Общество

Мурманское судно отправилось на поиски каравеллы Виллема Баренца

Парусник «Меркурий», раздавленный льдами у Новой Земли, ждет своих исследователей
В честь Виллема Баренца названо море, город на Шпицбергене и острова у новой Земли.

В честь Виллема Баренца названо море, город на Шпицбергене и острова у новой Земли.

Научно-исследовательское судно «Алдан» (порт приписки – Мурманск) вышло из Архангельска, держа курс на Новую Землю. На его борту – ученые, водолазы и энтузиасты, изучающие историю освоения Арктики. Цель экспедиции – поиск каравеллы «Меркурий», на которой в 16 веке голландский шкипер Вилле Баренц пытался найти северный путь в Азию. Да-да, тот самый Баренц, оставивший свое имя морю, омывающему берега Кольского полуострова.

Инициатор и идейный вдохновитель экспедиции Дмитрий Кравченко – родом из Тюмени. Он - историк, штурман дальнего плавания, вице-президент Ассоциации путешественников. Кравченко заручился поддержкой Фонда содействия северным и арктическим территориям «Север - наш!», Архангельского краеведческого музея и администрации национального парка «Русская Арктика», на территории которого, у берегов мыса Спорый Наволок (остров Северный, архипелаг Новая Земля), предположительно и находятся останки «Меркурия». Здесь в гавани, прозванной голландцами Ледяная, и был раздавлен льдами в 1596 году их парусник. А экипаж во главе с Баренцом провел сложную зимовку.

Место, где погибла каравелла, известно довольно точно, ведь еще в 19 веке норвежская экспедиция Эллинга Карлсена нашла в Ледяной гавани хорошо сохранившуюся хижину Баренца, в которой были найдены посуда, медные монеты, настенные часы, мушкеты, алебарды, протазан, астрономические и навигационные инструменты, а также письменный отчет о зимовке, спрятанный в гильзе одного из мушкетов. А в 70-е годы прошлого века дно Ледяной Гавани исследовали с помощью металлодетектора, найдя в одном месте скопление металла. Предположительно, тут и лежит "Меркурий".

- Подъём со дна Баренцева моря частей затонувшего судна позволит российским учёным впервые реконструировать каравеллу эпохи великих географических открытий. По многочисленным гравюрам известно, как выглядели корабли XV — XVI веков, но точными сведениями об особенностях конструкции корпусов и технологии постройки судов, которые позволили человечеству познать весь земной шар, современная наука почти не обладает, - рассказывают участники экспедиции Кравченко. - Среди артефактов, затонувших вместе с кораблём на дне бухты Ледовая Гавань, — пушки, якоря, рынды и другое корабельное снаряжение.

- Наша задача найти останки каравеллы, определить их состояние, разработать методику подъема и консервации. А также отработать безопасную для памятника технологию расчистки от наносного грунта и поднять артефакты подтверждающие, что мы имеем дело с каравеллой XVI века, - сказал журналистам руководитель экспедиции Дмитрий Кравченко.

КСТАТИ

Виллем Баренц сумел блестяще организовать зимовку своего экипажа на Северной Земле. Голландцы пережили зиму практически без потерь, питаясь мясом песцов и белых медведей. А летом 1597 года на двух оставшихся от «Меркурия» шлюпках моряки попытались дойти до Кольского полуострова. Увы, сам Баренц умер в дороге, но его матросы сумели таки добраться до Колы. Они погостили две недели у местного воеводы Ивана Салманова. Того настолько поразил рассказ моряков, что в память об их невероятном путешествии он установил на Гостином дворе Кольского острога оба бота, на которых спутники Баренца пришли с Новой Земли. Сами голландцы вскоре вернулись на родину на одном из купеческих судов.