящего в зале директора Большого театра Путин.

- И наоборот тоже, ладно? – усмехнулся Гергиев. - Из Большого ушли балетные танцовщики, я думаю, они туда же и вернутся. На самом деле, Мариинский театр самодостаточен, но самое главное, чтобы обратили внимание, и вся Россия об этом может сегодня задуматься: мы в Петербурге выступаем 530 раз в год!

- Я знаю, что вы восстановили концертную деятельность по территории России, - напомнил премьер.

- Да, у нас где-то десять-двенадцать регионов только в рамках Пасхального фестиваля. Это, пожалуй, самая интересная часть нашей работы.

- Я помню, как вы вместе с оркестром приехали в Южную Осетию и выступали на развалинах. За это вам отдельное спасибо.