2018-04-02T17:13:21+03:00

Российские лифтовики разработали стратегию действий в чрезвычайных обстоятельствах

Третий Всероссийский съезд лифтовиков прошел в Москве 15-18 апреля
В работе съезда приняли участие более 500 человек.В работе съезда приняли участие более 500 человек.
Изменить размер текста:

В мероприятии, инициированном Национальным лифтовым союзом (НЛС), приняли участие президент Национального лифтового союза Владимир Котельников, депутат Государственной Думы РФ Валерий Селезнев, председатель Комиссии по строительству и ЖКХ «Опоры России» Евгений Шлеменков, представитель Евразийской экономической комиссии Дмитрий Щекин, начальник отдела оценки соответствия и аккредитации Министерства промышленности и торговли РФ Андрей Андреев, представители Министерства регионального развития РФ, Ростехнадзора, Росстандарта, Федеральной службы по аккредитации, а также лифтовых организаций со всей страны. Всего в работе съезда приняли участие более 500 человек.

Основа основ - безопасность

Еще до начала работы съезда многие его делегаты подчеркивали, что предстоящее мероприятие не просто традиционное подведение итогов. От съезда ждали разговора о самых насущных проблемах, в числе которых в первую очередь были обозначены такие, как отсутствие органа, ответственного за осуществление государственного надзора за соблюдением требований технического регламента, ликвидация института специализированной лифтовой организации, отсутствие собственно понятия «владелец лифта» и, как следствие этого, невозможность установления лица, ответственного за надлежащее содержание этого опасного объекта и его соответствие требованиям технического регламента. Также к числу проблем, требующих первоочередного решения, были отнесены отсутствие отлаженной системы и четкого порядка аккредитации организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию лифтов в течение назначенного срока эксплуатации и обследованию лифтов, отработавших свой срок службы, отсутствие порядка учета лифтов, требований к квалификации работников лифтовых организаций и порядка ввода лифтов в эксплуатацию.

Как видим, все проблемы, поднимаемые на съезде, в той или иной степени можно отнести к вопросу безопасности эксплуатации лифтов. А значит, к безопасности большинства населения.

Вместе - эффективнее

Особое внимание лифтовиков было сосредоточено на проблемах, связанных со вступлением в силу Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ».

С докладом выступает президент Национального лифтового союза Владимир Котельников.

С докладом выступает президент Национального лифтового союза Владимир Котельников.

Дело в том, что данный закон вывел лифты, эскалаторы и подъемники из-под действия 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и одновременно внес изменения в № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», повлияв тем самым на всю систему техрегулирования лифтовой отрасли.

Необходимость доработки ФЗ № 225 в части выработки единого порядка расследований несчастных случаев и определения правил оформления документов и извещения контролирующих органов после несчастного случая отметил в своем выступлении заместитель генерального директора АДС «СО Лифтсервис» Сергей Прокофьев. По его словам, для разработки этих и других поправок в Ростехнадзоре создана рабочая группа, в которую вошли представители Национального лифтового союза.

Профессиональное сообщество страховщиков на съезде представлял начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Александр Колесников. По его мнению, в законе не хватает четкого определения юридических границ понятия «лифт».

- Считать ли лифтом шахту, машинное отделение, приямок и так далее? - продемонстрировал возможные разночтения Дмитрий Колесников.

Также страховщики поставили вопрос о необходимости классификации происшествий на лифтах, что приведет к созданию более эффективной модели страхования.

В итоге, выслушав выступавших, делегаты съезда решили обратиться в НССО с предложением о совместном участии в разработке законодательных предложений, направленных на совершенствование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

Документация нуждается в доработке

Основное внимание в ходе работы третьего Всероссийского съезда лифтовиков уделялось обсуждению последствий введения Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Представитель Евразийской экономической комиссии Дмитрий Щекин ознакомил участников съезда с ходом выполнения плана разработки стандартов и введения кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), призванных обеспечить выполнение требований техрегламентов Таможенного союза.

Начальник отдела оценки соответствия и аккредитации Минпромторга России Андрей Андреев обозначил «подводные камни», о которых необходимо помнить в процессе подготовки документации. Так, в частности, представитель Минпромторга обратил внимание собравшихся на отсутствие института саморегулирования в Казахстане и Беларуси, вследствие чего в разработке документов Таможенного союза могут возникнуть определенные сложности.

А вот представитель Ростехнадзора Сергей Моисеев разделил обеспокоенность лифтовиков затягиванием принятия Постановления Правительства о надзоре за выполнением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Время активных действий

Итак, к каким же выводам при-шли участники съезда? Думаю, что определить это можно следующей фразой: пришло время активных действий. Ведь именно с этих слов начинается большинство пунктов резолюции, принятой по итогам работы съезда. Начать активную работу с уполномоченными органами предложено сразу по нескольким направлениям, таким как определение органа государственного контроля, ответственного за соблюдение требований ТР ТС «Безопасность лифтов», восстановление подкрепленного законодательно института специализированной лифтовой безопасности, ускорение принятия постановления, касающегося порядка ввода лифтов в эксплуатацию, ужесточение административной ответственности за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без допуска саморегулируемой организации и т. д.

