ГВЭ по русскому языку 9 класс
2020-2021

Что собой представляет ГВЭ по русскому языку в 9 классе, какие задания содержит и как оценивается экзамен, который сдают особые категории школьников, — в материале «КП»

Семен Пешкин
Автор
Ирина Капитонова
Учитель русского языка
Государственный выпускной экзамен сдают дети, которые находятся в особых условиях или имеют ограниченные возможности здоровья. То есть это те ребята, которые по объективным причинам не могут сдавать общий для всех ОГЭ. Например, ученики школ закрытого типа, заключенные, инвалиды. ГВЭ в 9 классе можно сдать либо письменно, либо устно. Ученик сам выбирает, в какой именно форме он будет сдавать экзамен, и зачастую выбор зависит от физических возможностей ребенка.

У ГВЭ по русскому языку для 9 класса есть несколько видов заданий. В основном они адаптированы к школьникам, у которых проблемы со здоровьем. Например, для слепых детей задания переводят на шрифт Брайля, а экзамен проходит в устной форме. Для участников с серьезными нарушениями слуха в заданиях не указывают звуки – такой ребенок просто не знает, что собой представляют те или иные звуки.

Задания

Девятиклассник может по выбору написать сочинение или изложение с творческим заданием. Если выбрал сочинение, то следующий шаг – выбрать тему. В 9 классе всего 4 тематических блока:

1) «Человек и окружающий его мир»;

2) «Человек среди людей: отношения и поступки»;

3) «Человек в мире Знания и Искусства»;

4) «Человек в мире профессий».

Для каждой категории сдающих экзамен условия заданий разные. Так, дети без физических ограничений должны написать сочинение объемом не менее 250 слов. Для глухих девятиклассников минимальный объем – 100 слов. Если ребенок напишет работу меньшего объема, эксперты могут просто не засчитать ее.

Школьник может написать изложение с творческим заданием вместо сочинения. Изложение пишется по тексту объемом 200–280 слов. Здоровые участники слушают текст и сжато излагают его, минимальный объем изложения при этом – 70 слов. Дети с расстройствами слуха читают текст сами и пишут изложение объемом от 40 слов.

Творческое задание – это ответ на вопрос по тексту для изложения. Нужно подробно объяснить собственную позицию, используя аргументы. Например, ученику достался вопрос о том, что такое счастье. В этом случае он может описать любые радостные моменты, которые были в его жизни. Также ребенок может вспомнить что-нибудь по теме счастья из прочитанных книг. Для здоровых участников минимальный объем творческого задания – 200 слов, а для участников с ОВЗ – 70 слов.
Есть еще третий вид задания ГВЭ по русскому языку в 9 классе – это диктант объемом около 200 слов. Его предлагают только ребятам с расстройствами аутического спектра.

ГВЭ по русскому языку можно сдавать устно. В этом случае участникам предлагают выбрать один из 15 экзаменационных билетов. В каждом билете есть текст и три задания к нему. В первом задании нужно осмыслить текст и придумать утверждение. Например, нужно кратко объяснить, в чем заключается основная мысль текста. Во втором задании нужно выделить какое-нибудь явление в русском языке, которое есть в тексте, например рассказать об омонимах. В третьем задании предложена тема по школьной программе русского языка. Надо кратко рассказать об этой теме и объяснить ее на примерах из текста. Так, ученику может достаться тема чередующихся гласных в корне.

Варианты

С вариантами ГВЭ ситуация необычная. В отличие от ОГЭ, где в каждом варианте задания однотипные, варианты заданий ГВЭ разрабатываются для каждой категории детей и нумеруются в зависимости от того, для кого они предназначены. Например, ребенку без физических ограничений достанется вариант, который начинается с цифры 1 или 4. У детей с серьезными нарушениями зрения номер экзаменационного варианта начинается с цифры 3 или 6.

