путешествия
На снегоходах по Алтаю
Записки участника беспримерной экспедиции

Леонид ЗАХАРОВ
Про Алтай мы точно знаем, что там красиво, там место силы и обитель шаманов. И еще там вход в Шамбалу имеется, но это не точно, потому что его никто не видел.

В самолете Москва — Горноалтайск обнаруживается подозрительный мужчина: одет как все, но уж больно необычная у него косичка с разноцветными ленточками, да и взгляд какой-то слишком пронизывающий — шаман, не иначе.

В аэропорту первым делом натыкаешься на ларек с шаманскими бубнами, амулетами и прочими чудесами.

Да еще и в описании маршрута сплошные страшилки: «Замок горных духов - один из загадочных природных объектов Алтайских гор. По преданию здесь обитают духи перевалов. Рядом с ним никогда не останавливаются местные пастухи: были официально зарегистрированные случаи смерти во сне. Ученые выяснили, что пласты скальника служат для местных ветров резонансной трубой, и созданный ею ультразвук вызывает резкие спазмы сосудов».

Пятизвездная тайга

Но есть в здешних краях места и поспокойнее, там можно спать без риска для жизни. И не только спать. Из Горно-Алтайска мы примерно за час добрались на машинах до курорта «Алтай Резорт». И это, я вам доложу, всем курортам курорт. Во-первых, дома невероятной красоты из алтайского кедра. Во-вторых, природа: со всех сторон эти самые кедры обступают.
Ходишь по тропинкам, топчешь мягкий снег, дышишь воздухом (он здесь тоже какой-то мягкий) и понимаешь: ну точно - место силы. Еще тут по полной используют все местные возможности для оздоровления: от каких-то сложных процедур с применением пантокрина до чаев из местных трав с медом, ягодами и кедровыми орешками.
Но есть и опасности. Я в первый же день по неопытности поинтересовался: а чем славится алтайская кухня? Хозяева оживились - прямо как администратор гостиницы в «Кавказской пленнице», которому Шурик сообщил, что приехал собирать местный фольклор, в том числе и тосты. «Очень хорошо, что вы об этом спросили,» - сказали мне. Через пару часов мы уже сидели у очага и поглощали: соленья разные, пирожки в ассортименте, вяленое мясо марала, колбасу из бобра, шурпу с мясом косули, ребра косули, приготовленные на мангале, ее же печень, жареную с луком... И совсем уж невидаль - жареная губа лося (по вкусу похоже на грибы, но с хрящиками).
Столько есть нельзя, это преступление против человеческого организма. А хозяева довольны, приговаривают: «Наедайтесь, ребята, завтра совсем другая жизнь начнется».

Начало другой жизни
Утром - на снегоходы. Дело, в общем, привычное. По Карелии мы ходили (в Кижи завернули по дороге), на Кольском полуострове северное сияние наблюдали, на камчатские вулканы взбирались. Даже до перевала Дятлова дошли, будь он неладен. В общем, любим мы зимние походы.

Но тут нам сразу сказали: оно конечно, ребята, опыт у вас какой-никакой имеется, уважаем, но тут Алтай, у нас свои особенности, так что поаккуратнее.

Начали по хорошей солнечной погоде. Мне отдельно сказали: ты, брат Захаров, если увидишь какое особо красивое место, не стесняйся, останавливайся, фотографируй, а мы подождем.

Первое особо красивое место попалось минут через 10 после старта. Сфотографировал. Минут через 15 — еще одно - даже покрасивее, пожалуй. А вот еще... Прямо хоть не смотри по сторонам.
Небо какой-то необыкновенной синевы, снег - не менее необыкновенной белизны, горы, скалы, какие-то каменные фигуры. Плюс тайга — вот прямо сказочная, по-другому не скажешь. Хотя фраза, конечно, затасканная. Но это уже, видимо, журналистская привычка: чуть что — фразу поэффектнее вставить. Допустим, остановились мы перед перевалом. Красивый снимок получается. Подпись, конечно: «Дальше — только вверх».

Взобрались на перевал, любуемся красотами сверху. Панорамный снимок. Подпись: «Выше — только небо». Ну и так далее. Нельзя нам без этого, работа такая. Так что вы лучше снимками любуйтесь, на подписи особо внимания не обращайте.
В общем, часа через полтора я смекнул, что если все красоты фотографировать, то до конца маршрута мы дойдем через пару недель, а у нас пять дней на все про все.

Двинулись в сторону высокогорной (около 2 км над уровнем моря) цепи Каракольских озер. Их семь, расположены каскадом, все связаны между собой ручьями. Ученые говорят, что они образовались из-за движения ледника. Летом в ясную погоду сверху можно увидеть все семь озер. Зимой не получается.

Стали на ночлег на нижнем озере. С виду и не озеро вовсе, а огромный заснеженный каток, разукрашенный следами наших железных коней. К вечеру вообще красота невероятная добавляется в виде ясного неба и молодого месяца.
Тут уже, конечно, не «Алтай Резорт»: и ужин попроще (но опять-таки не без местных деликатесов), и изба одна на всех. Спали на деревянных полатях в спальниках. Печка хорошая, но каждые полтора-два часа дров надо подбрасывать.

И сны странные снились (я вот свой даже пересказывать, пожалуй, не стану). Видать, надышались ребята горного алтайского воздуха.

Черно-белое кино
Вроде такой красивый вечер был, а проснулись — небо серое, ветер. Может, растянет, размечтались мы. Не растянет, поправили нас местные, теперь так до ночи. А то и на несколько дней.

По такой погоде, конечно, уже не та езда.

Метель разгулялась, как назло, перед довольно крутым перевалом. По свежему снегу надо идти след в след за инструктором, но заметает так быстро, что следа этого почти не видать. Кто-то сразу забрался наверх, кто-то застрял на склоне. Первые уж было обрадовались, почувствовали себя победителями, но ненадолго: остальных-то тоже надо вытаскивать. А это означает сначала пешком вниз по глубокому снегу, потом попотеть вокруг застрявшего снегохода, помочь развернуть его вниз (чтобы снова была возможность нормально разогнаться), а самому в это время пешком наверх. А наверху к этому времени ветер усилился, любые комбинезоны насквозь пробивает.
И что еще плохо в такую погоду: не пофотографируешь особо. Во-первых, не видать почти ничего. Понимаешь, что стоишь посреди невероятной красоты, а заснять ее не можешь. Во-вторых, если все-таки решился на съемку, пальцы уже через пару минут деревенеют на морозе. Вроде и не так уж холодно (градусов 15), но ветер... На Камчатке примерно так же было. Хотя, и в таких снимках что-то есть, пожалуй.

Вот такой вышины, вот такой глубины
Весь маршрут описывать смысла нет. Но про два места отдельно сказать стоит.

Главная вершина северо-восточного Алтая — гора Альбаган. 2618 метров. Близко к ней подобраться зимой непросто. Любовались издалека. Но в каком-то смысле оно, может, и лучше — масштаб понятен. Захотелось вдруг заказать себе футболку с надписью «Я видел Альбаган зимой. А чего ты достиг в этой жизни?»
Но кстати, уж если такую футболку делать, то на спине можно написать: «А еще я был в Каракокшинской пещере».

Попали мы в нее не с первого раза. Сначала из-за непогоды пришлось изменить маршрут, чтобы до темноты на базу попасть. Но как-то обидно — совсем ведь рядом были. На следующий день решили, что этот объект «заслуживает отдельной поездки» (так пишут в справочниках «Мишлен» про рестораны, отмеченные тремя звездами).

Чтобы в пещеру попасть, надо сначала спуститься по склону оврага, потом подняться наверх. Все бы ничего, да за ночь подвалило снега, весь этот несложный в обычных условиях путь пришлось проделать по грудь в этом самом снегу. Но красота — она ведь требует жертв, да?
Протиснулись внутрь. Что там? Сталактиты, сталагмиты, а я маленький такой, говоря словами бессмертной песни. Плюс очень скользко. Ну и холод, как полагается. Первый зал не очень большой, дальше узкие проходы, в которые не всякий еще и протиснется. Да сильно дальше без специального снаряжения и нельзя.

Раньше мне, когда в пещеры попадал, разные сказочные подземелья мерещились, замки злобных (почему-то) волшебников. Теперь поймал себя на мысли, что после фильма «Чужой. Завет» ищу глазами какие-нибудь фигуры, намекающие на то, что вот именно здесь, в этой пещере жизнь человеческая и зародилась. В какой-то момент решил даже, что нашел я такую фигуру. Подошел поближе — нет, показалось.
Хорошая пещера, сильно нас впечатлила. Мы ее вечером за ужином обсуждали. Кстати, ужины в этом нашем походе — отдельная песня. Уставшие, как говорится, но довольные, собираемся в избе после бани и начинаются беседы задушевные. Компания хорошая. Кроме сплоченной бригады отважных путешественников из «Комсомолки» - пара профессиональных охотников Паша да Саша, инструктор — ас снегоходного дела Алексей (он всегда первым шел, след прокладывал), еще один Алексей - чемпион мира по гонкам на квадроциклах (но и со снегоходами управляется будь здоров) и даже депутат Госдумы Александр Прокопьев (тоже заядлый охотник и рыбак, большой энтузиаст путешествий по родному Алтаю, ему отдельная благодарность за помощь в организации этой поездки).
Александр Прокопьев проникает в Каракокшинскую пещеру
Наш снегоходный гуру Алексей
Зовите нас просто: Паша, Леша, Саша

И остолбенели мужики...
И вот вернулись мы в «Алтай Резорт». Очень, надо сказать, странные ощущения — из тайги опять в комфорт (который нам просто роскошью показался): с мягкими постелями, электричеством, горячей водой. Ходить своими ногами мы за эти дни не то чтобы отвыкли, но идем и понимаем: а ведь на снегоходе как-то сподручнее было бы, пожалуй.

Такой вот походкой матерых снегоходчиков приходим мы вечерком в баню (и баня-то не такая, как у нас в тайге: с бассейном, джакузи). Заходим в парилку, там сидят двое отдыхающих, беседуют.

- Да, все-таки снегоходы - большое дело, - говорит один. - Трудно, конечно, но интересно.

- Это точно, - второй отвечает, - столько сильных ощущений. Настоящее мужское дело.

Посмотрели на нас и спрашивают:

- А вы, наверное, тоже со снегоходов?

- Точно, - говорим.

- А на сколько экскурсию брали — на час? На два?

- Да мы вообще-то на пять дней.

Как бы поточнее их реакцию описать? Если чуть переделать строку из не очень приличного стихотворения про Владимира Ильича, можно так сказать: и остолбенели мужики...

По дороге в Барнаул

Обратно мы через Барнаул летели. Решили, что неправильно будет не заехать в Сростки, на родину Василия Шукшина.

Летом тут приезжих много, особенно на Шукшинские чтения в июле, на день рождения Василия Макарыча — писатели приезжают, актеры, режиссеры, просто почитатели таланта. Собираются вокруг красивого памятника на горе Пикет, воспоминаниями делятся, прозу Шукшина читают.

Мы к памятнику проехать не смогли — замело все вокруг. Зашли в здание школы, где учился Вася Шукшин. Класс его хорошо сохранился, парты, наглядная агитация на стенах (по нынешним временам — забавная). Много документов, фотографий, плакатов к фильмам - «Печки-Лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину».
К фильму «Живет такой парень» у нас отношение особое — там Белла Ахмадуллина играет журналистку «Комсомольской правды». Не главная роль (главная — у Леонида Куравлева), а все ж приятно.
Есть еще в Сростках дом, где Шукшин детство провел, и усадьба, которую он матери купил.

Хорошее место Сростки, важное. И душевное.

А еще мы попросили нас завезти на знаменитый завод «Эвалар», где делают всевозможные лекарства, витамины и биологически активные добавки. Ну просто странно было бы не заехать, раз уж мы тут оказались.

Провели нас по цехам. Но не по всем — есть совсем уж стерильные зоны, куда даже в бахилах, халатах и шапочках нельзя. В одном месте зам. директора по производству Дмитрий Иноземцев (он для нас экскурсию проводил) даже велел мне специальный чехол на бороду надеть. Жалко я селфи не сделал.
С одной стороны — технология какая-то совершенно фантастическая, с другой — хорошее знание народной медицины: какая травка от чего помогает. Уж по этой части на Алтае всегда хорошо было. Только теперь это все на строго научной основе.

В общем, хорошо мы по «Эвалару» походили. Много новых слов, но мы не боимся нового, так что экскурсия признана полезной и познавательной, большое журналистское спасибо.

Домой

Ну дальше все просто: ночлег в Барнауле, рейс на Москву. К нашему возвращению морозы в столице были сильнее, чем на Алтае, да и снега навалило, кажется, не меньше. Так и хотелось по привычке сесть утром на снегоход и рвануть на работу.

Ну и в конце по традиции - несколько картинок с нашего маршрута. По-моему, довольно красиво.