ЕГЭ по химии в 2024 году

Полезные советы

Елена Дармина
Автор КП

Общая информация

Как показывает статистика, ежегодно один из десяти школьников выбирает ЕГЭ по химии. Этот предмет не является обязательным для итоговой аттестации, как русский язык и математика.

Школьники сдают его по желанию, если планируют поступить в профильные вузы на специальности, где знания химии необходимы. Химию, как географию и литературу, сдают одной из первых – 26 мая. Также предусмотрена досрочная сдача весной.

Основные изменения в ЕГЭ по химии

В 2024 году изменений в структуре и содержании экзамена нет. Единственное нововведение - задания № 20 и 28 будут представлены на повышенном уровне сложности.

Расписание

ЕГЭ по химии проходит в три этапа. Досрочно сдать химию можно 10 апреля. Обычно раньше основного периода государственная аттестация проводится для выпускников прошлых лет, школьников, обучающихся экстерном, а также учащихся колледжей, если они решили сдавать ЕГЭ и поступать в вузы.

Если у ученика совпадают даты экзаменов (например, помимо химии он выбрал географию или литературу), один из предметов можно сдать в резервный день для него будет предусмотрена сдача одного из экзаменов в резервный день.

В основной период ЕГЭ по химии проходит 26 мая. Резервные дни основного этапа – 28 июня и 1 июля. Сдать экзамен в один из резервных дней можно по уважительным причинам, которые подтверждаются документально. В случае болезни – справка. Решение о назначении аттестации в резервный день принимает государственная

Задания

За три с половиной часа, которые отводятся на экзамен, школьник должен решить 34 задания: 28 из первой части (с 1 по 28) и 6 из второй (с 29 по 34). В первой части 18 заданий базового уровня и 10 повышенного, во второй части размещены задания самого высокого уровня сложности. В ЕГЭ по химии 2024 нет задач, где необходимо выбрать один правильный ответ. Во всех заданиях, где требуется найти верное решение из предложенных, нужно выбрать и дать минимум два ответа.

Во время экзамена школьники должны продемонстрировать умение анализировать химический текст. Это, например, предполагает знание не только валентности химических элементов, но и возможные результаты всех видов химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена, окислительно-восстановительные и кислотно-основные). Темы заданий охватывают всю школьную программу по химии: основы, неорганическая и органическая химия, методы познания в ней. Во второй части экзамена ученикам необходимо написать химические реакции на основе предложенных данных, а также решить задачи. Например, рассчитать долю примесей в описанной смеси.

Критерии оценивания

Написанный экзамен проверяется в два этапа: ответы первой части сканируются и обрабатываются на компьютере, а над проверкой второй части работает предметная комиссия. В заданиях из первой части ученикам необходимо дать ответ в виде правильной последовательности чисел. Во второй же части допустимо решение задач вариативными способами, при этом ответ может содержать до 5 элементов, перечисленных через запятую, где за каждый верный элемент выпускник получает балл. Всего за базовую часть можно максимально получить 36 первичных баллов, а за часть с заданиями высокой сложности – 20 первичных баллов. Затем эти 56 баллов переводят в 100-балльную систему.

Баллы

Минимальный балл ЕГЭ по химии, который нужно набрать, – 11 первичных, или 36 тестовых баллов.

Пересдача

Пересдача ЕГЭ по химии в случае получения «неуда» не предусмотрена – только в следующем учебном году можно попытаться еще раз. Возможность сдать экзамен в один из резервных дней есть у тех, кто не смог появиться в назначенный день во время досрочного или основного этапа, и на это есть уважительная причина. Например, это может быть плохое состояние здоровья (обязательно подтвержденное справкой от врача), чрезвычайная ситуация или ЕГЭ по нескольким предметам, назначенные на одну дату.

Каждый школьник имеет право подать апелляцию, если уверен в своей работе и хочет доказать, что заслуживает больше баллов. Подать апелляцию необходимо в течение двух рабочих дней после публикации результатов. Получив результаты ЕГЭ, нужно обязательно сверить набранные баллы и написанные ответы, потому что бывают случаи ,когда при проверке первой части работы машина засчитывает правильные ответы как неверные только потому, что не смогла распознать почерк ученика. Примеров, когда вместо ответа «1» компьютер засчитывал ответ «4», очень много. И апелляция – возможность исправить эту ошибку и поднять балл за экзамен.

Еще одна ситуация, когда можно подать апелляцию: если нарушения были допущены со стороны организаторов экзамена (например, не хватило бланков ЕГЭ). В этом случае подать апелляцию необходимо в тот же день, когда проходит ЕГЭ, не покидая место аттестации. Апелляционная комиссия рассматривает апелляцию, и если нарушения действительно были, то ученик получает возможность пересдать химию в резервный день.

Мнение эксперта

Наталья Гриднева, учитель химии (с. Гофицкое, Ставропольский край):

– Готовить учеников к ЕГЭ по любому предмету достаточно сложно, с этим все испытывают сложности. С химией в этом плане еще сложнее. Так как этот предмет далеко не простой, выбирают его выпускники, поступающие в вузы, где химия – один из профилирующих предметов. В сельских школах, где я преподаю, таких учащихся чрезвычайно мало. В среднем каждый год из 20 человек выбирают химию всего один или два ученика. Это позволяет уделять больше внимания каждому сдающему индивидуально. Со своими учениками я концентрируюсь больше на первой части ЕГЭ, так как задания там по сравнению со второй проще. Баллов за эту часть дают больше, поэтому рекомендую школьникам решать сначала первые 28 заданий, а потом уже приниматься за сложные.

Это еще важно потому, что они требуют, как правило, больше времени на решение и составление всех формул или написание реакций, чем те задания, где надо просто выбрать верные варианты ответа. Поэтому в первую очередь – как можно скорее, но и внимательно (внимательность вообще очень важна на ЕГЭ, из-за ее отсутствия дети совершают огромное количество ошибок), решить легкие задания, а затем приступить к задачам, требующим тщательного анализа и глубоких знаний как неорганической, так и органической химии. Последняя, кстати, по моему опыту, сложнее дается детям для понимания. Но и изучают ее поэтому в школьной программе уже в старших классах.

КП
Реклама О проекте