Есть еще одна особенность ГВЭ по русскому языку в 9 классе: номер варианта зависит от того, какое именно задание выберет участник экзамена. Например, ученик с нарушениями слуха может выбрать между сочинением и изложением с заданием. Вариант с сочинением начинается с цифры 2, а вариант с изложением – с цифры 5.

Только школьники с аутическими расстройствами не могут выбрать задание – они пишут диктант. Номер варианта с диктантом начинается с цифры 7.
Читайте также
ОГЭ по русскому языку
Обязательный государственный экзамен — первый серьезный рубеж, которые приходится преодолеть любому школьнику. Так ли страшен ОГЭ по русскому языку? Давайте разбираться

Критерии оценивания по ФИПИ

В сочинении эксперты проверяют два аспекта: содержание и грамотность. Что касается содержания, то ученик должен качественно раскрыть тему, использовать аргументы и логично все объяснить. Чтобы эксперты засчитали грамотность, участнику нужно правильно расставить знаки препинания, соблюсти все грамматические и речевые нормы. Также в сочинении не должно быть фактических ошибок.

В изложении с заданием эксперты оценивают само изложение, творческое задание и грамотность. В изложении ребенку нужно применить методы сжатия текста, поработать над содержанием и смыслом. В творческом задании школьник не должен отклоняться от поставленной проблемы – ему нужно привести аргументы к собственному мнению. Грамотность проверяют так же, как и в сочинении.

Детям с аутизмом нужно написать диктант без ошибок со знаками препинания и нормами грамматики. Также эксперты проверяют соответствие фактам в тексте.

При устном ГВЭ по русскому языку нужно, чтобы ученик правильно понял текст, верно выполнил задание, привел нужные примеры. Также эксперты обращают внимание на логичность ответа.

Максимальный первичный балл за экзамен в устной и письменной форме – 17. Затем первичные баллы переводят в пятибалльную систему, где:

  • 0-4 первичных балла – оценка «2»;
  • 5-10 первичных баллов – оценка «3»;
  • 11-14 первичных баллов – оценка «4»;
  • 15-17 первичных баллов – оценка «5».
Мнение эксперта
Ирина Капитонова, учитель русского языка:

— Дети с ОВЗ – это особая, конечно, категория. Читая их работы, многие эксперты – учителя русского языка и литературы – плачут. Плачут потому, что многие дети с ограниченными возможностями воспитываются в специальных учреждениях. Многие из них – отказники, не имеют родителей. Они пишут в своих сочинениях о том, как хорошо было бы иметь маму. Как хорошо было бы обнять папу. Как хорошо было бы жить всем вместе, иметь общую крышу над головой. Такие работы открывают душу. Нормальный взрослый человек читать их без слез не может.

Конечно, подход к проведению экзамена проще. Но проще чисто практически. Морально детям все равно тяжело. Составители экзамена тщательно подбирают задания, ведь в противном случае задания могут ранить детей. Вместе со своим ответом на экзамене дети выкладывают, по сути, свою исповедь. Ребенок хочет излить все свои проблемы, чтобы их кто-нибудь прочитал. Ребенок никого не винит – это просто крик души. Его сердечная боль.

Бывают работы слабые. Иногда дети умышленно не хотят отвечать ни на один вопрос. Это, наверное, позиция подростка, который бунтует. И этот бунт выражается в нежелании вообще ничего писать. Ребенок просто сдает пустые бланки ответов – таких работ немало.

Еще бывает так, что некоторые ребята отказываются от особых условий и сдают уже ОГЭ или ЕГЭ вместе со всеми. И сдают очень даже хорошо.
Читайте также
ГВЭ по математике 9 класс
Чем Государственный выпускной экзамен по математике после 9 класса отличается от ОГЭ? Всем. Какие задания предстоит выполнить выпускникам и по каким критериям оценивается работа — разбираемся вместе с экспертами
Фото на обложке: Булатов Алексей
Иллюстрации: freepik.com

А как вы готовитесь к ГВЭ по русскому языку? Какие задания вызывают наибольшие затруднения? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda