Лучшие онлайн-курсы для детей

Мир постепенно переходит на дистанционное образование. В интернете можно найти множество занятий. Но как выбрать лучшие онлайн-курсы для детей? Эффективны ли они и что именно предлагается сегодня в качестве альтернативы учителям и репетиторам? Выясняем вместе с экспертами

  • Евгения Голицына
    Автор КП
  • Ольга Лысова
    Методолог и преподаватель курсов
    для детей 4-18 лет в области Computer Science
  • Мария Шумилова
    Основатель сервиса онлайн-занятий
    «Novator Kids» и домашней начальной
    онлайн-школы «Novator School»
  • Мария Полубелова
    Мама дошкольника, педагог
    дошкольного образования, автор проекта
    «Мама, поиграй со мной»
Современные технологии все больше меняют нашу жизнь. Порой это происходит незаметно, а бывает, что какие-то внешние обстоятельства дают мощный толчок для внедрения того или иного изобретения, которое, в свою очередь, полностью меняет, казалось бы, незыблемые вещи. Вот, например, режим самоизоляции, объявленный в 2020 году, полностью перевернул всю систему образования, переведя ее в виртуальный мир. Ученикам не нужно было ходить в школу — школа сама пришла в каждый дом в виде онлайн-обучения. Не покидая квартиры и общаясь по видеосвязи, дети проходили школьные темы, писали диктанты и контрольные, отвечали у виртуальной доски.

Сразу же у такой формы обучения нашлись как горячие сторонники, так и непримиримые противники, и каждый выдвигал вполне убедительные аргументы в защиту своего мнения. Дети тоже по-разному восприняли новшество: кто-то с восторгом (не нужно вставать ни свет ни заря, чинно и тихо сидеть на уроках), кто-то, напротив, затосковал по школьным приятелям и возможности вырваться из-под родительского контроля.
Так или иначе, новый опыт уже получен, и от перехода образования частично или полностью в онлайн-режим уже никуда не деться. И если не посещение школы, то всевозможные кружки, дополнительные курсы и личные занятия с репетиторами скоро будут казаться пережитком прошлого. Только вот хорошим или плохим — покажет время. А пока вместе с экспертом разберемся, как выбрать лучшие онлайн-курсы для детей.

Выберите курсы для детей

Курсы для детей 4−7 лет

Если поколению, рожденному в 70-80-е годы XX века, пришлось осваивать компьютер на специальных курсах, то нынешние дети начинают пользоваться цифровой техникой раньше, чем учатся говорить. Поэтому вряд ли у малышей возникнут сложности с восприятием информации онлайн. И если у родителей нет возможности водить (или даже возить) своих малышей в кружки или детские развивающие группы, для них подойдут многочисленные онлайн-курсы, заниматься на которых можно в любое удобное время.

Чему же может научиться ребенок онлайн? Конечно, не всему (вряд ли по компьютеру возможно постичь искусство игры на пианино или верховой езды), но многому. Например, иностранному языку.

Чем раньше ребенок начнет усваивать иноземную речь, тем лучше: его разум еще не загружен большим количеством информации, и постигать основы языка, да еще и в игровой форме, ребенку куда проще, чем взрослому. Также в раннем возрасте еще формируется речевой аппарат, и произношение, поставленное в детстве, будет куда лучше и намного легче дастся малышу, чем взрослому.
Чтение и счет. Такие курсы подойдут для малышей с 4 лет, которые только постигают эту премудрость. Они сделаны в виде забавных мультфильмов или интерактивных игр и помогают маленьким ученикам подготовиться к школе.

Рисование. Сложно найти ребенка, который бы не любил рисовать, поэтому подобные онлайн-занятия понравятся абсолютно всем детям. Чувство формы, построение композиции, выбор цвета — всему этому можно научиться на подобных курсах.

Курсы для детей 8−12 лет

И вот она — школа. Математика, русский язык, история, география, иностранный язык — все эти предметы один за одним добавляются в учебную программу с каждым годом. И если раньше, когда ученик не успевал по какому-то из них (чаще всего нелады у детей с математикой, правописанием и реже — с иностранным языком), родителям приходилось нанимать репетиторов или водить отпрыска на дополнительные занятия. Сегодня же образование стало куда более доступным именно благодаря многочисленным онлайн-курсам. Выбирайте один или несколько предметов, по которым хотите подтянуть своему сына или дочку, и вперед — к новым горизонтам знаний!

Еще в этом возрасте многие дети (особенно мальчики) начинают увлекаться программированием: учатся делать сайты, писать простые программы и даже создавать анимацию — этому тоже можно научиться онлайн.

Курсы для детей 13−17 лет

В этом возрасте ребята уже серьезнее относятся к учебе, да и школьные предметы становятся сложнее. В старших классах, помимо вышеперечисленных математики (алгебры с геометрией), русского и иностранного языков, камнем преткновения становятся химия и физика, а порой и биология. Зато многие школьники в последних классах уже определились с будущей профессии и стремятся углубить свои знания по выбранной специальности. Так, особенно востребованы среди учеников 8-11 классов онлайн-курсы по программированию, экономической теории, высшей математике, кибербезопасности. Ну и, конечно, нависший над ними как дамоклов меч ЕГЭ заставляет подростков (а чаще их родителей) подумать о подготовке к этому экзамену. Курсов, дающих будущим выпускникам знания и навыки сдачи ЕГЭ, также множество.