Также в резолюцию были внесены решения о восстановлении системы обязательного повышения квалификации и аттестации специалистов лифтового хозяйства, разработке законодательных предложений, призванных усовершенствовать систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

Также было принято несколько организационных решений: об установлении в России профессионального праздника - Дня работника лифтового хозяйства и о проведении в 2015 году Международной выставки лифтового оборудования.

КСТАТИ

В настоящее время под эгидой Национального лифтового союза действует более 1500 специализированных лифтовых предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере лифтового комплекса. В них трудятся более 60 тысяч работников.

СКАЗАНО

Максим ЗВЯГИНЦЕВ, руководитель Комитета правового обеспечения Национального лифтового союза:

-Этот съезд - чрезвычайный, приуроченный к вступлению в силу 15 февраля 2013 года технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». Его почему-то разрабатывал Казахстан - страна со слабо развитым лифтовым комплексом. Странно, что российские специалисты не принимали участия в его разработке, ведь в нашей стране самый сильный лифтовой комплекс во всем Таможенном союзе. В результате в данном регламенте не отражено много очень важных моментов. Мы насчитали 19 таких проблем.

Юрий ПРОНИН: «Съезд лифтовиков не только обозначил проблемы, но и наметил пути их решения»

Своими впечатлениями от съезда мы попросили поделиться генерального директора лифтовых организаций ООО «Мегатех», ООО «Лифтовик», ООО «Лифтремонт», ООО «СаратовЛифтРемонт», полномочного представителя Ассоциации делового сотрудничества СРО «Лифтсервис» по Саратовской области, члена Координационного совета Приволжского федерального округа при Комитете регионального развития Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение лифтовых организаций», почетного работника ЖКХ Юрия ПРОНИНА.

- Юрий Владимирович, какие основные решения съезда вы выделили бы особо?

- Я считаю, что все семь пунктов, внесенные в резолюцию третьего Всероссийского съезда лифтовиков, равно важны и равно значимы для дальнейшей работы отрасли.

Поскольку только решение этих вопросов сможет в конечном счете обеспечить безопасную эксплуатацию лифтов.

- Может быть, тогда стоит остановиться подробнее на каждом из этих пунктов?

- К примеру, пункт первый: не определен орган, ответственный за осуществление государственного надзора за соблюдением требований технического регламента. Что это значит? Это значит, что система контроля за деятельностью лиц, на которые законодательством возложены обязанности по соблюдению требований ТР, отсутствует. Пункт второй - ликвидация института специализированной лифтовой организации влечет за собой риск заполнения рынка монтажа, пусконаладки, технического обслуживания и ремонта лифтов непрофессионалами.

Это вопросы, которые очень активно обсуждались. Этот законодательный вакуум явился прямым следствием введения нового Технического регламента Таможенного союза, исключившего действие преды-

дущего документа,в котором это все было указано.

Столь же опасна и третья проблема, обозначенная в резолюции, - исключение понятия «владелец лифта». К чему это может привести, все мы прекрасно понимаем. Если раньше управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и пр.,то есть организации, занимающиеся управлением недвижимостью и представляющие интересы собственника, являлись собственниками лифтов, т.е. по законодательству несли ответственность за безопасность его работы, то теперь такая ответственность не возложена фактически ни на кого.

- Но раз уж мы затронули тему непрофессионалов, в резолюции, насколько я знаю, есть еще один пункт, касающийся этого вопроса...

- Совершенно верно. Пункт четвертый, в котором обозначено отсутствие системы и четкого порядка аккредитации (уполномочивания) организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию лифтов в течение назначенного срока службы и обследования лифтов, отработавших назначенный срок. То есть инженерные центры, которые всегда выполняли эти виды работ, сегодня просто не аккредитованы. Сейчас ведутся переговоры с Росстандартом. А пока опять же существуют риски наводнения рынка оценки соответствия лифтов непрофессиональными организациями, не имеющими аккредитации для выполнения этих работ.

- Продолжая устанавливать причинно-следственные связи, чем грозит отсутствие порядка учета лифтов, занесенное в резолюцию пятым пунктом?

- В отсутствии статистики на местах, возможно, не столь явно прослеживается угроза безопасности, и тем не менее... Судите сами. Ростехнадзор сегодня не регистрирует лифты, не ставит на учет, и все, что касается статистических данных, их сегодня просто неоткуда взять.

