Главная (выберите раздел)

Лихие 90-е в кино и сериалах. Почему сегодня так привлекательна советская эпоха?

Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 18 февраля 2021
Лихие 90-е в кино и сериалах. Почему сегодня так привлекательна советская эпоха?

Сюжеты про 80-е, 90-е все чаще появляются в современных фильмах и сериалах. Два десятилетия – подходящий срок для того, чтобы отрефлексировать воспоминания, потому сегодня интерес к осмыслению 90-х – один из ключевых для мирового кино. И Россия в этом плане не исключение. Об эпохе снимают драмы с неизбежной криминальной подоплекой, комедии с упором на атрибутику времени или музыку, жанровые аттракционы с детективными или мелодраматическими линиями.

Но если присмотреться ближе, станет понятно, что привлекательна не столько сама эпоха в вакууме, хотя ее и старались романтизировать такие фильмы, как «Бригада» или «Бумер», сколько молодость зрителя. Дороги его воспоминания. Ключевая аудитория 25-45 лет — ностальгирует по беззаботным временам детства и юности. Когда родители были молоды, на работу не надо было вставать каждый день, случился первый поцелуй и первая песня группы «Кино». В этой подборке мы собрали актуальные фильмы и сериалы, наполненные отсылками к тому времени, которые дадут вам возможность еще раз вернуться в неповторимую эпоху 90-х

«Мир, дружба, жвачка»

Один из лучших сериалов про подростков в 90-е, «Мир, дружба, жвачка» — это история об обычном подростке, который пытается найти своё место в жизни на фоне глобальных перемен в стране и собственной семье.

На дворе лето 1993 года, и вся страна находится на рубеже необратимых изменений, когда ей придётся сделать выбор – по какому из путей идти дальше…

Фото: кадр из фильма

Главный герой – Санька Рябинин, 14, простой находчивый паренёк «с соседнего двора». Он ищет приключений, не хочет ходить в музыкалку, страдает от хулиганов и не знает, как общаться с девочками. Санька верен друзьям, любит свою семью и обладает обострённым чувством справедливости. Он стремится сделать счастливыми всех своих близких, даже если они сами этого не хотят. Любовь, драки, музыка тех времен — все это очень точный слепок. Узел, в котором, как в «Брате-2» в свое время (к нему в сериале есть много отсылок) сошлись разные пласты социальной и культурной жизни: афганцы, униженная интеллигенция, нищие преподаватели, ваучеры, кассетные магнитофоны и компьютерные клубы, продажные представители власти, Татьяна Буланова и Dr.Alban.

«Батя»

«Батя» с Владимиром Вдовиченковым, комиком Стасом Старовойтовым, а также Надеждой Михалковой и Еленой Лядовой — новая комедия о том, как суровый отец воспитывал своего сына в 90-е.

К Максу (Стас Старовойтов) на свой 70-летний юбилей обещал приехать его батя (Владимир Вдовиченков), но, как всегда, не приехал. Батя – персонаж сложный, он неразговорчивый отец, ворчливый дед, равнодушный свёкор. И тогда Макс вместе с женой и детьми решает сам навестить батю. Глядя на то, как его дети в дороге регулярно ругаются, выпрашивают планшет и не слушаются маму, Макс вспоминает свое детство и то, как его воспитывал батя. Как ходили в чебуречку со столами, которые казались недостижимо высокими. Как выбивали с ним ковры среди таких жевысоких сугробов. Как лечились луком и чесноком, как боялись, что батя вымоет рот с мылом, как послушно стояли в углу, как скучали на застольях у взрослых…

Фото: кадр из фильма

При этом «Батя», не только комедийная история про 90-е, это история про поколения, про разницу между ними, и про то, что любой батя, какой бы он ни был, все равно желает своим детям добра.

«Бык»

Победитель «Кинотавра»-2019, режиссерский дебют режиссера Бориса Акопова, посвященный рефлексии по лихим 90-м. Криминальная драма, в центре которой оказывается молодой лидер преступной группировки Антон Быков по прозвищу «Бык».

Фото: кадр из фильма

Чтобы прокормить семью, он вынужден зарабатывать любыми возможными способами. После очередной «стрелки» он оказывается в милиции, откуда его вытаскивает преступный авторитет из Москвы. Разумеется, не просто так — теперь Антон у него в долгу. И у него нет другого пути, как пойти на еще одно преступление.

Идеальное кино для всех, кто хочется посмотреть криминальную драму про 90-е, но устал пересматривать «Брат» и «Бумер».

«Родные»

Креативный продюсер и сценарист картины Жора Крыжовников («Горько», «Звоните ДиКаприо!»), режиссер — Илья Аксенов, ранее снявший фильмы «На край света», «Квнщики». Глава семейства (Сергей Бурунов) решает исполнить свою мечту и отправляется вместе с родными на Грушинский фестиваль. Сев в машину они начнут свое безумное путешествие через всю страну.

Фото: кадр из фильма

Несмотря на то, что действие комедийного роуд-муви «Родные» происходит в наше время, фильм буквально пронизан эстетикой 90-х и отсылками к эпохе, начиная от «Ласкового мая» в саундтреке и заканчивая камео Андрея Григорьева-Апполонова, лидера главного бойз-бенда второй половины 90-х Иванушки International. В фильме также сыграли Ирина Пегова, Семен Трескунов, Лиза Монеточка, Катерина Беккер, Сергей Шакуров, Анна Уколова и Никита Павленко. Премьера в кино — 11 февраля.

«Хрусталь»

Драмеди, снятая Дарьей Жук, совместное производство Беларуси, Германии, США и России. В основе сценария лежит реальная история, которую режиссёру рассказала подруга. Также при создании фильма Жук вдохновлялась фильмом Сьюзен Зейделман «Осколки», «Идой» Павла Павликовского и ранними фильмами Джима Джармуша и Киры Муратовой.

Фото: кадр из фильма

Фильм рассказывает о минской девушке Веле, которая в начале 90-х приезжает в посёлок к незнакомым людям, чтобы с их помощью уехать в США. Главная героиня — диджей. Она мечтает попасть в Чикаго, чтобы посетить колыбельную хауса. «Она молода и полна иллюзий, она всё еще чувствует себя центром своего мира. Она – архетип американца, застрявшего в постсоветском беспорядке. Свобода, которую она ищет, недоступна, и в той реальности, в которой она живет, индивидуализм не всегда побеждает. Каждый шаг ее приключения постоянно бросает вызов ее убеждениям и подходу к жизни», — вот как описывает сюжет режиссер Дарья Жук. Главные роли в

«Хрустале» сыграли Алина Насибуллина, Иван Мулин, Юрий Борисов, Светлана Аникей и Илья Капанец.

«Печень, или История одного стартапа»

Криминальная комедия, снятая режиссером Иваном Снежкиным — еще один дебют в нашем списке. Отец Ивана известный советский сценарист, кинорежиссер и продюсер, а также народный артист РФ Сергей Снежкин.

Фото: кадр из фильма

Санкт-Петербург, начало 90-х. Трое друзей Вова, Алексей и Мамед отстранены от выпускных экзаменов. Они решают открыть собственный бизнес, а для этого им нужны деньги. Герои встречают на своем пути криминального авторитета Костика, которому срочно требуется пересадка печени. В фильме сыграли Даниил Вахрушев, Сергей Маковецкий и Евгения Добровольская.

«Мне было интересно снять кино про своих сверстников и очень любопытно попробовать воссоздать 90-е годы, которые я застал лишь в детстве. Мне кажется важным разрушить шаблон о 90-х, как о «лихих» годах, где повсюду гуляли бандиты в малиновых пиджаках и спортивных костюмах. Это уже все видели, и, соответственно, это неинтересно. У нас в фильме будет другой образ времени. Наш фильм — это не просто комедия с криминальным сюжетом, это лента о взрослении нации», — рассказал режиссер Иван Снежкин.