2015-06-02T04:07:23+03:00

Эксперт: "Ребят с Ан-2 могла сгубить не мистика, а отчаяние"

Петербургский инструктор по горному туризму Евгений Буянов расследовал загадочное исчезновение на Северном Урале студенческой группы
Поделиться:
Комментарии: comments31
Евгений Буянов: "В Северном Урале ничего загадочного, только суровость".Евгений Буянов: "В Северном Урале ничего загадочного, только суровость".Фото: Илья СМИРНОВ
Изменить размер текста:

Одиннадцатого июня в Свердловской области бесследно исчез Ан-2. Самолет и тринадцать человек искали, в основном, южнее города Серова, откуда вылетел борт.

Предполагают, что Ан-2 добрался до таинственного перевала Дятлова на севере области (подробнее здесь). Его назвали по фамилии руководителя группы студентов-туристов, которые в 1959 году погибли на перевале у подножия горы Холат-Чахль. Девятерых нашли с переломами ребер и черепов, полураздетыми, замершими, без глаз, языка и лиц. За трагедией с группой Игоря Дятлова последовали легенды и мифы, от нападения снежного человека или НЛО до ядерных испытаний. Современная группа исследователей, в которую входил инженер-физик Российского института радионавигации и времени в Петербурге и мастер спорта СССР по туризму Евгений Буянов, отмела таинственные версии. По мнению специалистов, ночью палатку придавила небольшая лавина. Разброс тел и повреждения объяснили судорожными попытками спастись, вытащить раненых и разжечь костер ниже по склону.

В мистику Евгений Буянов не верит.

- Холат-Чахль назвали горой мертвецов после исчезновения группы Дятлова, - пояснил он. - Местные знают ее как Лысую. Гору “Отартен”, куда двигались студенты, тоже неверно переводят как “Не ходи туда”. Я полностью изучил уголовное дело. Аборигены не упоминали о девяти погибших во время всемирного потопа манси. Не верят они, что местность требует жертв и забирает жизни. Десятки туристических групп проходят по маршруту Дятлова. Тропы, горы и перевал знакомые и популярные, никакой загадочности.

По словам специалиста, слухи о повышенном уровне радиации на Северном Урале тоже сильно преувеличили. Радиологическая экспертиза тканей и органов погибших в 1959-м превышение не показала. “Фонила” только одежда.

- По моим данным, источником радиации была грязь верхних слоев почвы из-за выпавших осадков при испытаниях на Новой Земле, - считает Евгения Буянов. - Таинственности перевалу добавляли огненные шары, которые здорово пугали поисковиков. Но их свидетельства по минутам совпадали с пусками ракет Р-7 с космодрома “Байконур”. Их апогей больше тысячи километров. При полете выглядели как кометы. Сторонние помехи радионавигационному оборудованию “кукурузника” Евгений Буянов исключает. В районе, в котором предположительно пропал самолет, аномалий нет.

Площадь поисков Ан-2 постоянно расширяют.

Площадь поисков Ан-2 постоянно расширяют.

- Насколько мне известно, в момент исчезновения Ан-2 никаких аномальных явлений вроде особых магнитных бурь не фиксировали. Я скорее предположу форс-мажор в состоянии пилота и пассажиров. Неподготовленному человеку в тайге очень тяжело. От “населенки” далеко, порядка ста километров. Ориентироваться непросто, особенно без карт и знаний. Обычно идут по долинам рек. Они обязательно приведут к поселениям. Несмотря на лето, район суровый. Ночами температура может упасть до нуля. Мы в августе вымокли под дождем и запросто могли замерзнуть из-за холодного ветра.

Отчаяние ускоряет гибель. Но выжить все-таки возможно. Практика показывает, что в условиях гор сильные духом выживают хоть с тяжелыми травмами. И месяц - не срок для отчаяния. Шансы на спасение есть, и немалые. Питания там - кедровых орехов и грибов - хватает. Много ручьев, рек и озер с питьевой водой. Дикого зверья в избытке, но человека сторонится. Когда мы расследовали гибель группы Дятлова, видели следы медвежьих лап и кучи помета на тропах.

Евгения Буянова не удивляют безуспешные поиски с воздуха:

- Палатку и тела группы Дятлова самолеты тоже не нашли. В тайге за деревьями трудно что-то разглядеть. Мешают высокая скорость и небольшая площадь обзора. Леса, кстати покрывают склоны гор метров на двести-триста. Не знаю, что бы я делал на месте экипажа и пассажиров. В критической ситуации действуют по ситуации. Уцелевшие могут быть привязаны к самолету и травмированным. В разделении на группы есть риск. Легче держаться вместе. Но, не исключаю, что кто-то ушел за помощью, а кто-то остался у Ан-2.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных