Топ-100 лучших сериалов 2017: что смотрят россияне в этом году

«КП» изучила список 100 самых популярных сериалов в первом полугодии 2017 года

Сергей ЕФИМОВ
Зав. отделом телевидения
Из всего многообразия сериалов на российских телеканалах зрители предпочитают детективы и криминальные драмы. Такой вывод можно сделать, исходя из анализа перечня 100 самых популярных сериалов в первом полугодии 2017 годаисследовательской компании Mediascope. 63 первые строчки списка (то есть 63%, поскольку в данном случае количество совпадает с процентовкой) занимают именно детективы.

Мелодрамы, которые вроде бы правят бал на главных кнопках, лишь на втором месте - 29%. Третью позицию занимают дорогостоящие исторические драмы - 6%, замыкают жанровое деление комедии - 2%.

Почти все сериалы в Топ-100 российского производства - 84%, еще 8% сняты на Украине, 7% - совместного производства России и какой-либо другой страны. И только 1% - это сериал зарубежного производства (речь о британском «Шерлоке»).
Подавляющее большинство сериалов из сотни (43%) показали на НТВ, 35% - на «России 1», 16% - на Первом канале, 2% - на ТНТ, 2% - на РЕН, по 1% - на СТС и Пятом канале.

Как правило, действие разворачивается в наши дни — 83%; в до- и послереволюционные годы — 8%; Во время Великой Отечественной войны или сразу после нее — 4%; в эпоху развитого социализма — 3%, в 1990-е — 2%.

Почти всегда главные герои выдуманы — 95%, в 5% случаев сериалы были про реальных исторических личностей.

53% сериалов — это премьеры, остальные 47% - это повторы.

Самым популярным в первом полугодии 2017 года стал сериал «Екатерина. Взлет» на канале «Россия 1».

Екатерина.Взлет.Трейлер 2016.

МНЕНИЕ

«Успешные сериалы апеллируют к эмоциям, а не к интеллекту»


Сразу несколько сериалов в Топ-100 были сняты кинокомпанией «Русское», высшее достижение которой — вторая строчка с проектом «Склифосовский. Реанимация» («Россия 1»). Итоги первого полугодия комментирует генеральный продюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова:

- Что в «Склифосовском» такого, что у него оказался такой высокий рейтинг?

- Наверное, честность и отсутствие фальши. С самого первого сезона вся творческая группа стремилась к максимальной достоверности во всем, что касается медицины. Мы стремимся к той же честности и в тех историях, что рассказываем на экране. Да, это выдуманные истории, но они черпаются бессменным сценаристом проекта Екатериной Тирдатовой из реальной жизни, которая происходит прямо сейчас, у нас на глазах. Для всей команды «Склифосовский» - это не просто работа, это значимая часть жизни. Когда стирается грань между актером и персонажем, создается ощущение достоверности и правды, которое подкупает зрителей.
- Какие сериалы, на ваш взгляд, сейчас востребованы российским телевидением, а какие нет?

- Если бы я знала точный ответ на этот вопрос, первую десятку рейтинга самых успешных проектов занимали бы исключительно сериалы и фильмы кинокомпании «Русское». Телевизионная аудитория очень дискретна, как и все наше общество. Разница во вкусах и предпочтениях слишком велика, чтобы пытаться свести все к одной простой формуле. Не зря сейчас столько нишевых каналов и такое разнообразие проектов, как по жанрам, так и по тематике. Мы стараемся придерживаться простых правил: то, о чем мы рассказываем, должно быть понятно, интересно и близко зрителю. Чаще всего успешные телепроекты рассказывают об обычных людях, с которыми зритель себя с легкостью ассоциирует, в некой кризисной ситуации. Если зрителю понятны и близки мотивация и поступки героев, если есть ощущение «я поступил бы так же», есть надежда, что проект оценят по достоинству.

- Почему в лидерах так много незайтейливых мелодрам и детективов?

- Посмотрите внимательно хотя бы на первую двадцатку. Там мало «незатейливых» проектов! И с точки зрения сюжета, и с точки зрения уровня производства. Это очень достойные работы, которые не заслуживают пренебрежительной оценки. Да, возможно в большей части современные успешные проекты апеллируют скорее к эмоциям, нежели к интеллекту зрителей, но так и задача праймового игрового телевидения все-таки развлекать, а не поучать.
ТОП-10 самых популярных сериалов
(первое полугодие 2017)
Комментарии специалистов
На ТВ слишком много ограничений

«Сериалов снимается море, но востребованность зрительская и продюсерская - разные вещи. Со временем все интересные, живые и болевые темы уйдут в интернет-сериалы, потому что на ТВ слишком много ограничений. Девушки, приехавшие из провинции, надоели даже самим этим девушкам. Бесконечные стрелялки - тоже. Зрители хотят сложных психологических историй про их реальную жизнь, а получают по большей части картонные неживые заезженные конструкции.

Конечно, на этом фоне пользуются успехом исторические фильмы, но это дорого, мистические, недальнее ретро — 70-е и 80-е и современные истории, где авторы отходят от шаблонов и им удается «пропихнуть» хоть какое-то нетривиальное, нестандартное высказывание».
Елена Исаева, сценарист
Все эксплуатируют тему тяжелой женской доли

«Герой-полицейский перестал быть интересен зрителю, массово снял форму и отправился расследовать преступления в качестве консультанта неясной этиологии, писателя, врача, ученого или психолога. При этом он стал менее брутален и очень часто откровенно инфантилен. Чисто полицейские шоу остались, конечно, но в основном это старожилы, выдержавшие сезонов десять.

Новый тренд – семейные ценности, истории женского успеха. Почти все праймовые сериалы, от производственных драм до ситкомов, в той или иной мере эксплуатируют тему ТЖД («тяжелая женская доля») и ГВГ («глаза в глаза»). Мощные, но не «золотые» проекты идут в предпрайм.

Альтернативой телевизору становится интернет. Пока главные каналы только наводят подзорную трубу на новый сектор, независимый режиссер Арсений Гончуков, например, запускает уже второй сезон веб-сериала «Район тьмы». Очень похоже на начало нового сериального тренда».
Валерия Винс, сценарист
Фэнтези и эстетизм не прокатят

«Беспроигрышная идея - многофункциональный детектив, где на сюжетную детективную линию нанизывается все подряд - и мелодрама, и мистика, и триллер, и «мимими». Пример: «Странные вещи» (США): неимоверный успех! Потому что есть отсылка к ретро (80-е), есть детектив, странность, элемент семейного кино (фигурируют и подростки, и их родители). В России не прокатят фэнтези и эстетизм, тема «высоколобых». Уверена, не пойдет сериал об искусстве (а вот в Америке, например, на ура прошла «Вражда» - малосерийка про гениальных актрис)».
Анонимный сценарист
РЕЙТИНГ
100 самых популярных сериалов на российских телеканалах в первом полугодии 2017 года
(по данным Mediascope)

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda