Китайское правительство обдумывает возможность узаконить слежку за гражданами при помощи сотовых телефонов, чтобы быть в курсе передвижений 14 миллионов пекинцев 24 часа в сутки.
Система «эффективность поездок» была официально разработана для мониторинга за дорожным движением. Однако при ее помощи можно определять и местонахождение всех обладателей сотовых телефонов в Пекине.
Если проект «Информационная платформа передвижений граждан в реальном времени» будет одобрен, то власти смогут извлекать из сотовых телефонов, локальных сетей и спутниковых технологий слежения информацию о передвижениях владельцев телефонов. Обрабатывая эту информацию при помощи мощных компьютеров, они в любое время дня и ночи смогут определять местонахождение любого столичного жителя, имеющего сотовый телефон.
По мнению специалистов по сотовой связи, данный проект не имеет ничего общего с заботой о мониторинге дорожного движения и является грубым вторжением в личную жизнь китайских граждан.
Планы тотальной слежки за пекинцами появились в последние недели, когда после революций в арабском мире правительство испугалось, что «жасминовая» революция и в Китае. Пока им удается держать ситуацию под контролем и подавлять протестное движение в зародыше. Большие скопления людей в общественных местах и раньше вызывали тревогу у китайских властей, а сейчас, когда стало известно, какую роль в координации действий демонстрантов играет Интернет и сотовая связь, они вызывает состояние, близкое к панике.
Известно, что более 70% населения Пекина имеет сотовые телефоны. Только благодаря телефонам власти могут получать информацию о местонахождении 14 миллионов пекинцев. Если план будет одобрен на высшем уровне, то под наблюдение попадут пользователи всех трех крупных операторов сотовой связи: China Mobile, China Telecom и China Unicom.
В Пекине и раньше пытались проводить мониторинг дорожного движения, но делали это нерегулярно и в малых объемах. Городская администрация проводила такие исследования каждые пять лет, опрашивая 50 тысяч пекинцев о том, какими маршрутами они пользуются и ездят ли на машинах.
Однако в 2006-10 годах личный автопарк китайской столицы вырос с 2,86 миллиона машин до 4,76 миллионов. К тому же, в прошлом году стало известно, что население Пекина достигло 18 миллионов человек. Такой численности оно должно было, по прогнозам властей, достигнуть лишь к 2020 году.