Этнографическому музею сделали потолок из хрусталя

Плафон, разбитый бомбой во время войны, восстановили только сейчас
Петр Щедрин

Петр Щедрин

Фото: Тимур ХАНОВ

В Петербурге снова появилось чудо света, причем в прямом смысле - хрустальный плафон Мраморного зала Российского этнографического музея. Лучи солнца, проходя сквозь него, создают неповторимый блеск. Правда, почти семьдесят лет эта красота была недоступна: во время войны в здание музея попала бомба, и около трети хрустальных плиток разбились. Их заменили обычным матовым стеклом. Да и оно со временем покрылось грязью. - Сохранившиеся плитки пришлось долго отмывать, - рассказал технический директор компании-реставратора Петр Щедрин. - Сначала в обычных моющих средствах, потом во все более и более агрессивных. Плафон решили восстановить спустя шестьдесят лет после победы. Это оказалось делом долгим: целый год подбиралась технология изготовления хрусталя. Потом еще четыре года она доводилась до ума. - Изначально рисунок на хрустале делали с помощью пресса, - пояснил Щедрин. - Это очень дорогая методика. Поэтому мы заливали стекло в гипсовые формы. Всего на потолке 1536 плиток. Старые сохранили, насколько возможно. К сожалению, почти все были с трещинами из-за послевоенных реставраторов: те посадили стекло на очень твердую замазку, и нагрузки от стен передавались хрусталю. Нынешние мастера сумели склеить девять плиток из десяти. А остальные пришлось заменить новыми. Их можно отличить по чуть-чуть другому оттенку.

Лучи солнца, проходя сквозь него, создают неповторимый блеск.

Лучи солнца, проходя сквозь него, создают неповторимый блеск.

Фото: Тимур ХАНОВ

- Но если смотреть вертикально вверх, разницу не увидите, - сказал Петр Щедрин. - А если в косых лучах - немного заметно. Но со временем из-за окисления стекла нюансы сгладятся. Таких хрустальных потолков больше нет нигде в мире - работа считалась уникальной еще в начале прошлого века, когда архитектурными изысками удивить публику было сложно. А сейчас подобного вообще нигде не делают: вкусы строителей поменялись. Да и дорогое это удовольствие. Но в 1913 году заказчик - император Николай II - не скупился: зал задумывался в честь Александра III и должен был символизировать величие России. Все материалы и технологии были исключительно отечественными. Производители и поставщики - тоже. Не стал исключением и хрустальный плафон. Его делали на московской фирме «И.П.Хлебников, сыновья и Ко». Сейчас же плитки изготавливались в Петербурге. Восемнадцать изображений орлов в обрамлении Андреевских лент и дубовых листьев снова на потолке. И снова посетители музея будут часами простаивать в Мраморном зале, задрав голову вверх и любуясь чудом света.

Смотрите фотогалерею:

Хрустальный плафон Мраморного зала Российского этнографического музея

Хрустальный плафон Мраморного зала Российского этнографического музея