Сегодня практически любые знания можно получить онлайн. Больше не нужно сидеть в библиотеке над книгами или ездить на другой конец города к репетитору. Достаточно лишь включить компьютер — и вот, перед вами весь багаж мудрости, накопленной человечеством за тысячелетия. Любые языки, науки и виды искусства находятся стали доступны — лишь протяни руку и возьми.

Популярные вопросы и ответы

Какие курсы подойдут детям до 4-х лет?

Ольга Лысова, методолог и преподаватель курсов для детей 4-18 лет в области Computer Science:

— Для занятий удаленно, онлайн, дошкольникам до 4-х лет подойдут те же самые направления, которыми они занимаются очно. Это могут быть как курсы иностранных языков, так и прочие развивающие занятия, такие как рисование, программирование, лепка и другие. Но как и при записи ребенка на очные занятия, нужно учитывать следующие моменты.

Во-первых, квалификация преподавателя в работе с детьми дошкольного возраста. Для этого нужно лично познакомиться с преподавателем и 5-10 минут поприсутствовать на пробном уроке. По возможности контролировать запись каждого урока, чтобы в любой момент можно было посмотреть, чем и как занимаются на уроках. Во-вторых, уровень нужно понимать, что для некоторых дисциплин, ребенку до 4-х лет может не хватить усидчивости. И тут не нужно давить на малыша, лучше попробовать позаниматься очно или вернуться к онлайн-курсам чуть позже.
Обращайте внимание и на формат занятий. Для детей дошкольного возраста эффективными будут только занятия один на один с преподавателем по видеосвязи. При обучении онлайн дошкольникам совершенно не подойдут занятия в группах, обучение при просмотре видеозаписей уроков или решение заданий на специализированных платформах без кураторства преподавателей.

Мария Шумилова, основатель сервиса онлайн-занятий «Novator Kids» и домашней начальной онлайн-школы «Novator School»:

— Детям до 4-х лет подойдут любые интерактивные курсы. Важно, чтобы во время занятия ребенок участвовал в происходящем, а не просто смотрел и слушал как сторонний наблюдатель. В этом возрасте дети знакомятся с миром через игру, для них игра – это ведущий способ восприятия информации. Хороший педагог вводит игровые элементы в течение всего занятия. Еще один важный пункт – это смена заданий с учетом разных каналов восприятия. В какой-то момент занятия ребенок смотрит, потом активно играет, рисует, прыгает. Преподаватель обязательно продумывает уроки так, чтобы чередовались все возможные виды деятельности.

Мария Полубелова, мама дошкольника, педагог дошкольного образования, автор проекта «Мама, поиграй со мной»
:

— Дети раннего возраста неусидчивы. Здоровый любознательный ребенок в этот период активно исследует мир через движение и действия с предметами. Только такая деятельность максимально развивает ребенка. Кроме того, лет до 2-х источник звука и меняющиеся картинки будет отвлекать малыша от любых полезных действий. Поэтому больший смысл имеют курсы для родителей, которые учат правильно развивать детей до трех лет, например, в игре. А вот в 3-4 года допустимы занятия уже с ребенком, но обязательно при участии взрослого и с использованием предметов реального мира для обучения. Это могут быть, например, курсы по рисованию, игровые мастерские, математика для детей.
Читайте также
Мотивация ребенка к обучению
«Комсомолка» рассказывает почему дети так ждут Дня знаний, но через неделю вдруг начинают болеть и подсказывает как сделать так, чтобы у ребенка была мотивация к обучению

Какова продолжительность курсов для детей?

Ирина Савчук, учитель русского языка и литературы:

— Это зависит от возраста ребенка. Для средней школы подойдут короткие курсы (не дольше 1-2 месяцев), а вот старшие ребята вполне смогут осилить полноценные курсы длительностью в год.

Ольга Лысова:

— Продолжительность онлайн-курсов для детей может быть как 1-2 недели, так и до 5-7 лет, так же, как при обучении в очной музыкальной школе или школе рисования. Важно следить за тем, чтобы длительность одного урока не превышала 30 минут. Преподаватель должен смотреть по ребенку, комфортно ли ему заниматься две пары по 15 минут с перерывом в 5 минут, две пары по 20 минут или одну пару в 30 минут.

Мария Шумилова:

— По требованиям для дошкольных учреждений занятие с ребенком 3-4-х лет длится не более 15 минут, а дети в возрасте от 4-х лет и старше занимаются по 20-25 минут. Но если педагог правильно организовывает занятие, то длительность урока с ребенком от 3-х лет может увеличиться до 40-45 минут.

Вадим Филиппов, мастер спорта на игре го, кандидат в мастера спорта по шахматам, 2 дан и бронзовый призер России по сёги, методист, учитель игры го:

— Дети в этом возрасте энергичны, но уже начинают развивать усидчивость. Рекомендуемая длительность одного урока не более 20 минут. Это время ребенок способен удержать внимание на предмете, который ему интересен. Постепенно малыш привыкнет, и время может быть увеличено. В этом случае стоит делать перерывы на физические упражнения.
Мария Полубелова:

— Детям до 7 лет необходимо строго ограничивать просмотр любого контента с экрана. Не важно, что это: просто мультфильмы, анимированные обучающие ролики или онлайн-занятия. На протяжении всего дошкольного возраста время у экрана должно составлять не более 30 минут в день. Онлайн-занятия по продолжительности должны укладывать в эту рекомендацию. В обязанности родителей входит следить за состоянием ребенка. Если малыш устал, занятие надо прервать, чтобы сохранить интерес к предмету обучения. Это еще одна причина, почему полноценные онлайн-курсы с детьми затруднительны.

Есть ли бесплатные курсы для детей?

Ольга Лысова:

— В интернете можно найти бесплатные онлайн-курсы для детей. На YouTube есть много видеозаписей уроков, в онлайн-школах для детей существуют бесплатные пробные периоды.

Мария Шумилова:

— Можно найти много разных курсов и материалов, но всегда возникают вопросы, кто именно готовил эти занятия и каково их содержание. Чтобы выбрать качественный бесплатный курс для детей, родителем нужно либо очень хорошо разбираться в современных методиках преподавания, либо точно знать авторов-составителей. В противном случае есть большой риск навредить детям. Лучше, если родители обращаются к педагогам, которые тщательно отслеживают результативность занятий.

Мария Полубелова:

— Есть много ресурсов в сети с бесплатными развивающими играми для малышей, которые позволяют изучать цвета, геометрические фигуры, осваивать логику. Но гораздо эффективнее всему этому можно научить ребенка дома с использованием подручных материалов в простой предметной игре.

Эффективно ли детское онлайн-образование в целом?

Мария Шумилова:

— Онлайн-обучение может быть очень эффективным, в том числе для дошкольников. Главное, помнить, что дошкольник познает окружающий мир через игру, открытия и исследовательскую деятельность. Это значит, что педагог обязательно должен чередовать виды активности в ходе урока, использовать наглядные пособия, создавать интерактивные задания к каждому занятию и активно вовлекает ребенка в происходящее. Наиболее результативен следующий процесс обучения: ребенок увлеченно участвует в добывании знаний и самостоятельно ищет решение в созданной педагогом ситуации. Самое важное, чтобы педагог учитывал индивидуальные особенности каждого ученика, внимательно наблюдал за ребенком и своевременно давал родителям обратную связь.
Ольга Лысова:

— В целом детское онлайн-образование не уступает очному, если не забывать о специфике обучения в таком формате. Онлайн-курсы для детей дошкольного возраста и некоторые курсы для школьников доступны только в форме занятий один на один с преподавателем. Важно, чтобы ребенок мог попробовать занятия по тому или иному предмету, и после урока родитель вместе с преподавателем могли понять, можно ли продолжать обучение в онлайн-формате или вернуться к этому позже.

Вадим Филиппов:

— Ниша онлайн-образования развивается более 20 лет в условиях жесткой конкуренции, как внутренней, так и внешней. Такая ситуация обеспечивает высокое качество и клиентоориентированность продукта.

Информационные технологии одна из самых быстро развивающихся сфер экономики. Для современного поколения умение учиться онлайн стало естественным и необходимым для полноценной жизни. Получать знания и навыки сейчас стало удобнее через экран планшета.

Тут следует разделить образование и живое общение. Не стоит забывать, что интернет пока не может заменить живого человека. Поэтому малышу необходимо играть с другими детьми в реальном мире.

Ирина Савчук:

— Я считаю, что по-настоящему онлайн-образование подходит именно старшеклассникам, которые уже способны полностью концентрироваться на изучаемом предмете. А вот для ребят помладше ничто не может заменить живого общения с педагогом, и онлайн-занятия не принесут никаких плодов. Особенно для детей раннего возраста. Я уверена, что им подойдут только офлайн-курсы. Малышам очень трудно долго смотреть на экран — максимум они способны выдержать 15-минутную передачу.

Мария Полубелова:

— Для детей раннего возраста онлайн-образование может быть не просто малоэффективным, но еще и опасным. Злоупотребление такими занятиями способно привести к потере интереса к обучению и развитию зависимости от развлечений в сети. Что в свою очередь снизит интерес к реальному миру и спровоцирует обратный эффект — отставание в развитии.
Читайте также
Как правильно делать домашние задания с ребенком
В конце 70-х годов ХХ века Алла Пугачева срывала шквал аплодисментов, выходя на сцену с «Песенкой первоклассника». Вы наверняка помните: «Нагружать все больше нас стали почему-то…» Знала бы она, какова будет нагрузка на школьников 40 лет спустя! «КП» объясняет, как правильно делать домашние задания с ребенком
Фото на обложке: shutterstock.com
Иллюстрации: freepik.com

АО ИД «Комсомольская правда». 127015, Москва, Новодмитровская ул., дом 5А, стр. 8. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda