Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
НовостиВ мире4 июня 2013 10:00

Что нового в Киркенесской декларации 2013 года

В Норвегии премьер-министры стран Баренцева региона приняли соглашение о сотрудничестве на ближайшие 20 лет.
Источник:kp.ru

Главные задачи, поставленные в «Соглашении о сотрудничестве в Баренц-регионе», подписанном 20 лет назад в Киркенесе, в основном выполнены.

- Это настоящий прорыв в отношениях между людьми, - так охарактеризовал человеческие контакты через границы на Севере премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на Баренц саммите.

Как и его норвежский коллега Йенс Столтенберг, Медведев высоко в частности оценил достигнутые соглашения по разграничению морских пространств, и безвизовый проезд для жителей пограничных районов Норвегии и Мурманской области.

- Этот порядок должен быть распространен на всех жителей Баренц региона, - подтвердили лидеры двух стран и отметили неуклонно возрастающий поток людей, пересекающих границы.

Медведев подчеркнул важность расширения возможностей пунктов пропуска, чтобы создать людям комфортные условия пересечения границы.

Сегодня участники саммита посетят пограничный переход между Россией и Норвегией, а пока в скромном зале заседаний отеля Thon, расположенном на самом берегу Варангер-фьорда руководители стран БЕАР подписали Киркенесскую декларацию-2. Как и ожидалось, основным ее содержанием стало внимание к экономическому сотрудничеству, то что называется от контактов к контрактам.

- Нужен финансовый инструментарий, который, в частности, поможет развивать государственно-частное партнерство, - сказал Дмитрий Медведев.

Окончательный текст новой декларации лидеры обсуждали до последнего момента. Российский премьер поделился, что ее активное обсуждение шло даже вчерашним вечером во время делового ужина. Говоря об экономическом сотрудничестве, все лидеры отмечали важность использования Северного морского пути.

- Несколько лет назад по Северному морскому пути перевозили 300 тысяч тонн грузов, сейчас четыре миллиона, в перспективе будет десять миллионов тонн ежегодно и больше, - уверены участники Баренц-саммита.

Кстати, тему транспортного сообщения между странами Евро-Арктического региона подняла и одна из юных участниц конференции - эколог из Карелии Анна Рыбалова. На пресс-конференции с лидерами БЕАР она задала простой и насущный для многих путешественников вопрос: «Почему, чтобы доехать из Петрозаводска до Тромсе, нам надо лететь сначала в Петербург или Москву? Ясно также, что отсутствие прямого транспортного сообщения между странами Баренц-региона создает колоссальные проблемы для бизнеса».

Ответ политиков был обнадеживающим, мол, руководители стран знают о проблеме отсутствия эффективной транспортной инфраструктуры. Увы, никаких конкретных обещаний премьер-министры не озвучили.

И вот, наконец, соглашение подписано. В нем частности, нашло отражение и предложенное российской стороной создание финансового инструментария для реализации экономических проектов. Так что дело за финансами!