А между тем, даже если рассматривать проблему в свете реализации того же 185-ФЗ, срок реализации которого, как вы знаете, продлен еще на три года, на сегодняшний день отсутствие статистики не дает возможности объективно оценить ситуацию на рынке. Становится непонятно, какие лифты требуют замены. А ведь это самое дорогостоящее оборудование в жилом секторе, и самостоятельно справиться с этим вопросом жильцы будут просто не в состоянии. Поэтому, используя средства Фонда реформирования ЖКХ, необходимо точечно, акцентированно выполнять работы по ремонту и замене лифтов.

А нынешнее положение дел грозит неразберихой: могут заменить те лифты, которым еще работать и работать, или, что более опасно, пропустить и не заменить те, срок эксплуатации которых вышел.

- И что же получается: как минимум 2013 год реализации 185-ФЗ для нас выпадает, во всяком случае по лифтам?

- Нет, безусловно этого мы допустить не можем. Так что пока существует этот правовой вакуум, Национальный лифтовой союз на добровольной основе взял эти функции на себя. Но этим вопросом необходимо заниматься очень активно, совместно с властными структурами.

И, кстати, чтобы завершить тему профессионалов на рынке лифтового хозяйства, необходимо упомянуть шестой пункт резолюции, обозначивший отсутствие требований к квалификации работников лифтовых организаций.

То есть теперь Единые тарифно-квалификационные справочники по нашей профессии недействительны, и кто завтра может прийти ремонтировать лифт в вашем подъезде, неизвестно. Может, слесарь с ключом Бако будет ремонтировать электронику и микропроцессорную технику. Абсурд, казалось бы? А тем не менее вполне реальная ситуация. И это тоже несомненная угроза безопасности.

Как, впрочем, и седьмой пункт - отсутствие порядка ввода лифтов в эксплуатацию. То есть сейчас строятся новые многоэтажные дома, монтируются лифты, а каким образом необходимо их вводить в эксплуатацию, нигде не прописано. Получается, что лифт есть, а пользоваться им по закону нельзя.

- Юрий Владимирович, но мы сейчас услышали проблемы. А намечены ли в ходе работы съезда пути их решения?

- Намечены. Более того, определена структура, которая будет путем обращения в Правительство РФ, в Государственную Думу заниматься постепенным заполнением этого законодательного вакуума.

- Даже догадываюсь, что это за структура...

- Совершенно верно. Это Национальный лифтовый союз, наше профессиональное сообщество.

- Еще один момент, бурно обсуждавшийся на съезде, - требования Федерального закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта».

- Согласно 225-ФЗ лифты должны страховаться. Однако при этом отсутствуют правила и методика расследования несчастных случаев и аварий на лифтах. Вследствие чего определить наличие или отсутствие страхового случая не представляется возможным.

Также остались тарифы для опасного производственного объекта. А раз лифт причислен к просто опасным объектам, то применять данные тарифы невозможно.

Вот и получается, что на основании 225-ФЗ, в том случае, если владельцы, которые, как мы помним, на сегодняшний день не определены, вдруг решат застраховать ответственность за нанесение ущерба третьим лицам, попадают в очень неприятную ситуацию. Страховой случай признать невозможно, деньги отданы неизвестно на что.

- Получается, выхода нет?

- Мы долго думали, какой выход можно предложить в этой ситуации, как же выйти из этого положения? Ведь в случае проверки Жилищной инспекции или органов прокуратуры у владельцев - управляющих организаций могут быть серьезные неприятности вследствие невыполнения федерального закона.

Так вот, наше сообщество рекомендует все-таки владельцам встречаться со страховыми компаниями и обсуждать эту проблему следующим образом. Страховать не ответственность за нанесение ущерба третьим лицам, а собственную ответственность. Как делаем, к примеру, мы, лифтовики, согласно 315-ФЗ «О саморегулировании». То есть любая управляющая компания, имеющая в управлении несколько домов, может застраховать свою ответственность на достаточно большую сумму с небольшой суммой платежа. И это выход из сложившейся ситуации. По крайней мере на ближайший год, пока не будут разрешены законодательные нестыковки.

- А кстати, насколько все-таки оптимистичен прогноз по урегулированию этих нестыковок?

- В принципе, даже сами пункты резолюции говорят о том, что, если все тщательно доработать, правового вакуума больше не будет. Система будет работать по-прежнему: статус специализированных организаций должен появиться, появится и надзорный орган, методика ввода лифтов в эксплуатацию будет сформулирована, отладится система аккредитации тех, кто проводит техническое освидетельствование лифтов в процессе эксплуатации и освидетельствование по истечении срока работы. Всем все станет понятно. И главное - определится владелец лифта, тот, с кем будут работать специализированные организации, тот, с кого можно будет спросить. Будет законодательно зафиксирована ответственность специалистов, и тогда возникновение опасных ситуаций на объектах можно будет гарантированно исключить.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: